Оценка поведения.

Книга предназначена тем, кто хочет управлять лучше, но слишком занят, чтобы учиться.

Постоянно взаимодействуя с другими людьми, мы учимся разбираться в них. В основном людей оценивают, основываясь на их поведении. Но нельзя оценивать человека только таким образом, как нельзя оценить размер айсберга только по его вершине. Как известно, 90% его объема находится под водой. И никто не знает, что являет собой та его часть, которая скрывается в глубинах океана.

Когда люди ведут себя хорошо, нет необходимости разбираться, почему они себя так ведут. Но когда люди ведут себя плохо, это становится темой для размышлений. Выяснив причины плохого поведения, вы будете намного легче справляться с ним.

Эта книга объяснит и поможет понять поведение других людей, поможет проникнуть в его суть и даже разобраться в собственном поведении.

Анализ поведения людей.

Не зная, что могло стать причиной определенных поступков или действий человека, невозможно судить о них. Помните: нельзя делать необоснованные выводы. Умение видеть разницу между тем, что произошло, и выводом о том, что произошло, позволяет понять причины поведения.

Оценка поведения.

Очень часто мы делаем необоснованные выводы о поступках других людей, руководствуясь лишь некоторыми своими наблюдениями. Например, иногда человек кажется «неприятным» только потому, что постоянно вам возражает, или же «хорошим», потому что уделяет вам много внимания.

Нам свойственно путать проявления характера с поведением. Мы делаем выводы, обращая внимание только на те моменты в поведении людей, которые подтверждают наше мнение о них. Например, нередко можно услышать:

• У него проблемы с поведением.

• У него неправильная позиция.

• Он слишком решительный.

При оценке действий других людей отмежевание от личного мнения о них дает возможность сделать обоснованный вывод о том, почему люди ведут себя так, а не иначе.

Толкование причин поведения.

Выяснить причины поведения не всегда просто. Если вы попытаетесь объяснить поступок человека, не выяснив, совершил он его умышленно или нет, то у вас, скорее всего, сложится ошибочное мнение о нем. Например, если ваш знакомый проходит мимо, не обращая на вас никакого внимания, вы сочтете это пренебрежением с его стороны и при следующей встрече будете игнорировать его.

Если же вы сделаете вывод, что он поступил так непреднамеренно, то вам придется искать объяснение такому поведению и в случае необходимости предложить знакомому помощь. С одной стороны, невозможно наперед знать причины поведения человека, можно только наблюдать за тем, что делают люди, и потом стараться объяснить их поступки. Уверенность в преднамеренности поведения позволяет замечать его причины. С другой стороны, если вы ведете себя неадекватно в силу каких-то причин, то уверены, что такое поведение воспринимается людьми как неумышленное.

Основная причина плохого поведения – отсутствие выбора. Вместе с тем известная аксиома гласит: люди должны контролировать свои действия.

Классификация поведения.

Очень трудно изменить неадекватное поведение, не зная его причин. Различают три основные модели поведения, которые позволяют выяснить, почему люди действуют определенным образом.

1. Естественное поведение определяется характером и личным опытом человека.

2. Неадекватное поведение проявляется, когда человек попадает в неблагоприятную или стрессовую ситуацию.

3. Защитное поведение обусловлено глубокими эмоциональными потребностями.

Зная, что поведение меняется по разным причинам, можно объективно оценить, определить, почему люди ведут себя так, а не иначе.

Делаем выводы.

Оценивая поведение, трудно избежать субъективного толкования. Перед тем как сделать вывод о причине того или иного поступка, необходимо сосредоточиться именно на том, что происходит. Вы сможете понять происходящее, как только научитесь объективно оценивать его.

Спросите себя.

Проанализируйте, как вы реагируете на поведение людей, и дайте ответы на следующие вопросы.

Всегда ли вам легко объективно оценивать поведение других людей?

Делаете ли вы выводы о человеке, основываясь на наблюдении одного или двух аспектов его поведения?

Можете ли вы отличить поведение от проявлений характера?

Считаете ли вы, что люди знают, что делают?

Верите ли вы в то, что в большинстве случаев поступки совершаются умышленно?

Приписываете ли вы другим людям мотивы поведения, которые никогда не приписали бы себе?

Всегда ли вы можете правильно оценить поведение других людей?

Если на один или несколько вопросов вы ответили утвердительно, следует задуматься, правильно ли вы оцениваете поведение людей.

Все получится, если…

осознавать, что нелегко объективно оценить поведение;

не делать необоснованных выводов;

не путать поведение с проявлениями характера человека;

понимать, что люди необязательно должны контролировать свое поведение;

осознавать, что понять поведение гораздо сложнее, чем кажется.

Естественное поведение.

Для того чтобы лучше понять поведение людей, нужно помнить, что поведение человека складывается из опыта и характера, которые непосредственно влияют на их суждения и поступки. Именно поэтому люди по-разному смотрят на вещи и по-разному ведут себя.

Если бы у всех было образцовое поведение и все были бы добрыми, честными, спокойными, настойчивыми, услужливыми, открытыми, старались поддержать других, беспокоились о них, не возникало бы необходимости изучать поведение. Но, к сожалению, это не так. Поэтому приходится глубоко вникать в поведение людей, чтобы понять, что заставляет их вести себя тем или иным образом.

Поведение в целом зависит от трех основных факторов: природы (наследственности), воспитания (окружения) и пола (половой принадлежности).

Темперамент.

Каждый человек обладает совокупностью врожденных характеристик, обусловленных генами и особенностями внутриутробного развития. Темперамент человека выражается в его индивидуальном настроении и энергетическом уровне. Врожденные качества, которые служат фундаментом для дальнейшего развития характера и личности в целом, могут измениться в течение жизни совсем незначительно.

Характер.

Основу характера составляет совокупность взаимосвязанных свойств, в зависимости от сочетания которых людей отличает:

Эмоциональная устойчивость. Исходя из этой черты характера судят о том, каков человек – спокойный или нервный; выносливый или уязвимый; надежный или ненадежный, а также насколько он заботливый, дружелюбный, самоуверенный, импульсивный и т. д.

