Открываю шиноремонт: Практическое пособие.

Выполнение работ.

Технологии.

В мире существует несколько компаний, производящих материалы и инструмент для ремонта шин и использующих собственные технологии. У нас получили распространение американская технология Тесh и немецкая Rеmа Тiр-Тор. Они различаются характеристиками применяемых клеевых составов ремонтных элементов и понятиями зоны ремонта шины. Например, в технологии Тесh отсутствует понятие ремонтной зоны “плечо”, в то время как у Тiр-Тор оно есть. Или по технологии Тесh “грибки” как ремонтный элемент могут быть универсальными, радиальными и диагональными, а у Тiр-Тор – только универсальными. Что касается ремонтных пластырей для повреждений, то технологию Rеmа Тiр-Тор считают более прогрессивной и передовой. Она применяет все виды пластырей – с тканевым кордом, металлокордный и даже арамидный, в то время как у Тесh присутствуют только пластыри с тканевым кордом.

Благодаря ремонтным материалам можно восстановить до 70 % шин, получивших повреждения в дороге. Затраты на ремонт зависят от размера повреждения и составляют 5” 10 % от стоимости новой шины.

Современные технологии позволяют производить быстрый и надежный ремонт всех основных видов повреждений радиальных и диагональных шин. Ремонту подлежат повреждения на беговой дорожке, боковине и плече шин. При этом используют методы горячей и холодной вулканизации.

Бескамерные шины для грузовых автомобилей, прицепов и полуприцепов имеют определенные сложности ремонта – большой вес, неразборный диск колеса. Прокол ремонтируют не в камере, а в шине. Поэтому до разборки колеса нужно найти в нем место утечки воздуха. А масса колеса в сборе может достигать 200 кг. Затем демонтаж, и ремонт. Ремонт обычно связан с манипуляциями внутри шины. Для этого ее нужно зафиксировать в “растопыренном” виде. Работать должны двое: один держит шину, а другой распирает ее, зачищает место ремонта и т. д. Вторую проверку герметичности выполняют после ремонта шины и монтажа ее на диск. Существуют ванны для проверки герметичности бескамерных колес и камер и стенд для ремонта бескамерных шин. Оба изделия снабжены специальными пневматическими силовыми элементами, что значительно облегчает работу.

Шиноремонтникам следует осваивать технологии ремонта шин новых конструкций – самогерметизирующихся шин run-flаt, самонесущих шин РАХ Sуstеm, фрикционных шин R SUV.

Загрузка.

В среднем за 8 ч один специалист шиноремонтной мастерской может отремонтировать от 16 до 20 колес из расчета, что на каждое колесо будет затрачивать около 30 мин. Фактически может получаться больше или меньше в зависимости от трудоемкости и набора операций. Количество клиентов зависит от сезона и погоды: в дождь и снегопад клиентов меньше. При сезонной замене шин в октябре-ноябре и апреле-мае штат и рабочее время следует увеличивать до возможного максимума. В остальные месяцы загрузка небольшая и штат нужен минимальный.

Выход из строя оборудования или отсутствие материалов приводит к остановке работ. Если у поставщика оборудования нет необходимых запчастей, то приходится ждать их поступления по импорту. Целесообразно иметь запчасти для замены изнашиваемых деталей, а также поддерживать постоянный запас материалов для ремонта, чтобы обеспечивать любой вид ремонта.

Расценки.

На практике устанавливают цены за каждую операцию, за набор операций, за дополнительные услуги. На сайтах шиноремонтных фирм имеются прейскуранты цен.

Вовсе не обязательно в начале деятельности устанавливать низкие цены. Цена для многих клиентов служит индикатором качества услуг – высокая цена служит “знаком качества”. Недаром слово “дешевка” означает низкосортную вещь. У каждой услуги есть своя “психологически оптимальная” цена, причем она не обоснована ничем. Это цена, которую клиенты считают “правильной” или “справедливой” и готовы ее принять, не считая ее ни подозрительно низкой, ни грабительски высокой. Низкие цены не обязательно привлекательны, высокие цены не обязательно отпугивают клиентов. Потребитель всегда платит какую-то цену, но он не всегда ищет самую низкую, он ищет качественный сервис за лучшую цену.

Исследования на авторынках в Европе выявили следующие любопытные закономерности:

– если сервис заработал репутацию слишком дорогого, то он долго не избавится от этого имиджа, даже если снизит цены;

– если сервис заслужил репутацию фирмы с умеренными ценами, то он может увеличить цены на четверть, не опасаясь изменения мнения клиентов;

– мнение клиентов основывается не на всем спектре цен, а лишь на ценах, которые их интересуют – это цены на наиболее частые ремонтные операции.

Качество.

Шиноремонт кажется несложным делом, им занимаются даже те, кто об автомобилях почти ничего не знает. Однако от качества этой работы зависит жизнь людей. Шины связывают автомобиль с дорогой. Наличие хорошего оборудования не является гарантией качественного ремонта. Современные технологии ремонта шин и камер для получения качественного результата требуют строгого соблюдения технологического процесса. Известно, что все решают кадры, а хорошие кадры ценятся на вес золота.

Вы должны быть уверены в качестве своего ремонта и предупреждать клиентов об изменениях характеристик шин, если обнаружили, казалось бы, несущественные повреждения бортов, корда, протектора, внутренней поверхности. Необходимые знания о шинах и дисках для обучения специалистов по шиноремонту дают поставщики шин, умению работать с оборудованием, инструментами и ремонтными материалами обучают фирмы-поставщики этих товаров.

Качественный сервис предполагает, что проблемы устраняются, с первого раза. Это значит, что специалист должен:

– внимательно выслушать то, что говорит клиент;

– проверить все колесо на предмет других неисправностей;

– иметь соответствующую квалификацию, чтобы устранить проблему;

– использовать соответствующий инструмент, а оборудование должно способствовать производительности.

Персонал.

Количество сотрудников, расстановка, сменность, контроль качества работы, заработная плата – эти организационные факторы определяют экономическую эффективность мастерской. От каждого специалиста и от всей команды зависит скорость и качество обслуживания.

Квалифицированный шиноремонтник – это специалист, обученный работать с современным оборудованием, ответственно относящийся к своей работе и знающий себе цену. Как и в любом деле, в шиноремонте есть множество особенностей, и знание их выделяет профессионала.

Главный фактор рентабельности – наличие хороших специалистов. Именно от их работы зависит будущее мастерской. Хорошие специалисты требуют достойной оплаты, причем независимо от раскрученности мастерской или сезонности.

В мастерской должны работать минимум два специалиста. Руководителем может быть один из них или третий, управляющий несколькими мастерскими. Он должен контролировать, устанавливать цены, систему получения денег и т. д. Указания руководителя обязательны, ни дружеские, ни семейные связи не должны влиять на дисциплину труда.

Объективно оценивайте профессиональный уровень сотрудников, чтобы из-за некомпетентности кого-то из них не лишиться клиентов. Не допускайте грязи в мастерской, нетрезвых сотрудников, грязных спецовок.

Обязанности.

Используя приведенные ниже примерные обязанности, составьте должностные инструкции для сотрудников. Они помогут требовать исполнения обязанностей и разрешать споры.

Вулканизаторщик. Исполнение технологических процессов вулканизации камер и покрышек, разборка и сборка колес. Контроль работы всех механизмов на обслуживаемом участке. Запись работ на вулканизационных аппаратах.

Должен знать: технологический процесс, свойства и назначение обрабатываемых материалов и полуфабрикатов, устройство оборудования, контрольно-измерительных приборов.

Балансировщик шин. Монтаж и демонтаж покрышек на станке. Выверка баланса. Компенсация неуравновешенной массы грузиками. Должен знать: правила балансировки колес, типы, размеры и назначение шин; устройство балансировочного станка и пресса; требования, предъявляемые к качеству работ.

Информация для обучения.

Полезную информацию о технологиях сервиса и ремонта публикуют специализированные журналы, книги и сайты, приведенные в приложении в разделе “Источники информации”.

