Издержки – вниз, продажи – вверх. 78 проверенных способов увеличить вашу прибыль.

Шаг 31. Научно-исследовательские работы.

Эффективное управление научно-исследовательскими работами всегда было сложной и в некотором смысле даже более крупной проблемой, чем управление компьютерной техникой.

Руководители избегают детального изучения этой проблемы по той же причине, что и проблемы управления компьютерами. Ведь руководитель считается самым знающим среди персонала, а сталкиваясь с необходимостью обсуждения со специалистами специфических научных проблем, он нередко теряется, чувствуя себя профаном. Поэтому чаще всего руководители оставляют решение связанных с научными исследованиями проблем на усмотрение исполнителей, полагаясь на их компетентность и добросовестность.

С одной стороны, это правильно: ученые лучше других знакомы с проблемами научных исследований. С другой стороны, это плохо, поскольку ученые не знают специфики бизнеса, менеджмента и получения прибыли. К сожалению, доверяя исследователям, вы полагаетесь на то, что они в одинаковой степени владеют и тем и другим.

Считается, что Веll Lаbs – лучшая исследовательская организация в мире. «Что это означает?» – спрашиваю я. Мне отвечают: «У них в штате большее число докторов наук занимаются новейшими разработками в своей области по сравнению с какой-либо другой компанией». Возможно, это так и есть. К сожалению, возможно и то, что с точки зрения коммерции они приносят гораздо меньше прибыли, чем любая другая исследовательская организация. В таком случае они лучшие или худшие?

Как и многое из описанного в данной книге, экономия в области научных исследований (НИ) – не премудрость, а в основном здравый смысл. Просто для этого требуется ваше постоянное внимание. Вот наиболее общие правила.

– Рассматривайте каждую статью расходов на НИ с той же скрупулезностью, с какой вы рассматриваете те статьи расходов, в которых достаточно компетентны.

– Не позволяйте ученым или инженерам втягивать вас в научные дискуссии. Если они не могут объяснить преимущества проекта простым общедоступным языком, не финансируйте его. Настаивайте на этом, не позволяйте вашему незнанию (вполне естественному) и недостатку опыта заставить вас сдаться и уступить. В самом деле, если они не могут разъяснить нормальным языком ценность проекта, то как же вы сможете контролировать его, как же продавцы смогут реализовать результаты проекта?

– Пусть сотрудники научно-исследовательского подразделения классифицируют проекты по следующим пяти категориям:

1) основные, или фундаментальные научные исследования;

2) исследования в области новых видов продукции;

3) исследования по усовершенствованию выпускаемой продукции;

4) исследования производственных процессов с целью их удешевления;

5) исследования в интересах потребителя, направленные на адаптацию продукции вашей компании к требованиям рынка.

Такая подготовительная работа будет очень полезной, она поможет специалистам по НИ оценить проекты с точки зрения их ценности для бизнеса и прибыли и описать их, используя общедоступные термины и понятия. Замечу, кстати, что наиболее прибыльные компании затрачивают гораздо больше средств на НИ категорий 5 и 4, чем категории 1, по сравнению со своими менее удачливыми конкурентами. Они также затрачивают больше на НИ категории 3, чем конкуренты. Худшие или посредственные компании делают все наоборот.

Вот еще несколько советов, которые помогут вам оценить НИ с точки зрения их ценности для получения прибыли.

– Кто чаще получает вознаграждение (или поощряется руководством, или отмечается во внутрифирменных циркулярах и т. д.): исследователь, который добился прорыва в науке (но не коммерциализируемого), или тот, чье рационализаторское предложение позволило сократить производственные затраты на полцента на единицу продукции? Как правило, первый. А должно быть наоборот.

– Насколько успешно в вашей компании происходит внутрифирменный обмен технологиями и освоение новшеств, разработанных подразделениями НИ различных отделений вашей фирмы? Как правило, специалисты по НИ неохотно заимствуют новые технологии у своих коллег из смежного отделения: для ученых главное – разработать что-либо самостоятельно. Установите в своей компании систему обмена и заимствования новшеств между бизнесом А и бизнесом Б, между вашим предприятием в Алабаме и вашим же предприятием в Барселоне. И тогда, возможно, вы увидите, что штат подразделения НИ можно вдвое сократить.

– Какова идеология (философия) вашей фирмы в области НИ: создавать передовую технологию или ресурсосберегающее производство, ориентированное на потребителя, то есть увеличивающее прибыль? Упор должен быть сделан на последнее, именно это должно быть приоритетом для всей организации. Ученые и исследователи сами по себе не ориентированы на прибыль и коммерческий успех в силу специфики своей подготовки и деятельности. До тех пор пока вы не проявите личного интереса к повышению отдачи от НИ на каждый вложенный доллар, вы будете нести колоссальные финансовые потери.

В то же время в отличие от других в подразделении НИ вы не встретите такого сильного сопротивления вашим планам и решениям. Интеллектуалы, как правило, люди чрезвычайно восприимчивые, дружелюбно настроенные к новым идеям. Всякий раз, когда мне приходилось работать с научными организациями, ученые мужи буквально на лету схватывали основу философии бизнеса – максимизацию прибыли – и с легкостью перестраивали свою деятельность, направляя ее в нужное русло. Ученые, как правило, конструктивно настроены по отношению к новшествам и изменениям, кроме того, они почти всегда покладисты: все, что им нужно, – хорошее руководство.