Экстраверсия (интроверсия). Это качество дает основания судить о том, человек общителен или замкнут; разговорчив или скрытен; уверен в себе или застенчив, а также насколько человек доброжелателен, раскован, оживлен и т. п.

Сознательность служит критерием для определения, насколько человек старательный, добросовестный; насколько он надежный и внимательный. От этого качества зависит компетентность, дисциплинированность, исполнительность, целеустремленность и другие характеристики.

Отзывчивость. По этой черте характера определяют добрый человек или злой, мягкий или жесткий, эгоист он или альтруист, насколько он надежен, уступчив, скромен, откровенен, отзывчив и т. д.

Любознательность, стремление совершенствоваться. В зависимости от степени проявления этой черты можно судить о том, предпочитает человек следовать проторенной дорогой или быть оригинальным; одарен он воображением и творческими способностями или нет; смел ли он и предприимчив; консервативен или либерален.

Перечисленные черты характера определяют естественное поведение человека. В качестве примера может послужить притча о лягушке и скорпионе, которые хотели попасть на другой берег быстрой реки. Скорпион попросил лягушку помочь ему перебраться. Но лягушка отказала, опасаясь, что скорпион ужалит ее. «Я не могу тебя ужалить, – убеждал лягушку скорпион, – ведь тогда мы оба утонем». И они отправились в путь. На полпути скорпион все-таки ужалил лягушку. На последнем вздохе лягушка спросила: «Почему?» «Таков я от природы», – ответил скорпион.

Воспитание.

У каждого человека закладывается характер, который от рождения влияет на его поведение. В процессе взросления человек имеет возможность наблюдать за поведением других людей, учится, как себя вести, приобретает опыт реагирования на происходящее, поэтому его поведение отличается от характерного для него от природы.

Накопление опыта.

Люди учатся путем проб и ошибок. Подобно собаке Павлова, для которой звонок был сигналом для приема пищи, у людей закрепляются те формы поведения, которые в прошлом давали положительный результат. Реакция людей формируется под влиянием следующих факторов:

Влияние родителей – играет немаловажную роль при формировании естественного поведения. Любовь, ласка и заинтересованность родителей вызывают у ребенка чувство защищенности и уверенности. Безразличие же заставляет вести себя так, чтобы заставить других уделить им внимание – иногда при этом даже проявляется чрезмерная жестокость.

Влияние друзей, коллег, учителей и кумиров – способствует формированию определенных моделей для подражания. Но если таковых нет, то бывает очень трудно достичь определенных целей, ибо нет тех, на кого можно равняться, примера, которому можно следовать.

Повседневная деятельность – позволяет приобретать опыт, который обусловливает и изменяет поведение.

Люди постоянно учатся тому, как вести себя, адаптируются к условиям, формируя таким образом свое поведение. Формирование поведения – это непрерывный процесс.

Формирование привычек.

Люди все время открывают для себя, что для них приемлемо, а что нет, какие действия правильны, а за какие наказывают, и привыкают делать то, что в прошлом имело непосредственный успех. Вспомните собаку Павлова, которая, несмотря на то, что еду не принесли, услышав звонок, начинала облизываться.

Научившись адаптироваться или избегать ситуаций, которые не способствовали получению хорошего результата, люди будут делать то же самое на протяжении длительного времени, пока такая ситуация не возникнет вновь. Так формируются привычки.

Пол.

То, что разнополые люди имеют разные характеры, необходимо учитывать при воспитании детей.

Воспитанием детей, как известно, занимаются преимущественно женщины, не делая особых различий в моделях поведения мальчиков и девочек. При этом мальчикам, которые находятся в переходном возрасте, когда у них развивается мужская модель поведения (уверенность в себе, отважность, стремление побеждать), очень трудно перестроиться. Под мужским же влиянием ребята быстро учатся понимать, что не всегда должны проявлять свои эмоции.

Формирование модели поведения девочек постоянно находится под женским контролем. Мамы воспитывают своих дочек в надежде, что они выйдут замуж, будут рожать и растить детей.

Следовательно, воспитывать разнополых детей необходимо по-разному. Если женщинам позволительно быть зависимыми и эмоциональными, то мужчины должны вести себя рационально и независимо.

Социальное поведение.

Несмотря на разный характер, воспитание и пол, в целом у людей формируется такой тип поведения, который помогает жить комфортно, в согласии с обществом. Но у некоторых людей могут формироваться негативные формы поведения. Поэтому необходимо знать, чем это вызвано.

Закрепление поведения.

Некоторые отрицательные события могут способствовать формированию негативных моделей поведения.

• Если человек раз-другой добивается своего с помощью крика или запугивания, он начинает понимать, что это хороший способ получить желаемое, и прибегает к нему в любом удобном случае.

• Если человеку постоянно повторять, что он не умеет что-то делать или делает все не так, он может усомниться в своих умениях, потеряет уверенность в себе и перестанет прикладывать старания.

• Человек, которого кто-то подвел хотя бы раз в жизни, не сможет больше доверять другим.

• Если людей постоянно критиковать или ругать за их работу, то вскоре они будут прикладывать минимум усилий к ее выполнению, придя к выводу, что как, бы они ни старались, оценка их труда будет негативной.

Чем чаще люди ведут себя плохо, тем труднее им изменить плохое поведение.

Самореализующиеся «программы».

Если человек уверен в чем-то (хорошем или плохом), то эта убежденность может стать реальностью. К таким программам можно отнести:

Оправдание надежд. Если вы ожидаете от человека хороших результатов, постоянно поддерживаете его, то он оправдает ваши ожидания. Но если сказать человеку, что от него нет никакого проку, то он не будет стараться хорошо выполнить ту или иную работу.

Беспомощность. Люди, не умеющие контролировать свои действия или влиять на ситуацию, убеждают себя в том, что никогда не смогут чего-то достичь, в конечном итоге у них все так и происходит.

Положительное стремление. Уверенность в том, что достичь успеха можно только ценой определенных усилий, заставляет человека стараться преуспеть в жизни. Развивая свои внутренние ресурсы, он достигает гораздо большего, потому что уверен в своих силах.