Подготовка специалистов.

Направляйте сотрудников в учебные центры поставщиков оборудования и материалов, где они научатся работать правильно и качественно, используя многолетний опыт ведущих фирм-производителей.

Компания МВО создала свой собственный центр, выпускающий квалифицированных шиномонтажников и продавцов-консультантов. Кстати, центр этот сейчас используется для обучения не только своих сотрудников, но и компаний-конкурентов.

Перечень предприятий, обучающих специалистов, представлен в разделе “Постоянные курсы” в приложении.

Безопасность труда.

На основе приведенного ниже документа разработайте собственную инструкцию по технике безопасности и ознакомьте с ней под расписку всех сотрудников. Это важно как для их безопасности, так и для владельца мастерской. Если сотрудник, нарушив правила безопасности, покалечится, то все расходы по его лечению и возмещению ущерба лягут на предпринимателя, если не будет в наличии расписки сотрудника в ознакомлении с правилами.

Извлечение из нормативного документа: “Межотраслевые правила по охране труда на автомобильном транспорте”. Приложение к постановлению Минтруда РФ от 12 мая 2003 г. № 28.

Вулканизационные и шиноремонтные работы.

Шины перед ремонтом должны быть очищены от пыли, грязи, льда.

Станки для шероховки (зачистки) поврежденных мест должны оборудоваться местной вытяжной вентиляцией для отсоса пыли, надежно заземляться и иметь ограждение привода абразивного круга.

Работу по шероховке следует проводить в защитных очках и при включенной местной вытяжной вентиляции.

Вынимать камеру из струбцины после вулканизации можно только после того, как отремонтированный участок остынет.

При вырезке заплат лезвие ножа нужно передвигать от себя (от руки, в которой зажат материал), а не на себя. Работать можно ножом, имеющим исправную рукоятку и остро заточенное лезвие.

Емкости с бензином и клеем следует держать закрытыми, открывая их по мере необходимости. На рабочем месте вулканизаторщика разрешается хранить бензин и клей в количестве, не превышающем потребности на одну смену. Бензин и клей должны находиться на расстоянии не ближе 3 м от топки парогенератора.

Не допускается:

Работать на неисправном вулканизационном аппарате;

Использовать этилированный бензин для приготовления резинового клея;

Покидать рабочее место работнику, обслуживающему вулканизационный аппарат во время его работы, и работать на нем посторонним лицам.

Шиноремонтные работы.

Демонтаж и монтаж шин в организации должны осуществляться на участке, оснащенном необходимым оборудованием, приспособлениями и инструментом.

Перед снятием колес АТС должно быть вывешено на специальном подъемнике или с помощью другого подъемного механизма. В последнем случае под неподнимаемые колеса необходимо подложить специальные упоры (башмаки), а под вывешенную часть автомобиля – специальную подставку (козелок).

Перед отворачиванием гаек крепления спаренных бездисковых колес для их снятия следует убедиться, что на внутреннем колесе покрышка не сошла с обода. В противном случае в условиях организации необходимо снимать оба колеса вместе, а на линии перед отворачиванием гаек выпустить воздух из обеих шин.

Операции по снятию, перемещению и постановке колес грузового автомобиля (прицепа, полуприцепа) и автобуса должны быть механизированы.

Перед демонтажем шины с диска колеса воздух из камеры должен быть полностью выпущен. Демонтаж шины должен выполняться на специальном стенде или с помощью съемного устройства. Монтаж и демонтаж шин в пути необходимо производить монтажным инструментом.

Перед монтажом шины необходимо тщательно очистить от грязи и ржавчины обод, бортовое и замочное кольца, проверить исправность их и шины.

Замочное кольцо при монтаже шины на диск колеса должно надежно входить в выемку обода всей внутренней поверхностью.

Накачку шин следует вести в два этапа: вначале до давления 0,05 МПа (0,5 кгс/см2) с проверкой положения замочного кольца, а затем до давления, предписываемого соответствующей инструкцией.

В случае обнаружения неправильного положения замочного кольца необходимо выпустить воздух из накачиваемой шины, исправить положение кольца, а затем повторить ранее указанные операции.

Подкачку шин без демонтажа следует производить, если давление воздуха в них снизилось не более чем на 40 % от нормы и есть уверенность, что правильность монтажа не нарушена.

Накачивание и подкачивание снятых с автомобиля шин в условиях организации должно выполняться шиноремонтником только в специально отведенных для этой цели местах с использованием предохранительных устройств, препятствующих вылету колец.

На участке накачивания шин должен быть установлен манометр или дозатор давления воздуха.

Во время работы на стенде для демонтажа и монтажа шин редуктор должен быть закрыт кожухом.

Для осмотра внутренней поверхности покрышки необходимо применять спредер (расширитель).

Для изъятия из шины посторонних предметов следует пользоваться клещами, а не отверткой, шилом или ножом.

При работе с пневматическим стационарным подъемником для перемещения покрышек большого размера обязательна фиксация поднятой покрышки стопорным устройством.

Не допускается:

Выбивать диск кувалдой (молотком);

При накачивании шины воздухом исправлять ее положение на диске постукиванием;

Монтировать шины на диски колес, не соответствующие размеру.

Шин;

Во время накачивания шины ударять по замочному кольцу молотком или кувалдой;

Накачивать шину свыше установленной заводом-изготовителем нормы;

Перекатывать вручную колеса, диски и шины, следует пользоваться для этой цели специальными тележками или тельферами;

Применять при монтаже неисправные и заржавевшие замочные и бортовые кольца, ободы и диски колес.

Мобильный шиноремонт.

Место на рынке.

Бурный рост в последние годы количества мобильных автосервисов для легковых и грузовых автомобилей вызван следующими причинами:

– рост парка автомобилей во всех странах;

– обострение борьбы за клиентов среди сервисных предприятий;

– обострение борьбы за клиентов среди фирм, торгующих шинами, стеклами, охранным и аудио-, видеооборудованием;

– рост спроса на выездной сервис со стороны корпоративных заказчиков, VIР-клиентов, очень занятых клиентов, клиентов в малонаселенных районах;

– выгодность сервиса “на месте” по сравнению с эвакуацией и ремонтом в мастерской;

– недостаток площадей для стационарных мастерских;

– рост количества индивидуальных предпринимателей из автомехаников, предпочитающих независимость.

Мобильными автосервисами владеют индивидуальные предприниматели, крупные независимые автосервисы, автодилеры, автоклубы. Для индивидуальных предпринимателей это средство заработка. В наших условиях индивидуальный предприниматель на своем автомобиле, оборудованном под мастерскую, может неплохо зарабатывать “на большой дороге”. Для крупных автосервисов и автодилеров это способ диверсификации деятельности, расширения перечня услуг, большего охвата рынка, повышения качества обслуживания клиентов. Клиентами мобильных сервисов являются: корпоративные заказчики, VIР-клиенты, автовладельцы, дорожащие временем, дамы, а также любые автомобилисты при работе сервисов возле стоянок, гаражей, на трассах. Шиноремонт в пути или в месте расположения заказчика – бизнес, имеющий хорошие перспективы. Развитие выездного сервиса весьма выгодно и предпринимателям стоит взяться за него всерьез. Мобильный шиноремонт перспективен и для мегаполисов, и для малонаселенных районов. У мобильных шиноремонтных мастерских конкурентоспособность выше, чем у стационарных – хорошо организованный парк машин с диспетчером, распределением зон действия и несколькими партнерами-поставщиками шин и материалов может привлечь и удержать всех корпоративных клиентов, “домоседов”, обитателей автостоянок в районе.

Мобильный сервис специализируют следующим образом:

– по видам клиентуры – городской, легковой, грузовой, дорожный, событийный (обслуживать мероприятия – выставки, соревнования) и т. д.;

– по набору услуг – шиномонтаж, шиноремонт, другие услуги.

