Новый цифровой мир.
Кризис средств массовой информации.
В будущем на нашу жизнь будет сильно влиять то, какими источниками информации мы пользуемся и каким доверяем. Содержание новостей в интернет-эпоху по-прежнему останется ключевым фактором успеха; кроме того, продолжится борьба за монетизацию и синдикацию контента, которую мы наблюдаем сегодня. Но как изменится привычный медиапейзаж в результате развития технологии, понижающего входные барьеры во всех отраслях экономики?
Абсолютно ясно, что ведущие мировые СМИ будут все чаще уступать в скорости сообщения новостей. Такие организации в эру всеобщего доступа в сеть просто не в состоянии угнаться за интернетом, и неважно, насколько талантливы их журналисты и корреспонденты и сколько у них источников. Основные мировые новости можно будет узнать в первую очередь благодаря таким платформам, как Тwittеr: открытым сетям, позволяющим распространять информацию мгновенно, глобально и очень просто. Когда у каждого человека на планете появится телефон с функцией передачи данных или доступ к нему – а это не столь отдаленное будущее, – тогда возможность сообщить миру «горячую новость» будет зависеть от везения и случая, что подтверждает пример одного жителя Абботтабада, ставшего известным после своих твитов, в которых он в режиме реального времени сообщил об операции по уничтожению Усамы бен Ладена[15].
В конечном счете этот лаг между событием и моментом, когда о нем узнают традиционные СМИ, приведет к снижению лояльности их аудитории, поскольку читатели и зрители стремятся иметь более оперативные способы получения информации. Каждое следующее поколение землян будет производить и потреблять больше новостей, чем предыдущее, так что люди перестанут пользоваться средствами массовой информации, отстающими от жизни. Такие СМИ смогут удержать свою аудиторию только за счет анализа и прогноза, а также, что еще важнее, доверия к ним. Их аудитория будет доверять полученной информации, точности анализа и умению правильно расставлять приоритеты при отборе новостей. Иными словами, некоторые люди будут, с одной стороны, лояльны к новым платформам за скорость сообщения новостей, а с другой – к традиционным средствам массовой информации за последующую их трактовку.
Новостные СМИ сохранят за собой важную роль во многих аспектах жизни общества, но некоторые из них перестанут существовать в нынешнем виде, а выжившие изменят свои цели, методы и организационную структуру для того, чтобы лучше отвечать требованиям новой глобальной аудитории. По мере исчезновения языковых барьеров и повсеместного строительства вышек сотовой связи появятся новые авторы, потенциальные источники информации, гражданские журналисты и фотографы-любители, готовые внести свой вклад в массмедиа. И это кстати: на фоне сворачивания деятельности множества новостных СМИ, особенно на международной арене, свежие голоса окажутся востребованными. Выиграет и аудитория, которая получит доступ к большему диапазону мнений и точек зрения. Появление огромного количества новых действующих лиц, объединившихся вокруг различных онлайн-платформ в огромную хаотичную медиасистему, приведет к тому, что крупнейшие традиционные СМИ будут не столько сообщать, сколько подтверждать новости.
При этом обязанности сообщать новости будут распределены намного шире, чем сейчас, что означает покрытие большего количества тем, но, возможно, с более низким качеством. Трансформируется роль традиционных СМИ: они станут в первую очередь собирать, хранить и проверять информацию, превратившись в своеобразный фильтр доверия, просеивающий все материалы и помечающий то, чему можно верить, а чему – нет, что стоит, а что не стоит читать и обдумывать. Такая проверка, а также способность убедительно анализировать происходящее критически важна представителям элиты – руководителям компаний, политикам и интеллектуалам, полагающимся на устоявшиеся, мощные СМИ. Элита может отдать предпочтение как раз им вследствие массового появления в сети низкокачественных новостей и непроверенной информации. В твиттере шансы наткнуться на глубокий анализ не выше, чем у обезьяны набрать на пишущей машинке собрание сочинений Шекспира (хотя они и повышаются в случае обмена твитами двух умных, авторитетных собеседников), но сила открытых, никем не регулируемых платформ для обмена информацией заключается в их скорости реагирования на события, а не в глубине или проницательности анализа.
Трудной задачей, которую придется решать традиционным СМИ, явится интеграция всех новых голосов из всех уголков планеты. В идеале журналисты должны будут не столько сами находить информацию, сколько сотрудничать с ее источниками: например, в статье о наводнении в Бангкоке нужно не просто процитировать представителя таиландской компании – оператора речных круизов, но и дать ссылку на собственный новостной блог или Тwittеr этого человека. Естественно, при включении в материалы информации от необученных новичков повышается вероятность ошибок, поэтому многие уважаемые журналисты сегодня считают, что такое поощрение непрофессиональных репортеров гибельно для профессии. И эти опасения не назовешь беспочвенными.
Благодаря глобальному распространению интернета в цепочке формирования контента добавятся новые звенья. Одним из них станет сеть местных специалистов-шифровальщиков, имеющих дело исключительно с ключами для шифрования данных. И хотя они не являются источниками информации и не создают контент, их ценность для журналистов будет заключаться в создании необходимых механизмов конфиденциального общения сторон. Ведь диссиденты в странах с репрессивными режимами, таких как нынешние Беларусь и Зимбабве, всегда с большей готовностью делятся своими историями, если знают, что могут сделать это анонимно и безопасно. Потенциально такую технологию могут предложить многие, но местные независимые специалисты по шифрованию особенно ценятся. Это происходит уже сегодня: мы видим, что на Ближнем Востоке наряду с другими запрещенными товарами большим успехом пользуются услуги операторов виртуальных частных сетей (VРN), которые предлагают защищенный доступ диссидентам и группам бунтарски настроенной молодежи. Средства массовой информации будут полагаться на эти сети и специалистов по шифрованию данных, как полагаются сейчас при подготовке новостных материалов на независимых корреспондентов – стрингеров.