Для уверенных в себе людей их программы, несомненно, станут реальностью. Разумеется, полученные результаты, в зависимости от опыта и сложившейся обстановки, могут радовать их или огорчать. Но, если вы будете готовы к любому исходу событий, то едва ли расстроитесь.

Делаем выводы.

Каждый из нас действует и ведет себя в различных ситуациях определенным образом. Осознание того факта, что врожденные факторы так же влияют на поведение, как и приобретенные, позволяет понять, почему люди действуют по-разному.

Следовательно, характер, воспитание и пол в совокупности определяют поведение человека.

Спросите себя.

Подумайте над тем, как вы понимаете поведение других людей, и дайте ответы на следующие вопросы:

Как вы считаете, зависит ли поведение людей от их характера и темперамента?

Знаете ли вы, что множество личных характеристик влияют на поведение?

Известно ли вам, как возраст и обстановка могут влиять на поведение?

Считаете ли вы, что, если закреплять какую-то модель поведения, позже она может превратиться в привычку?

Находится ли, по вашему мнению, поведение под влиянием самореализующихся программ?

Понимаете ли вы, что поведение определяется совокупностью черт характера, воспитания и пола?

Все получится, если…

признавать, что люди могут вести себя определенным образом;

понимать, что окружающая обстановка влияет на поведение людей;

осознавать, что закрепление условных рефлексов способствует выработке привычек;

знать, что самореализующиеся программы могут управлять поведением людей;

понимать, что характер, воспитание и пол определяют особенности поведения человека.

Неадекватное поведение.

В жизни люди часто сталкиваются со стрессовыми ситуациями, которые плохо влияют на их поведение. Некоторые из этих ситуаций имеют временный характер, а другие могут длиться долго, вызывая отрицательные последствия.

Стрессовые ситуации могут на всю жизнь оставить отпечаток на поведении человека, например, несчастливое детство. Потеря близкого человека, развод могут на некоторое время серьезно изменить поведение, но после этого большинство людей приходят в себя. Основные источники неадекватного поведения:

Внешние обстоятельства.

Внутреннее, или эмоциональное, состояние.

Внешние обстоятельства.

У большинства людей все получается, когда они чувствуют, что ситуация находится под контролем, и иногда даже могут предусмотреть то или иное развитие событий. В таком случае события воспринимаются как вызов, требующий действий. Но поведение может радикально измениться, если у человека не все получается так, как он хотел. Основные причины этого:

Повседневный стресс.

Стресс – это состояние, когда все выходит из-под контроля и кажется непредсказуемым. Обычно стресс вызывают:

Трудности на работе. Несоответствие индивидуальных умений требованиям вызывает чувство неполноценности, угнетающее человека.

Семейные и личные проблемы. Проблемы со здоровьем, бурный роман или семейная трагедия полностью овладевают человеком. Он не может думать ни о чем другом, концентрируя свое внимание лишь на этих проблемах.

Избыток обязанностей. Необходимость соответствовать стандартам, сжатые сроки выполнения задания заставляют людей брать на себя слишком много обязанностей. Страх, что невозможно достичь желаемого, плохо отражается на поведении.

Все мы по-разному реагируем на одинаковые стрессовые ситуации, но стрессовые ситуации одинаково влияют на всех людей.

Психологическая травма.

Причастность к инциденту, виновность или угроза для жизни могут вызвать один из видов стресса – психологическую травму. Реакция на эту ситуацию бывает разной, но в основном люди ведут себя одинаково. Может быть три фазы поведения:

1. Вначале человек расстраивается и плохо себя чувствует.

2. Потом становится пассивным, не хочет ничего делать, но выполняет приказы.

3. Затем становится раздражительным, озабоченным и не может сконцентрироваться, вследствие чего у него возникает сильная эмоциональная реакция.

Люди отличаются друг от друга тем, что по-разному приходят в себя после травмы. Одни быстро выздоравливают, а другие – нет; одни выздоравливают полностью, а у других психологическая травма оставляет отпечаток на всю оставшуюся жизнь. Вы сможете понять поведение другого человека и станете относиться к нему снисходительнее, если будете знать о перенесенной им в прошлом психологической травме.

Алкоголь и наркотики.

Алкоголь и наркотики могут серьезно влиять на поведение человека. Обычно к ним прибегают для того, чтобы справиться с неблагоприятными обстоятельствами. Под воздействием алкоголя и наркотиков человеку кажется, что он легче переживает проблемы. В некоторых случаях они подавляют негативную реакцию и временно избавляют от переживаний из-за проблем, а в некоторых – стимулируют жизнедеятельность и добавляют уверенности.

Решение проблем с помощью алкоголя или наркотиков вызывает ассоциацию с русской матрешкой: открываешь одну куколку – видишь следующую и т. д. Каждая предыдущая проблема имеет прямое отношение к последующей, но не объясняет ее. Необходимо открыть вторую, шестую, десятую, чтобы выяснить причину.

Внутреннее состояние.

Психологическое состояние людей во многом зависит от их внутреннего настроя, обусловленного физико-химическими изменениями в организме. Часто стресс вызывают беспокойство и депрессия.

Беспокойство. Большинство людей в угрожающих или стрессовых ситуациях чувствуют беспокойство и напряжение. Это нормальная реакция. Но если кто-то ощущает беспокойство в ситуациях, с которыми другие легко справляются, то на это необходимо обращать внимание, ибо это уже действительно проблема.

Люди, постоянно испытывающие чувство обеспокоенности, всегда находятся в напряженном состоянии. Большую часть времени они чувствуют себя плохо, опасаются стрессовых ситуаций. Обеспокоенность всевозможными проблемами не позволяет сконцентрироваться и принять какое-то решение. Такие люди часто задают себе вопросы: «Мог ли я предвидеть последствия?», «Выключил ли я свет в ванной?».

Несмотря на наличие причины для такого поведения (негативный опыт в прошлом, душевный дискомфорт, препятствующий блокированию чувства обеспокоенности при неадекватной реакции на происходящее), необходимо понять, что, хотя человек и пытается его контролировать, у него это не получается.