Постоянный рост спроса на выездной сервис со стороны корпоративных заказчиков, VIР-заказчиков и заказчиков в малонаселенных районах вызвал рост количества мобильных автосервисов и рост предложений со стороны компаний, оборудующих мобильные мастерские различного назначения. Мобильные мастерские применяются для проведения экспресс-ремонтов на автострадах, в кемпингах, в местах парковок и ночевок магистральных автопоездов. Для работы в непогоду применяют складные тенты.

Вот как рекламирует мобильный шиноремонт одна из фирм:

– выезд в удобное для заказчика место;

– все виды шиномонтажных работ;

– наличный и безналичный расчет;

– обслуживание корпоративных клиентов;

– скидки при обслуживании 5 и более автомобилей;

– индивидуальный подход к каждому клиенту.

Мобильный шиномотаж прибудет в любое удобное для заказчика место и время и высококвалифицированный персонал выполнит необходимые работы по шиномонтажу, экспресс-за-мене масла, диагностике и чистке инжекторов.

Одна из московских шиноторговых компаний направляет подвижный шиномонтажный комплекс, смонтированный на базе фургона ЗИЛ-5301 “Бычок”. Специалисты фирмы могут прямо на месте перемонтировать, отбалансировать и установить зимние покрышки вместо летних, и наоборот. Снятые шины можно доставить на временный склад, где они будут храниться до наступления следующей сезонной смены.

Оснащение.

Для мобильного шиноремонта не нужно искать землю и брать помещение в аренду – нужна только охраняемая стоянка для хранения машин. Мобильные мастерские оборудуют в малотоннажных автомобилях типа “Газель” и крупнее. Кузов заказывают специальный, достаточно просторный. Усиливают подвеску, так как масса фургона с оборудованием увеличивается до 3 т. Кроме шиноремонтного оборудования нужны компрессор и генератор на 6 кВт для выработки энергии для станков и кассового аппарата, дополнительный электро– или бензообогреватель для обогрева кузова в мороз. Мастерскую оснащают инструментом, подъемниками, расходными материалами. Компрессор помещают на специальные подушки, гасящие вибрации от его работы. Станки фиксируют к полу и к стенам, чтобы исключить их смещение при движении даже в критической ситуации. Могут быть установлены биотуалет и умывальник.

В качестве базы применяют также шасси грузовых автомобилей полной массой до 3,5 или до 7 т. На них устанавливают четырехметровые контейнеры. Преимущество контейнеров – ровный пол и большие объемы. Контейнеры вмещают практически любое оборудование. Такие мастерские могут оснащаться автономными или зависимыми от базового автомобиля системами отопления и вентиляции. Для работы в полностью автономном режиме такие мастерские оснащены бензо– или дизель-генераторами. При необходимости устанавливают панели для подключения к внешним источникам питания напряжением 220/380 В.

При резком торможении или столкновении суммарная масса оборудования, инструмента и запчастей оказывает большое влияние на поведение автомобиля. Поэтому автомастерские должны иметь соответствующие сертификаты. Обязательны при любой комплектации: огнетушитель, контейнеры с пастой или гелем для очистки рук и бумажными полотенцами. Также возможна комплектация электрочайником, электропечью для разогрева пищи, биотуалетом.

Стоимость мобильной мастерской шиноремонта может достичь 1 млн руб., включая стоимость автомобиля. Автомобиль для мастерской выбирают, учитывая качество подвески, надежность и внешний вид, полагая, например, что к VIР-клиентам должна приезжать иномарка. Автомобиль с мастерской окупается долго, надо тщательно продумывать маршруты, смены и т. д.

Передвижные автомобильные мастерские типа АВМ и мобильные авторемонтные мастерские типа РЖМ на шасси “ГАЗ Валдай”, а также ГАЗ 3307, ГАЗ 3308, ГАЗ 33081 и ГАЗ 3309 предлагает компания “АвтоРегион” (httр://www.gаz04.ru). Компания Тоmmi.ru оснащает мобильные мастерские на базе грузовиков и фургонов с учетом потребностей заказчиков.

Техзадание на оборудование фургона предусматривает:

– определение размеров автофургонов с учетом выбранного оборудования и видов работ;

– определение инженерного обеспечения с учетом параметров фургона и видов работ;

– технологическую планировку фургона;

– выбор моделей автомобилей для мобильного сервиса;

– выбор изготовителей фургона и оборудования;

– выбор предприятия для оснащения фургона оборудованием.

– определение маршрутов перемещения.

Деятельность.

Деятельность мобильного шиноремонта сопряжена с некоторыми трудностями:

– сложность поиска места для парковки в городе самого фургона и для удобного подъема домкратами автомобиля клиента;

– для установки точно горизонтального уровня балансировочного стенда приходится применять специальные подпорки под кузов фургона, которые могут быстро выставить его горизонтально относительно земли;

– во внеурочное время нужно хранить мобильные мастерские в закрытых гаражах – дорогостоящую технику опасно оставлять без присмотра;

– так как шиноремонтная мастерская весит более 3 т, необходимо получать специальное разрешение для проезда в те зоны, где тоннаж ограничен.

Реклама.

Рекламные плакаты рисуют на автомобилях, рекламные визитки специалисты мобильных мастерских раздают клиентам, на стоянках, на парковках, на заправках.

Лучше всего иметь диспетчера на телефоне, который принимает звонки от клиентов, объясняет им условия работы и расценки, выясняет время выезда и местонахождение клиента, координирует все вопросы с экипажем мобильной мастерской.

Получив заказ, диспетчер мобильных мастерских при помощи системы спутниковой навигации или обзвонив бригады, находит свободную машину и сообщает клиенту, когда та может подъехать. Если клиент согласен ждать, диспетчер передает водителю мастерской его координаты и мастерская выезжает. Если клиенту нужно заменить порванную шину или камеру, диспетчер запрашивает партнера-поставщика, согласовывает цену с заказчиком и шину доставляет клиенту либо машина поставщика, либо мастерская, если ей по пути.

Можно поручить функции приема заказов непосредственно бригаде. Звонки отвлекают бригаду от работы, но бригада много времени проводит в дороге и тогда один из специалистов может принимать звонки по мобильному телефону и координировать с клиентами вопросы оказания услуг.

Почти половина клиентов – женщины, 20 % – корпоративные клиенты, еще 20 % – случайные клиенты, у которых в пути порвалась шина, 10 % – представители обеспеченных слоев, предпочитающих вызвать техпомощь по телефону, ценя свое время, покупатели шин в интернет-магазинах и в магазинах шин. Предприятие, не имеющее собственной ремонтной базы, может купить шины, пригласить выездной шиномонтаж и в течение одного дня отремонтировать все колеса, нуждающиеся в ремонте или замене шин. Работа мобильного шиномонтажа у магазина, торгующего шинами, весьма востребована. Некоторые магазины организовали собственный стационарный или мобильный шиномонтаж. В интернет-магазинах покупают шины подешевле, и нередко только один комплект. В таких случаях выезд автомобиля на место нерентабелен.

Частые некорпоративные заказы поступают рано утром или вечером. Корпоративные заказы обычно согласовывают накануне. Практики считают, что оптимальный состав специалистов – один человек на каждую машину, если водитель является специалистом. В одной из фирм днем работают две машины, ночью дежурит одна.

Практики отмечают, что клиентов хватает. Как и у стационарных, у мобильных мастерских спрос зависит от сезона, но в периоды повышенного спроса к ним записываются за несколько дней заранее. Гамма услуг у мобильной мастерской не так широка, как у стационарных. Нет, например, услуг по рихтовке колесных дисков.

Одна смена мобильной мастерской может длиться 12 часов. Практики говорят, что за смену (с 9.00 до 24.00) мобильный шиноремонт в силах обслужить максимум 15 клиентов.

Рентабельность.

Расценки на услуги мобильной мастерской, безусловно, дороже стационарных. Одни фирмы включают расходы на вызов автомобиля в повышенные расценки на проведение работ, другие берут отдельную плату за вызов. Одни считают, что клиенту лучше знать, что вызов ему обходится бесплатно. Другие полагают, что клиенту лучше знать, чего стоит именно вызов.