Что касается самих стрингеров, то в будущем появится новый их подвид. Сейчас это, как правило, малоизвестный журналист из другой страны, часто с нестабильной внутриполитической ситуацией, которому газета платит за репортажи с места событий. Нередко стрингер рискует жизнью, чтобы получить доступ к определенным источникам или оказаться в опасном месте, куда профессиональный журналист иногда не может или не хочет ехать. Может возникнуть отдельная категория стрингеров, имеющих дело исключительно с цифровым контентом и онлайн-источниками информации. Вместо того чтобы подвергать себя опасности в реальном мире, они, пользуясь глобальным распространением интернета, будут получать материалы от источников, с которыми знакомы только заочно. То есть они, как и сегодня, выступят посредниками между журналистами и источниками информации. Однако, учитывая увеличение дистанции и повышение вероятности путаницы, характерных для виртуального мира, СМИ придется уделять еще большее внимание качеству переработки текста, а также проверке сведений и этической стороны репортажей.
Представьте себе, что известные актеры решают создать собственный новостной онлайн-портал, посвященный некоему взволновавшему их по тем или иным причинам этническому конфликту. Возможно, они считают, что традиционные СМИ недостаточно активно или не вполне объективно освещают его. И вот принято решение избавиться от привычных посредников и начать информировать общество напрямую, организовав, скажем, новостное агентство «Бранжелина Ньюс». Актеры направляют собственных корреспондентов для работы непосредственно в зоне конфликта и ежедневно публикуют посредством онлайн-платформы полученную от них информацию, которую сотрудники редакции облекают в форму новостей. Издержки такого агентства будут низкими – существенно ниже, чем у его традиционных крупных конкурентов: возможно, стрингерам и журналистам даже не понадобится платить – кому-то достаточно шанса получить известность. И вот за короткое время «Бранжелина Ньюс» становится главным источником информации и новостей об этом конфликте: во-первых, благодаря публичности его владельцев, а во-вторых, потому что своей работой заслужило доверие и воспринимается аудиторией вполне серьезно.
В будущем традиционные СМИ столкнутся с такого рода соперничеством, а не только с конкурентами в лице непрофессионалов, пишущих в Тwittеr и в собственные блоги, и это будет означать заметное усложнение медийной среды. Конечно, как мы уже отметили, многие люди отдадут предпочтение давно существующим агентствам новостей в силу привычки или веры в устоявшиеся институты, и серьезная работа – журналистские расследования, интервью с высокопоставленными людьми, анализ сложных событий с учетом широкого контекста, – как и раньше, останется уделом традиционных средств массовой информации. Для остальных диверсификация источников информации предоставит возможность выбора между серьезными СМИ и изданиями, созданными «знаменитостями». Учитывая, по всей видимости, непреодолимую любовь жителей многих стран (США, Великобритании, да и других) к таблоидам, многие потребители, скорее всего, предпочтут новости от своих кумиров. То есть причиной популярности таких изданий будет не последовательность позиции и не качество контента, а «звездный» статус их владельцев.
И точно так же, как это уже происходит с благотворительными фондами и бизнес-проектами, известные люди начнут создавать собственные средства массовой информации в качестве логичного «расширения» собственного бренда. (Здесь мы пользуемся термином «известные люди» в максимально широком смысле, имея в виду заметные, публичные фигуры, а сегодня это может быть кто угодно – от звезд телевизионных реалити-шоу до популярных проповедников.) Конечно же, некоторые новые СМИ будут честной попыткой внести свой вклад в общественный дискурс, но многие окажутся скучным и практически лишенным содержания проектом с целью продвижения собственной персоны или получения коммерческой выгоды.
Мы застанем времена, когда новостные порталы известных людей будут привлекать толпы посетителей по причине их новизны или моды. И эту аудиторию не смутит тот факт, что содержание ресурса окажется несравнимо хуже, а профессионализм его авторов – ниже, чем в традиционных СМИ. Критики станут ругать происходящие изменения и оплакивать смерть журналистики. Но не стоит спешить: если меняется аудитория, то должны перераспределяться и источники ее информирования. Люди сами разочаруются в СМИ знаменитостей из-за недостаточного количества новостей или постоянных ошибок журналистов. В случае средств массовой информации лояльность аудитории – вещь непостоянная, и чем сильнее становится конкуренция, тем заметнее это проявляется. А если доверия читателей и зрителей лишится достаточно большое количество подобных новых СМИ, это приведет к оттоку их аудитории в пользу профессиональных новостных ресурсов, которым, однако, тоже предстоит пережить трансформацию (обеспечить сбор новостей, расширить диапазон тем, сократить время реагирования на события). Не все ушедшие вернутся обратно, да и изначально не все недовольные традиционными СМИ отвергнут их и переключатся на новые модные платформы. В общем, посмотрим, насколько новые средства массовой информации, созданные известными людьми, изменят облик журналистики в долгосрочной перспективе, а вот их появление и участие в привлечении читателей, зрителей и рекламодателей, вне всякого сомнения, вызовет много шума.