Депрессия. Немногие из нас могут прожить всю жизнь спокойно, ни над чем не задумываясь. Нет ничего удивительного в том, что мы чувствуем отчаяние или становимся подавленными, печальными из-за событий, расстроивших или обеспокоивших нас. Но иногда депрессия переходит в хроническую форму из-за того, что человек длительное время пребывает в напряженной обстановке и ничего не может предпринять или просто не может контролировать свои эмоции. Получается порочный круг: человек не может выйти из депрессии и от этого становится еще более подавленным. В таком состоянии невозможно сконцентрироваться, кажется, что вы не в силах ничего изменить, что будущего нет. Все уговоры и просьбы «перестать так думать, отбросить плохие мысли и начать действовать» остаются безрезультатными. Все, что можно сделать для таких людей, – это относиться к ним с пониманием и состраданием.

Признаки неадекватного поведения.

Для начала необходимо выяснить причины неадекватного состояния, распознать признаки, сигнализирующие о том, что у человека есть проблема.

Стресс.

Для того чтобы понять, что человек ведет себя необычно, необходимо знать, каково в норме его поведение. Если человек сам на себя не похож в течение длительного времени, то это признак того, что у него не все в порядке. Такими предупреждающими сигналами, например, могут быть:

• опоздания на работу раньше вполне пунктуального человека;

• безразличие ко всему обычно жизнерадостного и энергичного человека;

• проявления раздражительности по любому поводу раньше вполне уравновешенной личности;

• неопрятный внешний вид обычно безукоризненно выглядящего человека;

• необычная забывчивость и пренебрежение деталями у щепетильного до мелочей человека;

• рассеянность и сбивчивость у хорошо организованной личности;

• озабоченность и печаль у беззаботного и веселого человека.

Все перечисленные признаки сигнализируют о личных проблемах, которые обычно временны, но в некоторых случаях могут перерасти в постоянные. Такие изменения чаще истолковываются как потеря интереса к работе или лень. Но такое истолкование признаков, сигнализирующих о стрессе, не позволяет понять истинных причин изменения поведения.

Увлечение алкоголем.

Признаки увлечения алкоголем не так легко заметить, потому что поведение человека под воздействием спиртного не всегда отличается от обычного. Но на некоторые признаки необходимо обращать внимание, а именно:

• непредсказуемая и непоследовательная деятельность: в один день человек работает активно и результативно, в другой – просто зря тратит время.

• с ним часто происходят необъяснимые «происшествия»;

• у него часто наблюдаются непонятные изменения настроения: сегодня он в хорошем настроении, общителен, шутит, а завтра – угрюм и подавлен (настроение может меняться несколько раз в день);

• человек часто болеет (простуда, боли в животе) или часто берет отгулы;

• приглашает других выпить во время обеденного перерыва или после окончания рабочего дня.

Очень трудно определить, злоупотребляет человек алкоголем или нет, поскольку некоторые умеют это хорошо скрывать. Поэтому целесообразно проанализировать все результаты наблюдения за поведением и учесть замечания других людей. Одного выявленного случая может быть и недостаточно для того, чтобы подозревать кого-то в злоупотреблении алкоголем. Но, если таких случаев много, необходимо обратить на это внимание и задуматься. Выводы следует делать очень осторожно, потому что аналогичные симптомы могут сигнализировать и о других проблемах (постоянная раздражительность на работе может свидетельствовать о склонности к азартным играм или об употреблении наркотиков).

Поэтому, прежде чем делать какой-либо вывод, нужно взвесить все доказательства. При необходимости следует обратиться за советом к эксперту.

Делаем выводы.

Неадекватное поведение может быть вызвано разными причинами. Люди по-разному реагируют на обстоятельства, поэтому нелегко установить причину их дискомфорта. Знание некоторых причин неадекватного поведения помогает лучше понять другого человека.

Спросите себя.

Проанализируйте, как стресс может повлиять на поведение людей, и дайте ответы на следующие вопросы:

Считаете ли вы, что люди могут быть подавленными, если события выходят у них из-под контроля?

Понимаете ли вы, что психологическая травма может влиять на поведение человека?

Признаете ли вы, что некоторые люди злоупотребляют алкоголем потому, что, как им кажется, так легче справиться с проблемами?

Согласны ли вы с тем, что беспокойство и стресс могут влиять на поведение?

Считаете ли вы, что изменение поведения – это признак стресса?

Всегда ли вы замечаете, что кто-то ведет себя не характерным для него образом?

Все получится, если…

осознавать, что повседневный стресс может влиять на поведение людей;

знать о разрушительном действии психологической травмы;

понимать, что беспокойство может изменить поведение не в лучшую сторону;

согласиться с тем, что депрессия не позволяет людям контролировать происходящее;

понимать, что очень часто наличие проблем заставляет людей злоупотреблять алкоголем;

замечать, что чье-то поведение значительно отличается от обычного;

понимать, что изменения в поведении могут сигнализировать о том, что человек находится в состоянии стресса.

Защитное поведение.

У каждого из нас есть потребности (например, необходимость во внутренней гармонии или же в признании достижений), которые мы пытаемся удовлетворить, чтобы реализовать свой внутренний потенциал. Обычно люди в состоянии удовлетворить свои потребности. Но если этого не происходит, разочарование проявляется в такой манере поведения, как психологическая игра. Нереализованность потребностей человека всегда отражается на его поведении.

Обычно выражение потребностей с помощью психологической игры действует на других людей сильнее, чем на того, кто ведет себя подобным образом. Сам человек может даже не осознавать, что ведет психологическую игру. Необходимо помнить, что некоторые виды поведения, например раздражающее или надоедливое, может просто отражать какую-то потребность человека.

Личные потребности.

Вещи, о которых люди постоянно говорят, и поступки, которые они постоянно совершают, часто указывают на глубокие, неудовлетворенные потребности. Почти каждый из нас знает, каким бы ему хотелось быть. Несоответствие между желаемым и действительным заставляет человека демонстрировать это своим поведением.