Рентабельность мобильных мастерских – на уровне рентабельности стационарных.

Предприниматели, эксплуатирующие мобильные мастерские, очень быстро приходят к следующим выводам:

– в ценах на услуги целесообразно указывать раздельно стоимость пробега до заказчика и обратно по ценам такси, стоимость услуг, стоимость запчастей и материалов;

– рентабельной может быть работа в районе определенного радиуса – чтобы на движение до заказчика уходило не более получаса или часа;

– выезжать на мелкие заказы невыгодно, если только это не рядом или не диктуется престижем фирмы;

– предпочтительны корпоративные заказчики, а также работа возле стоянок, гаражей, на трассах, с тем чтобы на передвижение уходило минимум времени;

– при дальних выездах стоимость заказа должна покрывать объем дневной или полудневной выручки.

Защита от конкуренции.

Шиноремонтный бизнес выгоден, но и конкуренция на рынке немалая, особенно со стороны таких сетей, как “Профиль”, МВО, “Колесо”, “Мишлен”. Но любой бизнес зависит от того, вложили ли вы в него максимум своих сил и достаточно ли этих сил. Главным конкурентным преимуществом шиноремонтной мастерской считают ее удачное расположение. К недостаткам мастерских, влияющим на объем выручки, относят неудобства парковки для ожидания, нестабильный режим работы, грязь, неаккуратность и низкую квалификацию персонала.

Увеличению выручки способствует закрепление клиентов, высокое качество работ, рекламная кампания, скидки или сувениры, информирование автомобилистов, привлечение женщин-водителей, а также оказание дополнительных услуг.

Не тратьте время и энергию на борьбу с конкурентами, а предложите клиентам что-то свое: новую услугу, отличное качество. Если услуги одинаковы, введите дополнительные услуги, например упаковку грязных запасок. Если услуги аналогичны, добавьте товары (полезные мелочи), предложите пакет услуг и т. д. Позднее вам начнут подражать конкуренты, чем могут перехватить ваших клиентов. Поэтому лучший способ выиграть конкурентную борьбу – постоянно обновлять свой ассортимент услуг, обеспечивать высокое качество и т. д. Если вы стараетесь догнать конкурентов, вы так и останетесь догоняющим. Идите своим путем, устанавливайте свои стандарты обслуживания клиентов – тогда станете лидером в вашем секторе рынка. Сделайте так, чтобы конкуренты вас догоняли. Если вы еще на стадии бизнес-планирования не видите надежных способов потеснить конкурентов, то вряд ли вы найдете их потом – текучка не оставит вам времени на обдумывание.

Анализируя положение предприятия на рынке, следует учитывать, что рынок непрерывно меняется. Поэтому сопоставлять свое положение на нем следует не по объемам продаж в прошлом и текущем периодах, а в их сопоставлении с прошлой и текущей емкостью рынка. К примеру, руководство предприятия считает, что если объем продаж растет, значит все идет нормально, но упускает из виду, что весь рынок расширяется намного быстрее, чем растет объем продаж, или что рынок сужается. Если на предприятие приходится небольшая доля рынка, оно постоянно зависит не только от колебания конъюнктуры рынка, но и от поведения конкурентов, которые неожиданно могут вытеснить его с рынка. Если предприятие осуществляет поставки своих услуг ограниченному числу клиентов, оно слишком сильно зависит от них и может оказаться в трудной ситуации, когда солидный клиент уйдет к конкуренту.

При острой конкуренции бизнес постоянно балансирует на грани падения и развал его неизбежен при ухудшении внешних условий или при серьезных внутренних конфликтах.

Конкуренция одновременно может быть ценовая и конкуренция качества услуг. Например, оперативность может быть настолько существенна для заказчиков, что они соглашаются на более высокие цены. Известно, что увеличению объема сбыта на рынке при прочих равных условиях способствуют всего два фактора – увеличение платежеспособного спроса и переориентация клиентов других фирм. Первый фактор – общеэкономический и влиянию не поддается, зато второй – вполне рукотворный, он и является объектом наступательных операций конкурентной борьбы.

Чтобы убедительно показать клиентам преимущества именно вашего предприятия, важно как можно лучше знать состоявшихся и потенциальных клиентов: их потребности, пожелания и ожидания, которые в разных регионах различны, поскольку определяются менталитетом, структурой занятости, уровнем доходов и конкурентной средой. Поэтому старайтесь регулярно воспроизводить реальную картину, отвечая себе на следующие вопросы:

Есть ли клиенты, недовольные вашим предприятием, и если есть, то почему?

Почему больше не появляются некоторые из бывших клиентов?

Почему потенциальные клиенты предпочитают обращаться к конкурентам?

Каков престиж предприятия и его сервиса в глазах общественности?

Принимайте меры по ликвидации выявленных слабых мест, негативно воздействующих на клиентов. Внимательно следите за происходящим в отрасли и регулярно выполняйте сопоставительный анализ – сравнение своего предприятия с основными конкурентами по номенклатуре, качеству и ценам предлагаемых услуг. Регулярно изучайте специальные журналы и разделы объявлений в периодике. Перспективные идеи включайте в планы своих мероприятий.

Один из секретов успешного бизнеса:

Отличайся во что бы то ни стало!

Если ты непредсказуем – ты непобедим!

Реклама.

Предприниматели должны знать основы рекламы, поэтому коснемся некоторых ее аспектов.

Публичные отношения (рubliс rеlаtiоns), включая рекламу, направлены на завоевание и поддержание положительного образа мастерской, закрепление на рынке. Публичные отношения – это отношения с потребителями, другими фирмами, банками, муниципальными организациями. Сотрудничество с другими подобными предпринимателями, даже конкурентами, необходимо в целях:

– урегулирования взаимных интересов;

– соблюдения правил добросовестной конкуренции;

– заключения соглашений картельного типа об уровне цен;

– взаимных консультаций, взаимовыручки;

– заключения соглашений о политике по отношению к общим поставщикам;

– отстаивания общих интересов в районных, городских и областных ведомствах и т. д.

Для осуществления такого сотрудничества создают некоммерческие организации: гильдии, союзы, ассоциации, клубы.

Важно стремиться вызвать у клиентов доверие, желание и потребность в услугах именно вашей мастерской. Хорошая репутация – фундамент многих успешно действующих мастерских. Клиент помнит качество работы долго, рекомендует вас своим знакомым. Удовлетворение клиентов означает дополнительную прибыль.

Доверие можно заслужить качественным ремонтом и обслуживанием. Доверие можно внушить профессиональной рекламой. Просто рекламные объявления пассивны, нужна активная и даже агрессивная реклама. Имя вашего предприятия должно быть “на слуху” у всех, при одном его названии должны возникать ассоциации с солидностью, надежностью, приветливостью и, конечно, с исполнением пожеланий, т. е. заказов.

При планировании деятельности будьте реалистичны: не ожидайте заметных доходов, не сделав заметных затрат средств и усилий. Определите “рекламное покрытие”, которое соответствует району, чтобы “достать” клиентов наиболее эффективно. Оцените пределы возможностей и преимущества различных средств рекламы. Убедитесь, что ваша реклама достаточно гибка и отвечает текущим нуждам. Установите минимальный бюджет рекламы, базируясь на максимальных задачах по прибыли. Установите приоритеты, сначала расходуйте средства на наиболее перспективные проекты.

Изучая рекламные материалы конкурентов, способы, методы, средства их рекламы, можно многое понять. Если они вкладывают много средств в какой-то один или два способа рекламы и этот способ привлекает клиентов, используйте такой же. Действуйте в поддержку этого способа рекламы, а не противодействуйте ему. Тогда вы привлечете клиентов, которых убедил сам способ подачи рекламной информации, возможно, на подсознательном уровне.

Изучайте цены, методы работы конкурентов, как они изучают ваши. Выберите несколько услуг или товаров, по которым можно установить низкие цены, сделайте их показательными и активно используйте в рекламе.

