Менеджмент: конспект лекций.
- ЛЕКЦИЯ № 1. Природа менеджмента.
- 1. Понятие менеджмента, его необходимость. Определения управления.
- 2. Управление как особый вид деятельности, его специфика.
- 3. Организация как объект управления: составные части, уровни, основные процессы.
- 4. Элементы процесса управления. Функции управления.
- 5. Кадры управления и их роли.
- ЛЕКЦИЯ № 2. Эволюция управленческой мысли.
- 1. Классическая школа в управлении.
- 2. Школы человеческих отношений и поведенческих наук.
- 3. Количественный подход к управлению.
- 4. Системный и ситуационный подходы. Теория 7-S.
- 5. Американская, европейская и японская модели управления.
- 6. «Новая философия управления».
- ЛЕКЦИЯ № 3. Внутренняя и внешняя среда организации.
- 1. Содержание понятия «среда организации».
- 2. Внутренняя среда и ее переменные: менеджеры, работники, культура.
- 3. Организационная культура, ее элементы и типы.
- 4. Внешняя среда прямого и косвенного воздействия. Характеристики внешней среды.
- 5. Реакции организации на изменения внешней среды.
- ЛЕКЦИЯ № 4. Управленческая этика и социальная ответственность организации.
- 1. Понятие управленческой этики. Критериальные подходы к принятию этических решений.
- 2. Способы повышения этичности поведения руководителей и рядовых работников.
- 3. Проблемы этики и социальной ответственности в отечественных организациях.
- ЛЕКЦИЯ № 5. Принятие управленческих решений.
- 1. Понятие управленческого решения и его местов процессе управления.
- 2. Классификация управленческих решений.
- 3. Факторы, влияющие на процесс принятия решений.
- 4. Групповое принятие решений.
- ЛЕКЦИЯ № 6. Стратегическое управление.
- 1. Понятие стратегического управления, его необходимость и особенности.
- 2. Сущность и значение стратегического планирования.
- 3. Стратегия, ее элементы и уровни.
- 4. Формулирование стратегии: основные этапы и инструменты.
- 5. Многообразие стратегий: корпоративная стратегия и ее типы; бизнес-стратегия и ее типы; функциональные стратегии организации.
- ЛЕКЦИЯ № 7. Структура управления.
- 1. Понятие структуры управления и факторы, ее определяющие.
- 2. Построение вертикальной структуры: разделение труда, цепь команд, делегирование полномочий, норма управляемости, централизация и децентрализация, координирование.
- 3. Департаментализация. Функциональная, дивизиональная и матричная структуры. Структура «команда» и сетевая структура.
- ЛЕКЦИЯ № 8. Коммуникации в организации.
- 1. Понятие и роль коммуникаций в управлении.
- 2. Процесс коммуникаций, его элементы и этапы.
- 3. Формы межличностных коммуникаций и их барьеры.
- 4. Формы организационных коммуникаций, их барьеры.
- 5. Типы коммуникационных сетей.
- 6. Управление коммуникациями в организации.
- ЛЕКЦИЯ № 9. Мотивация персонала в организации. Методы управления.
- 1. Понятие и модель мотивации.
- 2. Развитие концепции мотивации разными школами управления.
- 3. Содержательные теории мотивации: теория иерархии потребностей А. Маслоу; двухфакторная теория Ф. Герцберга; теория приобретенных потребностей МакКлелланда; теория ЕRG К… Альдерфера.
- 4. Процессуальные теории мотивации: теория справедливости, теория ожиданий; модель.
- 5. Понятие и классификация методов управления.
- 6. Основные принципы управления.
- ЛЕКЦИЯ № 10. Лидерство в организации.
- 1. Природа лидерства и его основа.
- 2. Баланс власти и ее формы.
- 3. Эффективный стиль лидерства: подход с позиций личных качеств; поведенческий и ситуационный подходы.
- 4. Классификация стилей руководства в поведенческом подходе. Управленческая решетка Р. Блэйка.
- 5. Ситуационные теории лидерства Фидлера, Херси-Бланшарда, Реддина, Врума-Йеттона.
- 6. Лидерство женщин.
- ЛЕКЦИЯ № 11. Управление группами.
- 1. Группы в организации и их типы.
- 2. Неформальные группы и причины их возникновения. Управление неформальной группой.
- 3. Характеристика групп и их эффективность.
- 4. Групповые процессы. Создание команд и управление ими.
- 5. Преимущества и недостатки работы в командах.
- ЛЕКЦИЯ № 12. Управление конфликтами и стрессами.
- 1. Природа и типы конфликтов в организации.
- 2. Причины и последствия конфликтов.
- 3. Методы разрешения конфликтной ситуации.
- 4. Причины стресса и снижение его уровня.
- ЛЕКЦИЯ № 13. Управление изменениями в организации.
- 1. Природа, модель и этапы процесса управления изменениями.
- 2. Типы организационных изменений.
- 3. Методы разрешения конфликтной ситуации.
- 4. Концепция организационного развития.
- ЛЕКЦИЯ № 14. Самоменеджмент.
- 1. Необходимость, природа и преимущества самоменеджмента.
- 2. Симптомы и причины нерациональной организации труда руководителей.
- 3. Инструменты самоменеджмента: «кривая жизни», временной ряд для ранжирования жизненных целей, анализ своих сильных и слабых сторон, установление приоритетов с помощью анализа АБВ и принципа Эйзенхауэра.
- 4. Делегирование: значение, правила, причины сопротивления подчиненных и руководителей.
- ЛЕКЦИЯ № 15. Управление человеческими ресурсами.
- 1. Изменение места управления человеческими ресурсами в организации.
- 2. Цели и функции управления ЧР.
- 3. Стратегическая и оперативная роли управления ЧР.
- 4. Этапы управления ЧР.
- 5. Привлечение эффективной рабочей силы. Планирование ЧР, источники, методы и критерии набора и отбора персонала.
- 6. Формирование эффективной рабочей силы. Обучение и развитие персонала. Управление карьерой.
- 7. Поддержание высокой эффективности рабочей силы. Определение системы вознаграждения персонала. Увольнение.
- ЛЕКЦИЯ № 16. Природа контроля в организации.
- 1. Понятие контроля, его цели и области.
- 2. Этапы процесса контроля.
- 3. Формы оперативного контроля.
- 4. Формы организационного контроля.
- Примечания.
- 1.
- 2.
- 3.
- 4.
- 5.
- 6.
- 7.
Л. И. Дорофеева.