Потребность в постоянной поддержке. Она выражается в тенденции говорить: «У меня это плохо получается или хорошо?».

Потребность быть необходимым. Основное желание – наполнить жизнь смыслом, общаясь с людьми и находясь в их окружении.

Потребность во внимании. Стремление быть замеченным, жажда преклонения, желание находиться в центре внимания.

Потребность в самоутверждении. Нуждаясь в любви и расположении, человек постоянно старается угодить другим.

Это лишь несколько самых важных потребностей, указывающих на самые важные нереализованные человеческие желания. Даже без попытки раскрыть причину и понять происхождение этих желаний становится понятным, что всеобщая потребность в положительном восприятии личности другими людьми – это одна из основных потребностей, которую люди пытаются удовлетворить любым способом.

Можно немного «остудить пыл» человека, дав ему понять, что его ценят. Почувствовав, что его ценят, он станет действовать в основном положительно, его глубинные потребности будут проявляться в меньшей мере и станут менее очевидны.

Ролевая игра.

Люди с нереализованными амбициями предпочитают манипулировать другими, пытаясь удовлетворить свои потребности. Они могут занимать разные жизненные позиции, которые сказываются на поведении других людей. Обычно поле действий для них ограничено, и это отражается на их поведении. Наиболее распространенные роли:

Жертва. Человек, исполняющий эту роль, постоянно жалуется на обстоятельства или обвиняет других в том, что у него что-то не получается. Таким образом он избавляется от ответственности за свои поступки. Жертва постоянно вспоминает о фактах, которые помешали ей достичь цели («Если бы у меня было больше времени»); или о том, что не получилось («Посмотрите, что вы сделали, – заставили меня повторить вашу ошибку»).

Победитель. Такой человек, имея незначительные жизненные достижения, уверен, что равен другим или даже лучше их. Часто рассказывает о том, каких успехов ему удалось достичь, иногда даже за счет других. Например, делая замечания подобного рода: «Это хорошо работает», добавляя при этом: «Это была моя идея сделать все таким образом».

Люди, занимающие подобные жизненные позиции, часто участвуют в ролевой игре, демонстрируя застарелые, доведенные до автоматизма модели поведения, которые вызывают у других нехорошие чувства – досаду, недоброжелательность и др. Человек, не знающий этого, может легко попасть в западню. Например:

Жертва.

Сценарий «Бутерброд». По этому сценарию у игрока есть бутерброд. Поэтому во время обеденного перерыва игрок работает, не выходя их офиса, отвечая по просьбе руководителя на телефонные звонки и сообщения. Как только руководитель возвращается с обеда, игрок начинает жаловаться ему, сколько времени затратил на это, невольно заставляя руководителя почувствовать себя виноватым. Поэтому руководитель больше не попросит его о подобной услуге.

Сценарий «Да, но…». По этому сценарию игрок рассказывает о проблеме, обращая ваше внимание на детали, пытаясь таким образом вызвать у вас симпатию. Если вы предложите ему практический и благоразумный выход из ситуации, он ответит вам: «Да, но…» И это заставит вас почувствовать, что вы действительно не можете ему помочь.

Победитель.

Сценарий «Вы не должны были этого делать». Согласно этому сценарию, вы что-то сделали или делаете, прилагая к осуществлению плана максимум усилий. Но игрок постоянно указывает вам, как нужно делать или как вы должны были сделать это. В результате вы подвергаете свои действия постоянной оценке и ставите под сомнение свои умения.

Сценарий «Разве я не умный?». Игроку удается хитро обмануть кого-то. Он рассказывает о заслугах других, как о своих личных. Та к игрок пытается демонстрировать свое равенство с другими и свое превосходство над ними. Таким образом, вы как будто становитесь соучастником сговора и действуете как слушатель поневоле или как пассивный участник. В результате вы почувствуете себя истощенным и будете раздражаться, стараясь обосновать свое мнение.

Такие ролевые игры позволяют определить определенные потребности человека, которые он пытается реализовать.

Можно, конечно, уволить людей, ведущих себя как Жертва или Победитель, но тогда у них появится повод утверждать, что с ними нехорошо обошлись и они знают почему.

В таком случае у вас не будет возможности выяснить причины их поведения.

Участие в подобных играх поддерживает и укрепляет выбранную позицию. Отказываясь играть определенные роли, большинство людей не может реализовать свой потенциал. Зная сценарий игры, вы поймете, что принимаете активное участие в мелодраме, помогающей другим чувствовать себя комфортно. Помните, что такое поведение вызвано необходимостью утвердить жизненную позицию, способствующую удовлетворению жизненных потребностей.

Делаем выводы.

Люди могут использовать неадекватные модели поведения, которое помогает им укрепить и подчеркнуть свою жизненную позицию. Делают они это по привычке, не понимая, что это не только не поможет справиться с ситуацией, но даже усугубит ее.

Защитное поведение – это просьба о помощи, но не поиск ответа. Часто таким образом человек пытается привлечь внимание других, используя приемы, вызывающие совершенно неправильную реакцию.

Понимание того, что скрывается за таким поведением, поможет вам иначе оценить человека, за которым вы наблюдаете.

Спросите себя.

Подумайте над тем, как потребности людей могут повлиять на их поведение, и дайте ответы на следующие вопросы:

Знаете ли вы, что потребности людей часто отражаются в их поведении?

Согласны ли вы с тем, что каждый человек должен чувствовать свою значимость?

Понимаете ли вы, что «ролевая игра» – это поведение, в котором люди демонстрируют неудовлетворенные потребности?

Можете ли вы различить среди людей Жертв или Победителей?

Понимаете ли вы, что защитное поведение – это просьба о помощи?

Все получится, если…

знать, что поведение людей свидетельствует об их неудовлетворенных потребностях;

понимать, что каждый человек должен быть уверен в своей ценности;

знать, что некоторым людям необходимо уделять больше внимания, чем другим;

осознавать, что люди, участвующие в «ролевой игре», пытаются утвердить свою жизненную позицию;

понимать, что демонстрация защитного поведения может быть просто просьбой о помощи.

Умение управлять неадекватным поведением.