Для правильной постановки рекламы необходимо в первую очередь разработать базовый информационный текст, рассказывающий о предприятии без заметных преувеличений и рекламных трюков. Он поможет вам и для себя точнее сформулировать направления деятельности, ваши возможности и преимущества, будет базой для рекламных публикаций, передач, объявлений и листовок. Полезно разработать и периодически корректировать короткие рекламные тексты, адресованные разным категориям возможных клиентов, для публикаций и прямой рассылки.

Реклама приносит отдачу тогда, когда продумана мотивация для управления действиями клиента. Нужно не только знать типаж, но и видеть перед собой лицо клиента, к которому обращена реклама, понимать, какие аргументы будут для него убедительными. Для многих клиентов близость и удобные часы работы мастерской, приемлемая и стабильная система цен, организация доставки услуг являются достаточно убедительными аргументами для сотрудничества.

Наиболее эффективна прямая реклама, высланная в адрес возможного клиента. Рекламе хорошо способствует и обмен информацией между потребителями. Молве доверяют больше. Поэтому важно формировать общественное мнение. Не забывайте, что в число факторов, воздействующих на общественное мнение, входит прежде всего соответствие качества обслуживания обещаниям рекламы. Поэтому преувеличения в ее тексте должны быть умеренными. Следите, чтобы интонации рекламы были оптимистичными.

Избегайте свойственного многим рекламщикам угрюмого “серьеза” в рекламных текстах: наша публика начитана, любит юмор, радуется остроумным или шутливым фразам, частушкам, а это помогает запомнить название предприятия и впоследствии сделать выбор в его пользу.

Ведите адресную информацию и рекламу на корпоративных клиентов: предприятия и учреждения.

Систематически публикуйте в массовых изданиях и по радио только одну фразу – слоган, рассчитанный на запоминание названия вашего предприятия и рода его деятельности.

Тщательно работайте со справочниками, выбирая все подходящие предприятия района для направления им рекламных предложений.

Для максимальной результативности рекламы важно обеспечить прием всех звонков заказчиков. В рекламе указывайте только специально выделенные для этого номера телефонов, которые возможно не использовать для звонков от руководителя. Иначе теряется большая часть обращений по рекламе: нетерпеливые клиенты не станут звонить несколько раз. Отвечайте на звонки и говорите с клиентами исключительно любезно.

Принимайте меры по периодическому информированию близлежащих улиц и микрорайонов об адресе мастерской – от публикаций в районных и городских газетах до указателей на улицах и расклейки объявлений. Результативна прямая рассылка рекламных листовок во все находящиеся в районе предприятия. Печатайте листовки на лазерном принтере небольшими тиражами и поручайте расклейщикам развозить их по всему району. Эту операцию необходимо повторять раз в квартал или полгода. Если выяснится, что есть мастерская рядом, клиент не поедет в другой конец города.

Листовки достаточно делать размером в четверть страницы с двусторонней печатью, короткий текст должен иметь целью заставить запомнить три-четыре ключевых слова. Эффективно приводить в текстах листовок “показательные”, наиболее низкие, по сравнению с конкурентами, цены.

В трудные периоды не всегда целесообразно сокращение рекламной активности: потом придется тратить больше для привлечения внимания забывших вас покупателей. Специалисты считают, что в кризисные периоды в стране, когда в целом на рынке рекламы меньше, ту рекламу, которая есть, легче увидеть и запомнить. В сложные периоды можно выбирать более дешевые виды рекламы, но не прекращать ее.

Анализ эффективности рекламы проводят после использования того или иного рекламного материала. Ценность рекламы измеряется увеличением сбыта, являющимся непосредственным результатом проведения рекламных мероприятий.

Привлечение клиентов.

Цены не играют главной роли в привлечении и закреплении клиентов. Главное – качество и реклама.

Не следует вешать над мастерской старую шину. Конечно, вывески в виде объектов услуг исторически доказали свою эффективность, но, право же, уважайте себя – покрасьте шину так, чтобы она выглядела как новенькая, какой она выходит из ваших рук после ремонта.

Если ваш город очень большой, невыгодно давать рекламу в общегородские газеты, если у вас нет уникальных услуг. Ограничьтесь рекламой в ближайших районах. Активно используйте рекламные визитки или открытки, которые вручайте каждому клиенту, оставляйте на ближайших заправках, сервисах, магазинах запчастей. Очень полезно установить указатели на дороге далеко от места вашей мастерской.

Всегда помните, что клиенты – источник прибыли, теряя клиентов, вы теряете деньги.

Работа сервиса должна быть организована так:

– чтобы оправдывались ожидания клиентов;

– учитывались интересы исполнителей;

– обеспечивалась экономическая эффективность предприятия.

Все три названные цели основаны одна на другой и неразрывно взаимосвязаны. Конкуренция требует, чтобы главная цель состояла в оправдании ожиданий клиентов, чтобы они были довольны качеством сервиса. Поставленной цели можно добиться только с хорошо подготовленными исполнителями, осознающими свои обязанности. Но у них есть и свои личные интересы, которые руководители должны принимать во внимание. Как правило, хорошо работает именно тот, кто доволен своей работой. Без учета этого устойчивый экономический успех предприятия вообще невозможен.

Ожидания клиентов могут быть удовлетворены, если ваш персонал при контактах с заказчиками будет учитывать специфику различных групп клиентов.

Клиенты предприятия.

Взаимоотношения с корпоративными клиентами (предприятиями) нужно строить совсем иначе, чем с частными заказчиками. Неисполнение обязательств, скажем сроков ремонта, может привести к оплате неустойки и штрафа. Главным документом во взаимоотношениях сервиса и корпоративного клиента является договор об оказании соответствующих услуг.

Плюсы работы с корпоративными клиентами:

– обеспеченность постоянными заказами;

– корпоративный клиент не экономит на мелочах.

Сложности работы с корпоративными клиентами:

– необходимость высокого темпа работы и выполнения заказов в срок;

– сложности в налаживании взаимоотношений;

– необходимость тщательной проработки договора.

Предприятия более всего заинтересованы в том, чтобы их.

Автомобили были в постоянной эксплуатационной готовности. Каждая потеря времени ведет к нарушению регулярности перевозок и снижению прибыли. Предприятия, как правило, являются хорошими и платежеспособными заказчиками, поэтому они ожидают в случае необходимости от вашего сервиса соответствующего отношения.

К специальным запросам заказчиков предприятий, как правило, относятся:

– укороченный срок оформления заказа;

– немедленная помощь – дежурная служба;

– особо быстрое выполнение заказа;

– точное соблюдение договорных сроков;

– надежные данные о техническом состоянии и эксплуатационной безопасности колес их автомобилей.

Эти специальные запросы заказчиков-предприятий являются обоснованными. Однако каждый сервис всегда должен тщательно взвесить обстоятельства и принять решение, должен ли он в интересах этой группы заказчиков переносить на более поздний период сроки, оговоренные с иными заказчиками. В этом случае целесообразно в цехе иметь работников, которые по просьбе готовы были бы работать в сверхурочное рабочее время.

Женщины.

Все больше женщин имеют водительские права и возрастает их доля в общей численности клиентов сервиса. Женщины в принципе ожидают от сервиса того же, что и мужчины, т. е. доброжелательный и профессиональный совет, хорошее качество проведенных работ и правильный счет. Однако бывают ситуации, когда женщины проявляют более эмоциональную реакцию, чем мужчины. Кроме того, они имеют низкие технические знания. Поэтому при работе с женщинами учитывайте следующие рекомендации:

– слушайте женщин особенно терпеливо;

– объясняйте им понятным и доходчивым языком, какие работы и по какой причине должны быть проведены, желательно наглядно около автомобиля;

– похвалите заказчицу за то, что она вовремя приняла решение о проведении ремонта и не откладывала его;

– выделите для женщин на прием заказов больше времени, чем это обычно принято;

– проявляйте особую осторожность, чтобы расходы на ремонт не превысили суммы, установленной при приеме заказа, женщины обычно воспринимают это как нарушение доверия и острее, чем мужчины;

– учитывая подчеркнутое требование женщины к надежности автомобиля, они воспринимают как само собой разумеющееся четкое устранение всех выявленных недостатков и связанных с этим моментов риска;

– проявите готовность оказать женщинам помощь по всем вопросам, относящимся к их автомобилю.

