Принципы древних самураев, или Кодекс руководителя.

О честности и сыновней почтительности к родителям.

Тот, кто является руководителем, должен основывать свое поведение на честности и целостности, особенно в том случае, если это касается его долга перед семьей или обществом. Каким бы способным, красноречивым и красивым он ни был рожден, если у него нет честности, то все это не имеет значения. Ведь путь руководителя требует, чтобы человеческое поведение было последовательным во всем, а действия всегда совпадали со словами. И если не будет жестких критериев, знания, что правильно, а что нет, то нельзя предпринимать «правильных» действий, пользуясь случайным выбором. Например, нельзя действовать в бизнесе иначе, чем в семье или обществе. Человек не может быть вором только ночью, он будет им и днем. Нельзя быть лгуном в семье и не являться им на совете правления. Все действия в разных ситуациях должны совершаться по единым правилам. Иначе честность руководителя под вопросом. И тот, кто не знает, что такое «правильно», едва ли может назваться руководителем.

Например, руководитель с полным пониманием осознает, что родители — творцы его бытия, и он — часть их крови и плоти. Сейчас в выражении долга детей перед родителями можно выделить две группы людей. Первая, где позиция родителей честна, они обучают своих детей с искренней добротой. Оставляют им все имущество и деньги, мебель и бытовые предметы, а также принимают их браки. Когда такие родители уходят на пенсию, то, естественно, дети заботятся о них. Даже по отношению к незнакомому человеку или близкому другу мы всегда очень хорошо расположены и сделаем для него все, что сможем, хотя это иногда противоречит нашим собственным интересам. Насколько глубокой тогда должна быть любовь между родителем и ребенком? Сколько бы доброго ни делали дети для таких родителей, они не могут не чувствовать, что это никогда по-настоящему не равноценно. И это — всего лишь обычная почтительность к родителям, и в этом нет ничего необычного.

Но если родители никогда не были добры и, состарившись, постоянно ругаются, настаивая, что все по заслугам должно принадлежать только им? И если не дали своим детям ничего, но постоянно настаивают на внимании к себе? И всегда жалуются посторонним на своих неблагодарных чад и несчастную старость, тем самым унижая детей в глазах окружающих? Даже таких сварливых родителей должно почитать. Умиротворять их плохой характер и выносить старческие немощи, не выказывая неудовольствия. Прилагать все усилия, заботясь о них, — это настоящая почтительность к родителям.

Руководитель, обладающий цельностью и идущий по пути честности, в корпорации проявит себя не только в условиях процветания команды управляющих, но и когда начинаются неприятности. И этот человек не уйдет, когда одно препятствие превратится в 10, в 100, и будет стоять до конца, считая свои собственные интересы ничем в сравнении с верностью воина. И поэтому между словами «родители» и «организация», «сыновнее поведение» и «честность» нет четких границ[2]. Они не слишком различаются по значению. Существует древняя поговорка: «Ищи верного вассала среди почтительных». И не стоит думать: если человек ведет себя неподобающе по отношению к своим родителям, то сможет быть верным команде. Или: если человек унижает другого, в то же время он может рассчитывать на доверие своих коллег. Если человек не может исполнить свой долг перед родителями, которые дали ему жизнь, то сомневаюсь, что он будет преданно служить организации людей из чистой благодарности или за вознаграждение. И если он не способен держать свое слово перед кем-нибудь вне отдела, едва ли он будет честен внутри его. И в организации этот человек будет критиковать любой проступок своего управляющего. И если что-то ему придется не по вкусу, он отбросит верность в сторону и исчезнет в самый критический момент. Или предаст свою команду, перейдя на сторону врага. Примеры такого низкого поведения были во все времена, и нужно с отвращением этого избегать.