В основном поведение людей не влияет на их работоспособность. Но если все-таки это происходит, необходимо подумать о том, что можно предпринять, чтобы справиться с нежелательным поведением.

Желая справиться с неадекватным поведением, необходимо быть объективным, а также уметь отличать поведение от проявлений характера. Постоянно напоминайте себе о том, что нужно оценивать только поведение, а не характер человека.

Оценка поведения.

Выяснив причины необычного поведения человека – внешние или внутренние, можно оценить, насколько сильно оно повлияло на его жизнь.

Люди, пережившие серьезную травму по какой-либо причине, например, из-за потери близкого человека, увольнения с работы, становятся несчастными и подавленными и на протяжении определенного времени не могут контролировать свои эмоции. Некоторые, желая уменьшить боль и избавиться от чувства беспокойства, могут пуститься во все тяжкие. Обе эти реакции, если они продолжаются слишком долго, могут вызвать серьезные проблемы. Если человек «убит» горем или ушел в запой из-за потери близкого человека в надежде забыть прошлое, это только будет способствовать возникновению у него новых проблем, которые могут полностью изменить его поведение в дальнейшем.

Поскольку невозможно определить длительность неадекватной реакции, любая крайность в поведении будет сигналом о том, что человек не может справиться с ситуацией и ему необходима помощь.

Прежде чем попытаться корректировать неадекватное поведение, нужно определить, о чем именно оно свидетельствует – о стрессе или об эмоциональном разладе.

Оказание помощи.

Осознав, что поведение человека может создавать проблемы и для него, и для других, нужно помочь ему справиться с ситуацией: поговорить с ним, а еще лучше – выслушать его. Для этого необходимо:

• Сообщить человеку, что вы заметили изменения в его поведении. Но лучше сказать так: «Я думаю, что вы не достигли поставленной цели», чем «Я думаю, что вы плохо выполнили свою работу».

• Попросить человека объяснить ситуацию, но ни в коем случае не обвинять его. Лучше сказать: «У вас, наверное, были причины, чтобы не выполнить задание вовремя?», чем «Почему вы вовремя не сделали задание?».

• Выслушать ответ и напомнить о том, о чем вы говорили с ним раньше. Человек может усомниться в том, что названные причины действительно могли повлиять на его поведение. Например: «Итак, вы говорите, что это произошло потому, что вы не знали, как работать с новыми машинами?» или «Итак, смерть вашего кота мешает вам сосредоточиться на работе?».

• Предоставить человеку право выбора, а также предложить ему пойти на курсы, если это может помочь ему справиться с трудностями в работе. Например: «Вы не будете против, если я предложу вам поработать на новом оборудовании?» или «Что нужно для того, чтобы вы не чувствовали себя одиноким без вашего кота?».

Если проявить заботу и сказать человеку, что вы заметили, что с ним происходит что-то неладное, он «откроется» и согласится обсудить с вами свое поведение. Если же не задавать вопросы и не относиться серьезно к ответам на них, невозможно будет понять основную причину неадекватного поведения.

Вначале можно и не осознавать серьезности ситуации или не обращать внимания на важные факты. Например, можно не заметить, что потерявший работу человек больше ничего не умеет делать или что кот был для него душевным другом на протяжении пятнадцати лет.

Выяснив причины стресса, можно попытаться помочь человеку справиться с ситуацией. Например:

Дать совет. Предложить несколько вариантов выходы из ситуации.

Подбодрить. Человек поверит в свои силы и значимость, если почувствует себя более уверенно.

Отнестись с пониманием. Вызвав человека на разговор, вы поможете ему выяснить, чего ему следовало бы избегать.

Бывает, что в определенной ситуации практически невозможно помочь человеку. Но вы должны заметить и осознать, что все-таки какие-то обстоятельства повлияли на него и изменили его поведение.

Помощь самому себе.

Если поведение полностью отражает какие-то ваши потребности, то все попытки объяснить свое поведение или изменить его напрасны.

Важно понимать, что люди, желающие утвердиться в своей жизненной позиции, ведут себя определенным образом. Даже отклонившись от изначального курса, при возникновении нежелательных обстоятельств они возвращаются к привычной модели. Любой намек на то, что они ведут себя не так, как положено, может вызвать у них агрессию. Поэтому любая попытка справиться с неадекватным поведением может привести к отрицательному результату.

Некоторые люди испытывают настолько сильное желание помочь другим в удовлетворении их потребностей, что постоянно стараются заполнить эмоциональную пустоту в жизни других, пытаясь обеспечить им определенный комфорт и поддержку. Но не всегда можно оказать необходимую помощь, а люди не всегда довольны оказанной помощью. В основном это происходит, если вы пытаетесь помочь тем, кто считает себя жертвой. В результате вы будете чувствовать себя виноватым от того, что могли дать человеку больше, но у вас этого не получилось.

Чтобы не попасть в «эмоциональную ловушку» и не тратить энергию зря, нужно выработать стратегию, помогающую справиться с защитным поведением. Например:

1. Приспособление свидетельствует о том, что необходимо уметь смириться с неадекватным поведением человеком. Не нужно обращать внимание на его настроение и привлекать к этому внимание других. Следует также научиться реагировать на такое поведение шуткой.

2. Помощь специалиста. Наиболее конструктивный способ справиться с неадекватным поведением – посоветовать человеку обратиться за помощью к профессионалу. Но это можно делать только в том случае, если человек сам намекает на то, что хотел бы обратиться к специалисту, или на то, что не знал о том, что его поведение создает проблемы.

3. Игнорирование. Не обращать внимания на неадекватное поведение – один из лучших выходов из ситуации. Иногда он оказывается самым благоразумным. Если не обращать внимания на поведение человека, это заставит его задуматься над тем, все ли он делает правильно. Бывают ситуации, когда нужно просто не реагировать на защитное поведение.