Если мастера примут к сведению эти особенности и будут вести себя соответственно, очень быстро женщины-заказчицы станут самыми верными клиентами.

Таксисты, автошколы.

Для таксистов и автошкол в принципе важно то, что было описано выше для предприятий. Однако к этому необходимо добавить относительно большую степень их влияния на общественное мнение посредством постоянных контактов со многими людьми. Проще всего предложить таксистам и автошколам, если такие имеются, следующее:

– обслуживание в первую очередь;

– повышенную готовность по оказанию услуг в срочных случаях.

Молодежь, студенты.

Большие расходы и скромный кошелек вынуждают молодых людей и студентов интенсивно интересоваться автомобильной техникой и проводить несложные работы на автомобилях собственными силами. Следует учитывать, что эти заказчики имеют своих друзей и коллег, с которыми они делятся своими впечатлениями о проблемах с автомобилем и о посещении мастерской. В кругу этих заказчиков имеется большой шанс расширения клиентуры.

Пожилые заказчики.

Неработающие пенсионеры предпочитают все дела решать (если это возможно) в спокойной обстановке, вне периода транспортного пика. Это требование пожилых заказчиков следует принимать во внимание при планировании сроков. Для таких заказчиков целесообразно устанавливать время приема заказов ближе к вечеру или же сразу после обеда, когда вы можете в ходе спокойной беседы сосредоточить свое внимание на их пожеланиях. Иногда имеется возможность договориться о перенесении срока завершения заказа на более поздний период, тогда можно часть работы перенести на следующий день и тем самым в случае необходимости достичь более равномерного использования мощностей мастерской.

VIР заказчики.

VIР-заказчики – это известные люди, обладающие большим влиянием на общественное мнение. Эти заказчики, как правило, владеют дорогими автомобилями и привыкли к тому, что их обслуживают в первую очередь соразмерно их роли в обществе. То же самое они, естественно, ожидают от сервиса. Предложите этим заказчикам ваши лучшие услуги, а также продленное время работы мастерской.

Инвалиды.

Для заказчиков с нарушеннием здоровья (инвалидов) необходимо по возможности сокращать сроки ремонта.

Общение с клиентами.

Общение персонала с клиентами отражает уровень культуры предприятия. Сотрудники, общающиеся с клиентами, являются “лицом фирмы”. Приучите персонал к терпеливому и вежливому обращению с клиентами. Хамство не только убыточно, но и надолго портит мнение о предприятии – молва широко разнесет негативную информацию.

Нормы общения, сложившиеся на предприятии, проявляются в поведении сотрудников при общении:

– с клиентами, имеющими претензии по качеству товаров или услуг;

– с ожидающими клиентами;

– с “трудными” клиентами;

– с клиентами по телефону.

Методы коммуникации с учетом индивидуальности фирмы должны быть освоены всеми сотрудниками, которые общаются с клиентами. Специалисты должны не просто хорошо выглядеть, они должны излучать жизнерадостность, энергию, бодрость – к таким люди тянутся за энергетической подпиткой, улучшением собственного настроения. У таких сотрудников результативность работы выше.

Общаясь с кем-либо, контролируйте дистанцию общения. Этические нормы, сложившиеся в результате подсознательного учета реакций организма на физические контакты, запахи, температуру и плотность воздуха следующие.

Расстояние до 1 м считается интимным и приятным лишь для общения между друзьями или близкими людьми. Когда чужие люди нарушают эту границу, очерчивающую личную зону безопасности, становится не по себе. Вспомните, как неприятен чужой человек, при разговоре приближающий свое лицо к вам, как напряженно молчат незнакомые люди в лифте.

Расстояние от 1 до 2,5 м считается официальным и удобным для любых не раздражающих контактов.

Расстояние от З м и более – дистанция безразличия. Зрение и слух успевают отреагировать на изменения в обстановке, человек подсознательно считает себя в безопасности и ему все равно, что происходит за пределами этой зоны. Сознательно или нет эту дистанцию стараются держать высокомерные руководители.

Хороший контакт с собеседником и результативные переговоры достигаются при дистанции общения не далее 2 м.

В разговорах не следует затрагивать темы вероисповедания, политических пристрастий, личной жизни, связанные с положением на службе, доходами и расходами, болезнями, семьей.

В бизнесе есть и национальная специфика. Скандинавы не хитрят, если спросишь о чем-то в лоб, ответят честно, очень откровенно занимаются бизнесом и добились хороших результатов. А на Востоке хитрят со страшной силой, все друг у друга кусок норовят отобрать, но нельзя сказать, что там хорошо живут. В России покупатели боятся продавцов и поэтому очень замкнуты. Из-за этого рассказывают о своих проблемах скупо. У восточных народов велик авторитет старших, поэтому рекомендация или пример старших имеют решающее значение.

Общие нормы поведения при телефонном разговоре. Постоянно следите за тем:

– чтобы ваш голос звучал дружелюбно;

– вы были позитивно настроены;

– вы четко произносили слова;

– делались паузы между важными понятиями;

– ваши фразы были краткими и касались сути дела;

– вы держали трубку на правильном расстоянии от губ;

– ваша речь не была слишком быстрой.

Если, говоря по телефону, вы улыбаетесь, то человеку на другом конце провода не удастся уловить в ваших словах недовольство, раздражение или разочарование. Если эти чувства есть, постарайтесь избавиться от них до разговора.

Следите за правильной аргументацией при телефонном разговоре:

– никогда не прерывайте высказывание претензий позвонившего, но последовательно и аргументировано направляйте разговор в нужное русло и управляйте им;

– дайте позвонившему выговориться – важно, чтобы агрессия, которую он, возможно, накопил, нашла выход;

– дополняющими вопросами переведите позвонившего на нужную тему.

Почти каждый день приходится обслуживать не только “нормальных”, но и “трудных” клиентов. Не каждый сотрудник готов спокойно общаться с раздраженными клиентами. Скандалы с клиентами, даже если они не правы, не способствуют улучшению имиджа предприятия. Сотрудников надо специально тренировать психологической устойчивости в подобных ситуациях.

Деловая репутация.

В бизнесе важнее не прибыль, а создание репутации надежного партнера. Доброе имя – гарантия доверия банка, деловых партнеров, потребителей. Репутация – более ценный капитал, чем деньги. Банк предложит и более выгодные условия, и будет более милостив в трудное время, чем любой друг или родственник.

Основные составляющие репутации предприятия:

– индивидуальность фирмы;

– доверие к предприятию, заслуженное стабильно высокими стандартами ее деятельности;

– качество услуг;

– высокий уровень управления;

– человечное отношение к своим клиентам и сотрудникам.

На формирование репутации влияют:

– ассортимент и качество услуг. Даже единичные случаи обмана клиентов, низкого качества, мошенничества, грубости обычно приводят к развалу дела – молва сильнее всякой рекламы;

– стимулирование продаж. Например, очень полезно для репутации выполнять дополнительно какую-либо мелкую работу бесплатно, не забывая сообщить клиенту, что это для него как для постоянного клиента или крупного заказчика, или соседа – найдите любую подходящую формулировку. Такие вещи запоминаются и помогают закреплять клиентов;

– гарантии. Для создания высокой репутации обязательно предоставлять гарантии на выполненные работы, именно гарантии отличают квалифицированного специалиста от халтурщика, завершение ремонта в срок – другая норма хорошей репутации;

– гибкость цен. Различные скидки и бонусы привлекают клиентов;

– внешний вид и манера общения персонала, вид рабочего места, качество документации (счета, гарантийные листки, инструкции), практичность сувениров.

