Бизнес-тренинг: как это делается.
- Глава 1. Бизнес-тренинг. Тренер. Аудитория тренинга.
- 1.1. Бизнес-тренинг.
- 1.1.1. Смысл, цель и задачи бизнес-тренинга.
- 1.1.2. Тренинг как технология интерактивного обучения.
- 1.1.3. Три ипостаси бизнес-тренинга.
- 1.2. Бизнес-тренер.
- 1.2.1. Ценностные основания и профессиональная позиция бизнес-тренера.
- 1.2.2. Роли бизнес-тренера и содержание его деятельности.
- Тренер как наставник.
- Тренер как фасилитатор.
- Тренер как консультант.
- Тренер как специалист по оценке персонала.
- Тренер как агент изменений.
- 1.3. Аудитория бизнес-тренинга, или Что тренеру важно знать об участниках.
- 1.3.1. Особенности обучения взрослых.
- 1.3.2. Каналы восприятия информации.
- 1.3.3. Модель уровней компетентности.
- 1.3.4. Стили обучения.
- Особенности обучения «рефлексирующего».
- Особенности обучения «деятеля».
- Особенности обучения «прагматика».
- Особенности обучения «теоретика».
- Как использовать представления о четырех стилях обучения.
- Глава 2. Основные технологические схемы бизнес-тренинга.
- 2.1. Трехсферная модель бизнес-тренинга.
- 2.2. Как происходит развитие участников в рамках бизнес-тренинга.
- 2.3. Эмпирическая модель обучения Дэвида Колба и ее применение в практике бизнес-тренинга.
- 2.4. Структура бизнес-тренинга.
- 2.4.1. Задачи и содержание установочного блока тренинга.
- 2.4.2. Задачи и содержание основного блока тренинга.
- 2.4.3. Задачи и содержание завершающего блока тренинга.
- Глава 3. Основные процессы бизнес-тренинга и управление ими.
- 3.1. Управление мотивацией участников тренинга.
- 3.1.1. Схема мотивации на основе «пирамиды потребностей» А. Маслоу и ее использование в бизнес-тренинге.
- Учет базовых потребностей участников.
- Учет потребности в безопасности участников бизнес-тренинга.
- Учет потребностей в общении.
- Учет потребностей участников в уважении и признании.
- Учет потребности участников в самореализации.
- 3.1.2. Процессная схема мотивации участников бизнес-тренинга.
- Техники мотивации участников.
- 3.2. Управление групповой динамикой.
- 3.2.1. Этапы формирования группы и действия тренера на каждом из них.
- Этап 1. Ориентировка.
- Этап 2. Самоопределение.
- Этап 3. Выяснение.
- Этап 4. Эффективная работа.
- Этап 5. Завершение.
- 3.2.2. Динамика эмоционального состояния группы в ходе тренинга.
- 3.3. Организация рефлексивного осмысления на бизнес-тренинге.
- 3.3.1. Рефлексия и ее роль в бизнес-тренинге.
- 3.3.2. Технологический цикл рефлексии: этапы и действия тренера.
- 3.4. Управление процессом коммуникации на бизнес-тренинге.
- 3.4.1. Закономерности процесса коммуникации.
- 3.4.2. Управление процессами понимания и влияния в коммуникации.
- 3.4.3. Три кита управления коммуникацией.
- 1. Позитивный настрой на коммуникацию.
- 2. Процесс управления коммуникацией.
- 3. Эффективное использование коммуникативных техник.
- 3.4.4. Техники управления коммуникацией.
- 1. Техники активного слушания.
- 2. Техника работы с вопросами.
- 3. Техника парафраза.
- 4. Техники аргументации и убеждения.
- 5. Невербальная коммуникация и ее использование в бизнес-тренинге.
- Глава 4. Методы и техники бизнес-тренинга.
- 4.1. Обзор методов, используемых в бизнес-тренинге.
- 4.2. Ролевые игры.