В большинстве случаев плохое поведение не является преднамеренным. Более того, человек даже не осознает, что ведет себя неправильно. Такое поведение обычно причиняет страдания и неудобства окружающим. Поэтому вам решать, какие методы лучше использовать, чтобы справиться с таким поведением. Если вы – личность толерантная или чувствуете себя обязанным другим людям, постарайтесь смириться с таким поведением. Если же вы менее терпеливы, посоветуйте человеку обратиться за помощью к врачу. Но помните, что не всегда правильно прибегать к этому способу.

Делаем выводы.

Помогая людям выяснить, что могло спровоцировать их неадекватное поведение, необходимо быть чутким и действовать осторожно, особенно если вы не хотите, чтобы вас обвинили в манипуляциях и вмешательстве в личную жизнь.

Если поведение человека свидетельствует о стрессе, то, вызвав его на разговор, можно понять причины неадекватного поведения, потому что сам он этого сделать не сможет.

Если человек использует в своем поведении ролевые игры, значит, у него есть нереализованные потребности. Постарайтесь сконцентрировать внимание на его поведении, а не на вашем отношении к этому поведению. Затем решите для себя – смириться с этим или просто не обращать внимания. Оба метода одинаково эффективны.

Спросите себя.

Проанализируйте, как можно справиться с неадекватным поведением, и дайте ответы на следующие вопросы:

Знаете ли вы, что, если люди находятся в стрессовом состоянии в течение длительного времени, то это может повлиять на их поведение?

Пытаетесь ли вы оценивать поведение людей, не считаясь со своим отношением к ним?

Пытаетесь ли вы поговорить с человеком, чтобы выяснить его проблемы?

Готовы ли вы при необходимости дать ему совет?

Уделяете ли вы людям внимание?

Можете ли вы смириться с вынужденным поведением?

Если вам трудно справиться с неадекватным поведением человека, вы просто избегаете его или не обращаете внимания на его поведение?

Все получится, если…

понимать, что неадекватные реакции на различные ситуации могут повлиять на поведение;

помогать человеку исправить неадекватное поведение, разговаривая с ним и выслушивая его;

дать ему совет, который поможет справиться с неадекватным поведением;

уделять людям внимание, поддерживать их;

смириться с вынужденным поведением в определенных ситуациях;

избегать действий, которые могут только усугубить ситуацию в случае вашей попытки справиться с неадекватным поведением;

помнить, что у вас есть выбор, когда вы хотите справиться с защитным поведением.

Поведение руководителя.

Понять и выяснить причины плохого поведения других людей – очень важно, но также необходимо отдавать себе отчет в своем поведении в данной ситуации.

Не забывайте, что ваше поведение тоже влияет на настроение окружающих. Может быть, вы видите только то, что вам хочется видеть, подобно матери, испытывающей гордость за своего сына, принимающего участие в параде, которая говорит: «Все идут не в ногу, а наш Вилли…» А может, это именно вы идете не в ногу с другими?

Вы как личность.

Очень трудно увидеть себя со стороны! Если иногда вы чувствуете, что вас совершенно не понимают, то, возможно, вы в чем-то не правы. Понаблюдайте за собой и проанализируйте, как ваш характер влияет на поведение. Приложив к этому все усилия и «посмотрев правде в глаза» или даже обсудив свои действия с близкими людьми, вы сможете проанализировать свое поведение и, может быть, поймете, что нужно изменить, чтобы легче справляться с любой ситуацией.

Наследственное и приобретенное.

Природный темперамент, характер и жизненный опыт помогают человеку достичь целей, а также способствуют появлению различных реакций – хороших или плохих. Эти факторы непосредственно влияют на ваше поведение.

Закрепившиеся в определенных случаях негативные модели поведения или склонность «программировать» ситуацию заставляют вас страдать. Иногда при возникновении трудностей вы тоже можете вести себя неадекватно.

Самооценка.

Ваша оценка собственного поведения может не совпадать с оценкой других людей. Например:

• Вы считаете себя решительным человеком, а окружающие считают вас упрямым и жестоким.

• Вы считаете себя человеком надежным и основательным, а другие воспринимают вас как властную личность, которая любит командовать.

Вы, безусловно, знаете о своих намерениях, но окружающие делают выводы на основании вашего поведения. Помните, что другие люди оценивают ваше поведение со своих позиций.

Стиль поведения.

Может, это трудно осознать, но ваше поведение обязательно оказывает влияние на поведение других людей, У вас постоянно будут возникать трудности, если вы ведете себя одним образом, а от других ожидаете совсем другого. Например:

• Если вы хотите, чтобы сотрудники приходили вовремя на работу, а сами всегда опаздываете, то не осуждайте их за непунктуальность;

• Если вы требуете от подчиненных работы в соответствии с принятыми стандартами, то сами должны придерживаться их, иначе сотрудники не будут четко выполнить ваши требования.

Нужно понимать, что ваше поведение сильно отражается на поведении других людей. Возможно, вы даже об этом и не догадывались, но именно ваше поведение побуждает людей действовать тем или иным образом.

Делаем выводы.

Необходимо уяснить для себя, что такое поведение, прежде чем анализировать поведение свое и других людей. Осознав, насколько ваш характер и другие факторы могут повлиять на ваше поведение, вы сможете контролировать себя.

Однако это понимание не всегда гарантирует полный успех, иногда вообще ничего не получается. Но это не значит, что не нужно использовать свои знания, приобретенные в процессе анализа поведения – своего или других людей.

Спросите себя.

Проанализируйте свое поведение и дайте ответы на следующие вопросы:

Знаете ли вы, что ваш характер влияет на ваше поведение?

Понимаете ли вы, что обстоятельства обусловливают вашу реакцию?

Знаете ли вы, что ваше поведение может быть по-разному оценено другими людьми?

Ведете ли вы себя так, как вам хочется, чтобы вели себя другие люди?

Понимаете ли вы, что ваше плохое поведение можно изменить?

Знаете ли вы, что ваше поведение может повлиять на поведение других?

Все получится, если…

попытаться понять, насколько ваш характер влияет на ваше поведение;

помнить, что поведение существенно зависит от характера, опыта человека и т. д.;

осознать, что окружающие могут оценивать ваше поведение отлично от вас;

быть уверенным в том, что вы ведете себя должным образом и того же ожидать от других;

осознавать, что всегда можно изменить плохое поведение в лучшую сторону;

понимать, что ваше поведение может повлиять на поведение других.