Индивидуальность фирмы передается при помощи трех факторов:

– имиджа (дизайна, оформления, чистоты, запаха, атмосферы общения);

– культуры обслуживания;

– коммуникабельности персонала – исчерпывающие ответы на вопросы, оказание сопутствующих услуг.

Хорошая сервисная репутация – фундамент успеха многих действующих фирм. Удовлетворение клиентов означает дополнительную прибыль.

Имидж персонала – имидж предприятия. Руководители наших предприятий часто недооценивают “человеческий фактор”, но ведь всего от нескольких человек, общающихся с клиентами, зависит положение фирмы на рынке, ее финансовое состояние и перспективы. Автосервис – это место общения владельца автомобиля и сотрудников фирмы, и от качества этого общения во многом зависит авторитет персонала, имидж и престиж фирмы и, соответственно, мнение клиентов, которое они выскажут знакомым. Для каждого клиента его автомобиль – если и не любимая, то очень необходимая вещь, и он ревниво оценивает отношение ремонтников к автомобилю. Из-за того, что автомобили и внешне, и по качеству становятся все более похожими, а также из-за постоянного роста числа автосервисных предприятий, все чаще клиент выбирает по эмоциональным критериям. Это означает, что в большинстве случаев лишь имидж фирмы оказывает решающее воздействие на принятие решений клиентами. Социологи считают, что поведением человека управляют на 95 % эмоции и подсознание, а ведь именно в подсознание “закладываются” впечатления от общения в автосервисе и именно пережитые эмоции запоминаются лучше всего.

Сотрудники, общающиеся с клиентами, являются “лицом фирмы”, от них зависит, будет ли фирма иметь положительный имидж на рынке. Социологи считают, что каждый человек оказывает влияние своим мнением в среднем на 14 других. Следовательно, обиженный в сервисе клиент поделится своей обидой по крайней мере с третью этого количества людей (будем считать, что остальных тема автосервиса не интересует). В небольшом городе несколько обиженных, ставших источниками негативного мнения для знакомых, могут лишить сервис местного рынка.

Внешний облик предпринимателя и его сотрудников имеет большое значение при общении и с деловыми партнерами, и с клиентами. Сотрудник предприятия должен быть аккуратно и опрятно одет, независимо от того, слесарь он, менеджер или грузчик. Прочтите – любопытно: “Чистота тела, лица, зубов, волос, бороды и усов должна быть безукоризненна” [6] . Большинство людей “встречают по одежке” и делают серьезные выводы о других, основываясь на внешности, качестве одежды и обуви, даже если “провожают по уму”. Чернота под ногтями, нечистые уши, дурной запах изо рта, давно нестриженые и нечесаные волосы и борода отталкивают. Люди не могут заставить себя преодолеть физиологическое неприятие раздражающих их ощущений, вызванных неопрятной внешностью, неприятным запахом, грубым голосом и т. п.

Мы не воспринимаем всерьез человека, одетого кое-как, плохо выбритого, с плохими манерами и не хотим иметь с ним никаких отношений, а если это розничный продавец, то не станем у него ничего покупать. Подсознательно мы чувствуем исходящую от него угрозу нашему дружелюбию, нашей доверчивости, “включается” наш инстинкт самосохранения. И напротив, вежливый, аккуратно одетый человек, даже если он преступник, располагает к себе и, обратившись к нам, сразу достигает первой цели – не вызвать отторжения и привлечь внимание для дальнейшего разговора. Поэтому деловые люди во всем мире стараются придерживаться правил хорошего тона и одеваться в соответствии с традициями деловых кругов. Изучите хорошее руководство по этикету [7] . Будьте внимательны к тому, что другие говорят о вашей внешности. Попросите своих близких отмечать раздражающие вокальные особенности вашей речи. Не всегда стоит исправлять дефекты дикции – некоторые из них индивидуализируют и даже украшают речь и придают характерность вашей личности.

Образцы того, как следует одеваться деловым людям, можно увидеть в телевизионных программах – президенты, министры, банкиры и другие представители политических и деловых кругов одеваются в соответствии с рекомендациями профессионалов. Только не следует ориентироваться на одежду артистов, художников, литераторов, музыкантов, эстрадных и телезвезд – чаще всего они одеваются в соответствии с придуманным ими для себя имиджем, порой экстравагантно и далеко не всегда со вкусом.

В последние годы курение выходит из моды. Среди участников переговоров могут быть некурящие и нежелательно устраивать для них пытки дымом. Алкоголь в деловом мире воспринимается весьма условно, как дань традиции, поэтому опьянение и громкое веселье при деловых контактах рассматривается как неуважение к собеседнику.

Рекомендации практиков.

Система продажи услуг.

Система продаж услуг решает задачи:

1. Привести посетителя, для чего необходимо:

– выбрать узкую нишу – модели или группа работ;

– выбрать каналы рекламы, наиболее подходящие для вашего города;

– выбрать целевую группу, на которую будете ориентировать содержание рекламы.

2. Сделать посетителя клиентом, для чего следует:

– привечать каждого посетителя, подробно информируя его о возможностях сервиса и гарантиях;

– содержать сервис в чистоте, а персонал обучать умению общаться с клиентами;

– иметь несколько “фишек”, чтобы уже при первом визите посетитель заказал бы услугу или купил бы что-то полезное.

Контроль результативности выполняют ежемесячным расчетом:

Среднее количество продуктивных обращений = Количество заказ-нарядов в периоде / Количество обращений в периоде = 15/100 = 15 %.

3. Сделать нового клиента постоянным, для чего необходимо:

– занести его в базу клиентов;

– при первом обслуживании предложить другие работы, которые было бы целесообразно сделать в ближайшее время для безопасности движения или до выхода из строя узла или детали;

– периодически поддерживать с ним связь по телефону или почте, поздравляя с днем рождения, напоминая о ваших рекомендациях и т. п.;

– информировать его о РR-акциях – день бесплатной диагностики, льготные цены в межсезонье, например на замену шин на зимние и т. п.

Контроль результативности выполняют ежегодным расчетом:

Среднее количество заказ-нарядов на одного клиента = = Количество заказ-нарядов в периоде / Количество клиентов в периоде = 20/16 = 1,2 5 (4 клиента обращались дважды).

Увеличение средней выручки от одного заказ-наряда. Если клиент решил ремонтировать свой автомобиль в этом сервисе, ему тут же предлагают или более дорогие, или дополнительные, или пакетные услуги. Треть клиентов согласятся, потому что людям легче сказать “да”, чем ехать искать другой сервис.

Увеличение среднего количества заказ-нарядов на клиента, т. е. закрепление клиентов. Клиентов закрепляют хорошим качеством работ, подробным разъяснением интересующих его вопросов, легкой лестью-похвалой его машине или тому, как он ее содержит, рекомендациями сделать что-то через месяц-другой, приглашением на РR-акции.

Не следует создавать “ключевых” сотрудников, сотрудники должны быть заменяемы – нужно построить систему передачи знаний. А для этого нужна систематизация, оптимизация и описание бизнес-процессов, построение систем. Для развития, для клонирования бизнеса системы необходимы. Системно построенный бизнес прозрачен, контролируем и управляем. Появляется возможность клонировать бизнес, открывать филиалы. Бизнес, который построен системно, имеет меньшие издержки, большую стабильность. Такой бизнес продать легче.

Малому сервису целесообразно максимально сузить диапазон работ, выбрав одну-две модели машин или узкую группу операций. Это позволит сконцентрировать обучение техперсонала на конкретных моделях. Искать сотрудников, выбирать оборудование, искать запчасти, проводить маркетинг станет проще.

Лучше всего влияет на людей познавательная информация. Вместо простой рекламы направляйте листовку с короткими автоисториями, автоанекдотами, автосоветами и т. п., добавляя в конце информацию о своих предложениях. Клиенты привыкают к компетентности сервиса и когда появляется проблема, они приходят туда за ее решением.

