Организационное поведение: практикум.

ЧАСТЬ I. МЕНЕДЖЕР, ЛИЧНОСТЬ, ГРУППА В СИСТЕМЕ ОРГАНИЗАЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ. Тема 1. ОРГАНИЗАЦИЯ И ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА ОРГАНИЗАЦИИ. 1.1. Тест «Входной контроль знаний». 1.2. Ключ к тесту «Входной контроль знаний». 1.3. Контрольные вопросы. Тема 2. СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И МОДЕЛЬ КАЧЕСТВ МЕНЕДЖЕРА. 2.1. Деловая игра «Контракт с руководителем». Производственная ситуация. Информация о кандидатах на выдвижение. Участники деловой игры. Этапы проведения деловой игры. Правила ведения игры. Подведение итогов деловой игры. Задания и инструкции к деловой игре. Инструктаж для руководителя. 1.1.1. Классификация и критерии профессиональной оценки качеств руководителя трудового коллектива. 1.1.2. Профессиональная компетентность. 1.1.3. Организаторские качества руководителя. 1.1.4. Политическая культура. 1.1.5. Деловитость руководителя. 1.1.6. Моральные качества руководителя. 1.1.7. Работоспособность руководителя. Содержание производственных требований к качествам руководителя производства и трудового коллектива. Матрица распределения ролей в деловой игре. Матрица оценки кандидатов на выдвижение общим требованиям к руководителю. Матрица соответствия кандидатов на выдвижение производственной обстановке в трудовом коллективе. Форма бюллетеня для тайного голосования членов конкурсной комиссии. Таблица для подсчета результатов тайного голосования. Итоговые результаты опроса по оценке рангов и значимости качеств хозяйственных руководителей. Анкета оценки деловой игры. Должностные обязанности и квалификационная характеристика руководителя строительной организации. 2.2. Тест «Современный ли вы руководитель?». 1. Профессиональная компетентность. 1.1. Организационно-управленческая культура (оценивается в баллах от 0 до 5). 1.2. Экономическая культура (оценивается в баллах от 0 до 5). 1.3. Правовая культура (оценивается в баллах от 0 до 5). 1.4. Опыт руководства (оценивается в баллах от 0 до5). 1.5. Опыт предпринимательства (оценивается в баллах от 0 до 5). 2. Организаторские качества. 2.1. Тяга к лидерству (оценивается в баллах от 0 до 5). 2.2. Умение контактировать с людьми (коммуникабельность) (оценивается в баллах от 0 до 5). 2.3. Умение организовать совместную деятельность в трудовом коллективе (оценивается в баллах от 0 до 5). 2.4. Личный авторитет (оценивается в баллах от 0 до 5). 3. Деловитость. 3.1. Умение стратегически мыслить (оценивается в баллах от 0 до 5). 3.2. Предприимчивость (оценивается в баллах от 0 до 5). 3.3. Личная организованность (оценивается в баллах от 0 до 5). 4. Нравственные качества. 4.1. Духовные качества (оценивается в баллах от 0 до 5). 4.2. Культура поведения (оценивается в баллах от 0 до 5). 5. Политическая культура. 5.1. Общая политическая культура (оценивается в баллах от 0 до 5). 5.2. Умение понимать и учитывать общественные интересы (оценивается в баллах от 0 до 5). 5.3. Умение понимать и учитывать интересы личности работника и трудового коллектива (оценивается в баллах от 0 до 5). 6. Работоспособность. 6.1. Физический потенциал (оценивается в баллах от 0 до 5). 6.2. Эмоционально-волевой потенциал (оценивается в баллах от 0 до 5). 2.3. Тест «Можете ли вы быть руководителем?». 2.4. Тест «Ваши деловые качества». 2.5. Тест «Ваша коммуникабельность». 2.6. Тест «Соответствие индивидуальных особенностей человека профессии менеджера». 2.7. Тест «Соответствие здоровья человека профессии менеджера». 2.8. Ключи и результаты тестов. 2.9. Контрольные вопросы. Тема 3. ЛИЧНОСТЬ В ОРГАНИЗАЦИИ. 3.1. Тест «Ваш темперамент». 3.2. Тест «Каков ваш характер?» [54, с. 201] 3.3. Тест «Основные характеристики в общении». 3.4. Тест «Уверенность в себе» [26, с. 263] 3.5. Тест «Самооценка уверенности в действиях» [54, с. 252] 3.6. Тест «Решительны ли вы?». 