Проверяем еще раз.

Если вам до сих пор трудно разобраться в поведении окружающих, следует обратить внимание на один из следующих аспектов.

Естественное поведение.

Если вам сложно понять, почему люди ведут себя неподобающим образом, то, возможно, вы не уяснили, какие факторы обусловливают поведение. Может быть, вы не обратили внимания на то, как влияют на поведение темперамент, характер и другие факторы. Помните, что характер и воспитание определяют поведение людей в целом и способствуют формированию у них определенных поведенческих стереотипов.

Неадекватное поведение.

Если у вас недостаточно времени, чтобы анализировать поведение окружающих, вы едва ли заметите признаки, свидетельствующие о наличии проблемы. Возможно, в жизни человека произошли некоторые события, но вы не в состоянии определить, каким образом это на него повлияло. Помните, что беспокойство и депрессия дестабилизируют поведение людей, обусловливая определенную реакцию и настроение.

Защитное поведение.

Если вы не в состоянии объяснить поведение человека, то, скорее всего, не обратили внимания на такой важный фактор, как эмоциональное состояние. Вы могли также не обратить внимания на некоторые признаки, сигнализирующие о том, что человек ведет психологическую игру, используя ее как способ выражения неудовлетворенных потребностей. Тщательный анализ ситуации помогает найти выход из положения и решить проблему.

Умение управлять поведением.

Если вы расстроены или обеспокоены поведением других людей, то, возможно, вам следует объективно проанализировать его. Может быть, вы пытаетесь помочь тому, кто этого не желает, или отвели на решение проблемы слишком мало времени. Вы могли также не понять, что нужно пытаться изменить поведение человека, а не его личность.

Самопознание.

Если вас озадачивает чья-то реакция на ваши поступки, возможно, вы не учли, что ваше поведение также влияет на поведение других людей. Имея представление о механизмах поведения в целом, вы сможете оценить поведение – свое и других людей.

Преимущества умения объективно оценивать поведение.

Очень трудно научиться понимать поведение других людей. Чтобы достичь в этом хороших результатов, следует внимательно наблюдать за тем, как люди себя ведут, обращать внимание на причины того или иного поведения. Нужно также отличать поведение от проявлений характера.

Благодаря умению оценивать поведение вы:

• будете объективно его оценивать;

• сможете уяснить сущность поведения;

• научитесь спокойно воспринимать людей;

• сможете выяснять причины неадекватного поведения, демонстрируя его понимание;

• сможете помочь людям понять их поведение;

• станете лучше понимать себя.

Если вы приложите все усилия к тому, чтобы разобраться в особенностях поведения окружающих, вам будет намного проще контролировать свою жизнь и контактировать с другими людьми. Знание поможет вам понять, что всегда существуют причины для необычного поведения людей.

Глоссарий.

Беспокойство – чувство тревоги, предчувствие опасности.

Воспитание – навыки поведения, привитые семьей, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни.

Депрессия – угнетенное, подавленное психическое состояние.

Личность – человек как носитель определенных свойств, лицо.

Опыт – совокупность знаний и практических навыков, умений.

Поведение – присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, опосредствованное их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью.

Понимание – способность осмыслить, постигнуть содержание, смысл, значение чего-либо.

Потребность – надобность, нужда в чем-либо, требующая удовлетворения.

Признак – показатель, примета, знак, по которым можно узнать, определить что-либо.

Психическая травма – сильное негативное воздействие, сопровождающееся длительным эффектом шока.

Ролевая игра – поведение, при котором человек разыгрывает какую-либо роль с целью удовлетворить потребность в чем-либо.

Стресс – состояние повышенного нервного напряжения, перенапряжения, вызванное каким-нибудь сильным воздействием.

Характер – совокупность психических свойств человека, выражающихся в его поведении.

Об авторе.

Кейт Кинан – дипломированный психолог со степенью бакалавра, магистр философии. В 1978 году открыла центр психологического консультирования для сотрудников крупных промышленных предприятий. Ее цель – помочь людям реализовать свои скрытые возможности.

Разработанные Кейт Кинан индивидуальные программы помогают современным руководителям самостоятельно находить и решать организационные проблемы – от индивидуальной оценки при подборе персонала до создания команды и изучения отношений внутри коллектива. Кейт отдает предпочтение обучению менеджеров, помогает им разрабатывать программы по расширению и развитию ресурсов компании.

Кейт всегда нравилось наблюдать за поведением окружающих, хотя она понимала, что не всегда легко понять, о чем оно свидетельствует. Кейт делится собственным опытом, чтобы помочь людям лучше понимать себя и других.

Кейт Кинан.

Оглавление.

Оценка поведения. Анализ поведения людей. Оценка поведения. Толкование причин поведения. Классификация поведения. Делаем выводы. Спросите себя. Все получится, если… Естественное поведение. Темперамент. Характер. Воспитание. Накопление опыта. Формирование привычек. Пол. Социальное поведение. Закрепление поведения. Самореализующиеся «программы». Делаем выводы. Спросите себя. Все получится, если… Неадекватное поведение. Внешние обстоятельства. Повседневный стресс. Психологическая травма. Алкоголь и наркотики. Внутреннее состояние. Признаки неадекватного поведения. Стресс. Увлечение алкоголем. Делаем выводы. Спросите себя. Все получится, если… Защитное поведение. Личные потребности. Ролевая игра. Жертва. Победитель. Делаем выводы. Спросите себя. Все получится, если… Умение управлять неадекватным поведением. Оценка поведения. Оказание помощи. Помощь самому себе. Делаем выводы. Спросите себя. Все получится, если… Поведение руководителя. Вы как личность. Наследственное и приобретенное. Самооценка. Стиль поведения. Делаем выводы. Спросите себя. Все получится, если… Проверяем еще раз. Естественное поведение. Неадекватное поведение. Защитное поведение. Умение управлять поведением. Самопознание. Преимущества умения объективно оценивать поведение. Глоссарий. Об авторе.