- 4.2.1. Что такое ролевая игра?
- 4.2.2. Функции и задачи ролевых игр в бизнес-тренинге.
- 4.2.3. Типология ролевых игр.
- 4.2.4. Преимущества и недостатки ролевой игры.
- 4.2.5. Форматы ролевых игр.
- 4.2.6. Способы задавания ролей и ситуации в ролевой игре.
- 4.2.7. Основные этапы разработки ролевой игры.
- 4.2.8. Технология проведения ролевой игры.
- Проведение ролевой игры.
- Организация обсуждения и анализа ролевой игры.
- 4.3. Управляемые дискуссии.
- 4.3.1. Форматы организации обсуждения на бизнес-тренинге.
- 4.3.2. Техники фасилитации. Управление обсуждением в группе.
- Что такое фасилитация. Задачи и содержание деятельности фасилитатора.
- Управление содержанием в процессе фасилитации.
- Управление вовлеченностью участников в процессе фасилитации.
- Управление процессом групповой работы и обсуждения.
- Мнения участников тренингов для тренеров.
- 4.4. Метод кейсов.
- 4.4.1. Типология кейсов.
- 4.4.2. Основные этапы разработки кейсов и ситуационных задач.
- 4.5. Мини-лекции как метод интерактивного обучения. Техники презентации в бизнес-тренинге.
- 4.5.1. Цели мини-лекций и презентаций.
- 4.5.2. Что необходимо сделать тренеру для повышения эффективности мини-лекции.
- 4.5.3. Подготовка мини-лекций и презентаций.
- Структура презентации.
- «Мост».
- Основная часть.
- Заключение.
- Ответы на вопросы.
- 4.6. Техники организации знакомства участников на бизнес-тренинге.
- 4.7. Игровые разминки и упражнения-энергизаторы.
- 4.8. Техники обеспечения обратной связи на тренинге.
- 4.8.1. Как давать обратную связь участникам тренинга.
- 4.8.2. Как получать обратную связь от участников тренинга.
- 4.9. Техники организации обобщения в бизнес-тренинге.
- 4.10. Техники постановки задач и обработки упражнений в процессе бизнес-тренинга.
- 4.11. Организация пространства на бизнес-тренинге.
- Глава 5. Проектирование бизнес-тренингов: основные этапы и действия тренера.
- 5.1. Определение цели и задач бизнес-тренинга.
- 5.2. Определение структуры и содержания тренинга.
- 5.3. Разработка детального дизайна тренинга.
- 5.4. Завершающие этапы проектирования бизнес-тренинга.
- Глава 6. Оценка эффективности тренинга.
- 6.1. Зачем бизнес-тренеру проводить оценку эффективности и анализ тренингов.
- 6.2. Модели оценки бизнес-тренинга.
- 6.3. Содержание оценки бизнес-тренинга.
- 6.4. Инструменты оценки бизнес-тренинга.
- 6.4.1. Оценочные анкеты по итогам тренинга.
- Анкета обратной связи[20]
- Спасибо!
- 6.4.2. Тестовые задания.
- 6.4.3. Механизмы оценки тренинга, предполагающие взаимодействие с заказчиком.
- Глава 7. Управление проблемными ситуациями на тренинге.
- 7.1. Что такое «проблемный» участник и проблемная ситуация на бизнес-тренинге. Принципы работы с «проблемными» участниками.
- 7.2. Техники управления проблемными ситуациями.
- 7.3. Типовые проблемные ситуации и управление ими.
- Вместо заключения.
- Об авторе.
- Краткая информация:
- Опыт консалтинговой и тренинговой деятельности:
- Сноски.
- 1.
- 2.
- 3.
- 4.
- 5.
- 6.
- 7.
- 8.
- 9.
- 10.
- 11.
- 12.
- 13.
- 14.
- 15.
- 16.
- 17.
- 18.
- 19.
- 20.
Дмитрий А. Григорьев.