3.7. Тест «Сила воли» [26, с. 251] 3.8. Тест «Организованный ли вы человек?»[54, с. 235] 3.9. Ключи и результаты тестов. 3.10. Конкретные ситуации. 3.11. Контрольные вопросы. Тема 4. ГРУППА И ГРУППОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ. 4.1. Деловая игра «Социально-психологический климат в коллективе». Порядок проведения деловой игры. Производственная ситуация. Участники деловой игры. Подготовка к игре. Правила игры. Социально-психологические отношения в первичном трудовом коллективе. Социометрическая карточка. Социометрическая таблица. Графический метод. Метод полярных профилей. Метод групповых оценок. Матрица распределения ролей участников и подведения итогов деловой игры. Социометрическая таблица коллектива А. Социометрическая таблица коллектива Б. Социометрические таблицы бригад участка А. Социоматрица первой бригады. Социоматрица второй бригады. Социометрические таблицы бригад участка Б. Социоматрица первой бригады. Социоматрица второй бригады. Матрица показателей социально-психологических отношений на участке А. Матрица показателей социально-психологических отношений на участке Б. 4.2. Тест «Привлекательность группы». 4.3. Тест «Коммуникативность и адаптация работникав коллективе» [26, с. 120] 4.4. Тест «Авторитет работника в коллективе» [26, с. 59] 4.5. Ключи и результаты тестов. 4.6. Конкретные ситуации. 4.7. Контрольные вопросы. ЧАСТЬ II. МЕТОДЫ РУКОВОДСТВА. Тема 5. ОРГАНИЗАЦИОННО-РАСПОРЯДИТЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫ РУКОВОДСТВА. 5.1. Тест «Умеете ли вы отдавать распоряжения?» [46, с. 100] 5.2. Тест «Эффективность руководства» [28, с. 395] 5.3. Ключи и результаты тестов. 5.4. Конкретные ситуации. 5.5. Практическое задание «Сравнение различных методов влияния». 5.6. Контрольные вопросы. Тема 6. ДЕЛЕГИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ. 6.1. Тест «Делегирование полномочий» [2, с. 741] 6.2. Ключи и результаты теста. 6.3. Конкретные ситуации. 6.4. Контрольные вопросы. Тема 7. МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА. 7.1. Тест «Мотивация к успеху» [27, с. 201] 7.2. Тест «Потребность в достижении успеха» [26, с. 202] 7.3. Ключи и результаты тестов. 7.4. Конкретные ситуации. 7.5. Контрольные вопросы. Тема 8. ПООЩРЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ. 8.1. Тест «Способны ли вы быть „жестким руководителем“?» [26, с. 80] 8.2.Ключи и результаты теста. 8.3. Конкретные ситуации. 8.4. Контрольные вопросы. Тема 9. МОТИВАЦИЯ ПЕРСОНАЛА: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ. 9.1. Тест «Мотивация к избеганию неудач». 9.2. Ключи и результаты теста. 9.3. Контрольные вопросы. Тема 10. СТИЛЬ РУКОВОДСТВА. 10.1. Тест «Проектирование индивидуального стиля руководства» [2, с. 61] 10.2. Тест «Стили руководства». Я – руководитель коллектива. 10.3. Ключи и результаты тестов. Количественные результаты оценки. Количественные результаты оценки. Матрица оценки результатов теста. 10.4. Практические задания. 10.5. Контрольные вопросы. Тема 11. УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ: ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С ПЕРСОНАЛОМ. 11.1. Тест «Определение причин трудностей в общении с подчиненными» [26, с. 127] 11.2. Тест «Умеете ли вы влиять на других?»[26, с. 122] 11.3. Тест «Выявление ориентации руководителя на задание и на людей». 11.4. Тест «Умеете ли вы вести деловые совещания?»[54, с. 274] 11.5. Тест «Владеете ли вы аудиторией?». 11.6. Ключи и результаты тестов. 11.7. Деловая игра «Деловые переговоры». Порядок проведения деловой игры. Классификация и критерии оценки процедуры ведения деловых переговоров. Подготовка к ведению деловых переговоров. Формирование ситуации. Психология поведения. Порядок ведения переговоров. Этика переговоров. 