Принципы древних самураев, или Кодекс руководителя.

О непрерывности образования.

В древности существовала традиция: те, кто готовился стать воином, на какое-то время уходили в монахи. И действительно, имеется много общего между этими видами служения. Например, среди дзенских монахов есть те, которые занимают такое же положение, как и рядовые служащие корпораций. Более высокие разряды — более или менее эквивалент средних менеджеров. И существуют монахи, которые носят почетные униформы и обладают такими же полномочиями, как и старшие управляющие любой организации.

В вопросах обучения монахи, похоже, продвинулись намного дальше светских учреждений. Причина в том, что они не остаются долго в обучении у одних преподавателей, а много путешествуют по всей стране от одного монастыря к другому, занимаясь с разными учеными-монахами и накапливая огромные познания, вырабатывая у себя навыки размышлений и устремленность к духовному совершенствованию. И когда они поднимаются до высот в иерархии организации и становятся настоятелями больших храмов и монастырей, они по-прежнему не стыдятся продолжать свое образование, чтобы оставаться достойными дальнейшего продвижения по службе.

Высшие менеджеры корпораций не настолько скромны, чтобы постоянно подвергать сомнению свой уровень образования[6]. Однако они не могут не осознавать, что существует опасность того, что пробелы в их познаниях выплывут наружу. Опасаясь этого, они стараются сохранить иллюзию своего всезнайства, того, что знают ответы на все вопросы и все умеют делать лучше других. Надеясь преуспеть в маскировке, они избегают проверять, достаточно ли прочна иллюзия, в страхе перед разоблачением. А для многих это время уже пришло. Хотелось бы видеть больший аскетизм руководителей всех уровней, особенно тех, кто имеет хороший доход и завидное качество жизни, но заботится только о сохранении теплого местечка и покрое своего костюма. Много еще таких, кто даже не изучил теорию менеджмента, еще больше — исследовательскую стратегию. Они продолжают упускать месяцы и годы, пока бороды не поседеют и головы не облысеют. Питая иллюзию, что мудрость обязательно приходит с возрастом, они иногда принимают руководство новыми организациями. Но настолько некомпетентны, что нуждаются в помощи коллег или подчиненных, чтобы выполнить свои обязанности. Если они командированы в другой отдел или региональное подразделение, то настолько волнуются и отвлекаются на заботы, связанные с поездкой, что не могут выполнять обязанностей, во имя которых командированы. Они полагаются только на инструкции от старших и на рекомендации, заимствованные из книг. Такое положение дел не может быть признано верным.

Руководитель должен знать свои обязанности, подобно всем остальным, и всегда находить время для их рассмотрения. Когда он встречается со способными и опытными чиновниками, то должен прекратить праздные разговоры и учиться у них всем делам, по которым нуждается в совете. Он должен знакомиться со всеми фактами, собирать и копировать соответствующие книги и статьи, чтобы хорошо разбираться во всех направлениях своей деятельности. Таким образом, он сможет легко справиться со всем, что ему поручат. Если вы зависите от помощи других в исполнении своих обязанностей, то при обычных обстоятельствах все может идти нормально, но может наступить такой редкий случай, когда в трудной ситуации вы не сможете получить нужную помощь. Тогда, хорошо это или плохо, все зависит от ваших способностей решить проблему.

Как старший руководитель, вы должны также знать сильные и слабые стороны своих конкурентов, как лучше организовать сражение, какова вероятность победы. С древних времен это дело считалось самым трудным. Ваш просчет, весьма вероятно, может привести к гибели отряда (или корпорации), и в этом будете виновны вы, потому что наделены властью и ответственностью за жизнь и судьбу компании.

Самое предосудительное — выдвигать на высшие командные должности людей, не обладающих нужными знаниями и способностями, позорящих это высокое звание. Представьте, что дзенский монах пренебрег бы учением, но был бы продвинут, скажем, из-за обширности лысины, стал бы носить одежды в знак принадлежности к высшим иерархам и получил бы власть над братьями-монахами. Такой недостойный монах стал бы посмешищем всего сообщества. Опозоренный, он был бы вынужден немедленно уйти в отставку, чтобы не причинить непоправимый вред сложившимся порядкам. Но совсем не так с руководителями, выдвинутыми на высокие посты, но непригодными к выполнению обязанностей, поскольку политиканство позволяет достаточно легко прикрывать некомпетентность. Они подвергают опасности жизнь всех подчиненных, и вред, который они могут причинить, очень велик. Хотя подчиненные знают им действительную цену, они этого не сознают. Напротив, считают себя выдающимися лидерами, несмотря на ущерб, нанесенный их деятельностью. Они обвиняют кого-то другого или обстоятельства во всех бедах. Некоторые из этих руководителей умирают, тайно сраженные жертвами их некомпетентности. Другие «умирают» на экстренном совещании совета директоров или правлении. Но часть из них остается при власти.

Необходимо, чтобы руководители вели себя в вопросах обучения, как монахи, посвящая учебе все свободное время. Они должны постоянно совершенствоваться и применять знания в сражениях. Учеба и практика чрезвычайно важны для тех, кто занимает высокое положение лидера. В этом следует быть очень прилежным.