Для стабильного роста прибыли необходимо постоянно увеличивать клиентскую базу. Самое проблемное звено – сотрудник, который отвечает по телефону. От его квалификации и отношения к делу зависит многое.

Ценообразование.

Услуги стоят столько, сколько за них готовы платить. Цены должны быть выше цен конкурентов – объяснить их можно качеством работ, а снизить – скидкой с суммы заказ-наряда.

Целесообразно иметь два варианта каждой услуги – дешевле и дороже. Некоторые сервисы предлагают третий, более дорогой вариант услуги, которую никто не купит, но по сравнению с ней другие кажутся более привлекательными.

Повышение цен вызывает уход части клиентов, но, как правило, это нежелательные клиенты. При рентабельности, предположим, 35 %, при увеличении цен на 10–20 % и уходе 10–20 % клиентов сервис остается в выигрыше.

Сервисы выделяют три типа клиентов:

– нуждающиеся в срочном решении проблемы, стоимость ее решения неважна, для них важны гарантии и скорость решения проблемы;

– ищущие лучшее соотношение цены и качества – на таких влияют бонусы;

– ищущие самые низкие цены, им важно не качество, а цена – таких клиентов лучше отправлять к конкурентам, на них затраты времени не окупаются, если у сервиса много таких клиентов, ему нужно резко поднимать цены.

Двухшаговые продажи: активно рекламируя скидку на дорогой товар (фасадный), поднимают цены на малозаметные, но постоянно продаваемые товары и услуги (тыловые). Например, предлагая большую скидку на диагностику или промывку инжекторов и привлекая заказчиков, поднимают цены на расходуемые при этих операциях материалы. Помимо сделки, получают положительное мнение клиентов.

Зарубежные практики отмечают:

– меньше колебаний у клиентов вызывают цены, заканчивающиеся на 5, 7 и 9;

– 999 воспринимается как 900;

– 1099 воспринимается как 1000;

– при пятизначной цифре последние две должны быть нулями.

Скидки должны быть обязательно чем-то обусловлены: размером заказа, сезоном, акцией, наконец, льготой постоянному клиенту. Если приходится уступать под давлением клиента, после первой скидки каждая следующая ступень должна быть все меньше и меньше: 50–20 – 10 руб., показывая, что отступать некуда.

Гарантия – хороший способ ухода от конкуренции, она дает больше плюсов, чем минусов. Поднятием цены на услуги, на которые дается гарантия, покрываются расходы при гарантийных ремонтах.

Увеличение рентабельности зависит от системы ценообразования, системы управления затратами, производительности труда и эффективности использования рабочего времени.

Снижение затрат достигается повышением эффективности использования рабочего времени. Должна быть система учета рабочего времени. Для рабочих нужны нормы выработки, должно быть регламентировано время на выполнение операций, на отдых. Для офисных работников проводите хронометраж. На компьютерах установите программы, необходимые только для работы. Если нужен Интернет, ставьте фильтр на разрешенные сетевые ресурсы. Все телефонные разговоры должны записываться, и сотрудники должны знать об этом. Необходимо защитить базу клиентов в компьютере так, чтобы ее невозможно было скачать или распечатать (увольняющиеся сотрудники стараются “прихватить” с собой все полезное).

Контролируемые параметры.

Валовой доход = Выручка – Себестоимость = 1000 руб. – 600 руб. = 400 руб.

Рентабельность (% доходности) = Валовой доход / Выручка = 400 руб. / 1000 руб. = 40 %

Ожидаемый валовой доход = Ожидаемая выручка х Рентабельность – Средняя выручка от 1 заказ-наряда = Выручка за период / Количество заказ-нарядов в периоде = 60 000 руб. / 20 = 3000 руб.

Среднее количество заказ-нарядов на 1 клиента = Количество заказ-нарядов в периоде / Количество клиентов в периоде = 20/16 = 1,25 (4 клиента обращались дважды).

Прогноз выручки = Ожидаемое количество клиентов в периоде х Средняя выручка от 1 заказ-наряда х Среднее количество заказ-нарядов на 1 клиента = 100 х 3000 руб. х 1,25 = 375 000 руб.

Среднее количество продуктивных обращений = Количество заказ-нарядов в периоде / Количество обращений в периоде = 15/100 = 15 %.

Ожидаемое количество клиентов в периоде = Количество обращений в периоде х Среднее количество продуктивных обращений = 200 х 15 % = 30.

Валовой доход = Среднее количество заказ-нарядов в периоде х Средняя выручка от 1 заказ-наряда х Рентабельность = 150 х 3000 руб. х 40 % = 270 000 руб. Ожидаемый валовой доход = Количество обращений х х Среднее количество продуктивных обращений х Средняя выручка от 1 заказ-наряда х Рентабельность = 1000 х 15 % х 3000 руб. х 40 % = 270 000 руб.

Рассмотрение жалоб.

Жалоба – выражение неудовлетворения клиента сервисом. Неудовлетворение не всегда результат плохого сервиса, оно может быть результатом невыполнения ожиданий клиента или взаимного недопонимания. Существует возможность превратить неудовлетворенного клиента в лояльного. Рассматривайте решение проблемы не как потерю, а как инвестицию в будущее.

Обычно жалобы состоят из элементов:

– рационального – что-то было сделано неправильно или не удовлетворило клиента (например пятно на кузове);

– эмоционального – мысли и эмоциональная реакция клиента.

Необходимо помнить об этих элементах жалобы, сперва ослабляя эмоции и уменьшая злость и разочарование. Очень важно дать клиенту ощутить вашу заботу о нем. А уже потом приступить к решению реальной проблемы. Приему жалоб необходимо научиться. Далее приведены некоторые рекомендации одной из автокомпаний:

Цель рассмотрения жалоб – решать проблемы. Обучите персонал работе с жалобами. Разработайте такую процедуру рассмотрения жалоб, чтобы с клиентами работали эффективно и весь персонал знал, что надо делать.

Правила рассмотрения жалоб:

– работа с жалобами требует времени – убедитесь, что оно есть;

– не защищайтесь и тем более не будьте агрессивными;

– дайте клиенту высказаться, не перебивайте его, показывайте внимание и участие;

– выражайте понимание, но не признавайте и не отрицайте ответственность;

– медленно и терпеливо пытайтесь обнаружить основную проблему;

– убедитесь в правильном понимании проблемы, предлагая клиенту подтвердить повторением;

– поймите, что нужно клиенту, чтобы почувствовать себя удовлетворенным;

– постарайтесь немедленно удовлетворить потребности клиента;

– если проблему нельзя решить немедленно, расскажите клиенту, что и когда вы намерены сделать, уточните, насколько его это удовлетворит, убедитесь в том, что это решение реально выполнимо;

– проверьте, насколько клиент удовлетворен.

Должна быть разработана процедура приема жалоб и необходимо ознакомить с ней всех сотрудников, контактирующих с клиентами. Ответственные за рассмотрение жалоб должны пройти специальное обучение. Они должны знать “политику удовлетворения потребностей клиентов”.

Отношения гражданина – физического лица, использующего автомобиль для бытовых нужд, с ремонтным предприятием регулируют:

– Гражданский кодекс РФ (нормы о подряде и возмездном оказании услуг);

– Закон “О защите прав потребителей”;

– “Правила оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств”, утвержденные постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2001 г. № 290.

Все споры по поводу качества работ и причиненного ущерба решаются в суде.

К отношениям любого предприятия или индивидуального предпринимателя, использующих автомобили в производственных целях, и ремонтного предприятия применяются только нормы ГК РФ, так как в этом случае заказчики рассматриваются не как потребители, а как деловые партнеры ремонтного предприятия по заключенным договорам, и их споры разрешаются в арбитражном суде. Партнеры могут включить в договор те же условия выполнения работ, которые предусмотрены в “Правилах”, но могут договориться и о других. Использование автомобиля для личных или производственных нужд является определяющим фактором в выборе применяемых норм права.