11.8. Деловая игра «Фирма „Электро“ и ее директор». 11.9. Конкретные ситуации. 11.10. Контрольные вопросы. Тема 12. КОНФЛИКТЫ В ОРГАНИЗАЦИИ. 12.1. Деловая игра «В коллектив пришел новичок». Производственная ситуация. Порядок проведения деловой игры. Подготовка к игре. Правила подведения итогов деловой игры. Участники деловой игры. Постановка задач участникам игры. Матрица распределения ролей и подведения итогов деловой игры. 12.2. Тест «Склонны ли вы к стрессам?». 12.3. Тест «Конфликтная личность» [54, с. 248] 12.4. Тест «Не слишком ли вы агрессивны?». 12.5. Ключи и результаты тестов. 12.6. Конкретные ситуации. 12.7. Контрольные вопросы. Тема 13. УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ: ИНДИВИДУАЛЬНАЯ БЕСЕДА С ПОДЧИНЕННЫМ. 13.1. Деловая игра «Индивидуальная беседа с подчиненным». Порядок проведения деловой игры. Производственная ситуация. Участники деловой игры. Постановка задач участникам игры. Подготовка к деловой игре. Правила деловой игры. Матрица распределения ролей участников и подведение итогов деловой игры «Индивидуальная беседа». Правила и приемы проведения индивидуальной беседы (теоретический минимум). 13.2. Тест «Умеете ли вы быть хорошим собеседником?»[26, с. 124] 13.3. Тест «Умеете ли вы вести деловые беседы?». 13.4. Ключи и результаты тестов. 13.5. Конкретные ситуации. 13.6. Контрольные вопросы. Тема 14. УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ: ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С РУКОВОДИТЕЛЕМ. 14.1. Деловая игра «Деловое общение». Порядок проведения деловой игры. Задания участникам. Самоконтроль в общении. Условия делового взаимодействия. 14.2. Практические задания «Вы и ваше руководство». 14.3. Контрольные вопросы. Тема 15. РУКОВОДИТЕЛИ-ЖЕНЩИНЫ. 15.1. Тест «Домашний очаг или офис?». 15.2. Тест «Ждет ли вас успех в бизнесе?». 15.3. Ключи и результаты тестов. 15.4. Контрольные вопросы. ЧАСТЬ III. ЛИДЕРСТВО,УПРАВЛЕНИЕ КОМАНДОЙ И ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА. Тема 16. ЛИДЕРСТВО В ОРГАНИЗАЦИИ. 16.1. Тест «Лидер» [27, с. 373] 16.2. Тест «Есть ли у вас задатки лидера?»[15, с. 205] 16.3. Тест «Кто вы: капитан или рядовой?» [51, с. 120] 16.4. Тест «Способны ли вы вовремя захватить инициативу в свои руки?» [51, с. 133] 16.5. Тест «Администратор или лидер?» [28, с. 57] 16.6. Ключи и результаты тестов. 16.7. Конкретные ситуации. 16.8. Контрольные вопросы. Тема 17. КОМАНДА МЕНЕДЖЕРА. 17.1. Тест «Какой вы руководитель?» [26, с. 98] 17.2. Ключи и результаты теста. 17.3. Деловая игра «Распределение ролей». 17.4. Конкретные ситуации. 17.5. Контрольные вопросы. Тема 18. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА. 18.1. Конкретная ситуация. 18.2. Контрольные вопросы. ТЕМА 19. УПРАВЛЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЯМИ В ОРГАНИЗАЦИИ. 19.1. Тест «Готовы ли вы к нововведениям?» [2, с. 127] 19.2. Ключи и результаты теста. 19.3. Конкретные ситуации. 19.4. Контрольные вопросы. ЧАСТЬ IV. ПЕРСОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ И ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ МАРКЕТИНГ. Тема 20. ПЕРСОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ. 20.1. Конкретные ситуации. 20.2. Контрольные вопросы. Тема 21. ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ МАРКЕТИНГ. 21.1. Тест «Эффективность представления клиентуре товара и услуг вашей фирмы». 21.2. Тест «Этика бизнеса». 21.3. Ключи и результаты тестов. 21.4. Контрольные вопросы. Тема 22. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА. 22.1. Деловая игра «Особенности организационного поведения с учетом национального аспекта». 1. США. 2. Великобритания. 3. Франция. 4. Япония. 5. Китай. 6. Арабские страны. 22.2. Контрольные вопросы. Заключение. Библиография. Об авторах. Примечания. 1.
Семен Давыдович Резник, Ирина Анатольевна Игошина.