Возрастная психология: конспект лекций.
- Тема 1. ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА.
- 1.1. Предмет и задачи возрастной психологии.
- 1.2. Факторы, определяющие развитие возрастной психологии.
- 1.3. Методы исследования в возрастной психологии.
- 1.4. Исторический анализ понятия «детство».
- Периоды детского развития по Д.Б. Эльконину.
- Тема 2. ТЕОРИИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.
- 2.1. Биогенетические и социогенетические концепции.
- 2.2. Теория конвергенции двух факторов детского развития.
- 2.3. Психоаналитические теории детского развития.
- 2.4. Эпигенетическая теория личности Эрика Эриксона.
- Стадии жизненного пути личности по Э. Эриксону.
- 2.5. Теория социального научения.
- 2.6. Проблема развития мышления в ранних работах Жана Пиаже.
- 2.7. Теория когнитивного развития (концепция Ж. Пиаже).
- 2.8. Культурно-историческая концепция.
- 2.9. Концепция психического развития ребенка Д.Б. Эльконина.
- Тема 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ.
- 3.1. Особенности процесса развития.
- 3.2. Движущие силы, условия и источники развития личности.
- 3.3. Закономерности психического развития.
- 3.4. Механизмы развития личности.
- 3.5. Самосознание личности.
- 3.6. Структурные звенья самосознания. Их генезис.
- Тема 4. ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.
- 4.1. Подходы к периодизации психического развития в возрастной психологии.
- Возрастная периодизация по Д.Б. Эльконину.
- 4.2. Понятие возраста.
- 4.3. Параметры возраста.
- 4.4. Понятие сензитивности. Критические и кризисные периоды.
- Тема 5. ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ НОВОРОЖДЕННОГО, МЛАДЕНЦА.
- 5.1. Кризис новорожденности.
- 5.2. Психическое развитие ребенка в период новорожденности.
- 5.3. Новообразования периода новорожденности.
- 5.4. Кризис первого года жизни.
- 5.5. Ведущий вид деятельности.
- 5.6. Новообразования младенческого возраста.
- Развитие движений и действий.
- Тема 6. РАННЕЕ ДЕТСТВО (ОТ 1 ГОДА ДО 3 ЛЕТ).
- 6.1. Социальная ситуация развития.
- 6.3. Личностные образования.
- Основные достижения в психическом развитии ребенка от 1 до 3 лет.
- 6.4. Кризис трех лет.
- 6.5. Ведущий вид деятельности в раннем детстве.
- Тема 7. ДОШКОЛЬНОЕ ДЕТСТВО (от 3 до 6–7 лет).
- 7.1. Социальная ситуация развития.
- 7.2. Ведущий вид деятельности.
- 7.3. Игра и игрушки.
- Основные этапы игровой деятельности в дошкольном возрасте.
- 7.4. Психическое развитие дошкольника.
- 7.5. Новообразования дошкольного возраста.
- 7.6. Психологическая готовность к школе.
- Тема 8. МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (ОТ 6–7 ДО 10–11 ЛЕТ).
- 8.1. Социальная ситуация развития.
- 8.2. Учебная деятельность. Другие виды деятельности.
- Этапы игровой деятельности в младшем школьном возрасте.
- 8.3. Новообразования младшего школьного возраста.
- Сравнительная характеристика эмпирического и теоретического мышления.
- 8.4. Кризис семи лет.
- 8.5. Проблемы перехода от младшего школьного возраста к подростковому.
- Тема 9. ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ (ОТ 10–11 ДО 14–15 ЛЕТ).
- 9.1. Социальная ситуация развития.
- 9.2. Физиологические изменения.
- 9.3. Психологические изменения.
- 9.4. Кризис подросткового возраста.
- 9.5. Ведущая деятельность в подростковом возрасте.
- 9.6. Новообразования подросткового возраста.
- Тема 10. ЮНОШЕСТВО (ОТ 15–16 ДО 20 ЛЕТ).
- 10.1. Когнитивные изменения.
- 10.2. Учебно-профессиональная деятельность.
- 10.3. Процесс становления самосознания.
- 10.4. Взаимоотношения с окружающими.
- Тема 11. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ОБНАРУЖИВАЮЩИМИ ОТКЛОНЕНИЯ В УМСТВЕННОМ РАЗВИТИИ.
- 11.1. Дети с отклонениями в развитии.
- 11.2. Психология умственно отсталого ребенка.
- 11.3. Психологические особенности одаренных детей.
- Тема 12. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ И СИТУАЦИЯХ ДЕПРИВАЦИИ.
- Тема 13. МЕТОДЫ РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА.
- 13.1. Содержание и организация развивающей и коррекционной работы.
- Психологические требования к содержанию развивающей и психокоррекционной работы в начальной школе.
- 13.2. Традиционные формы групповой коррекционно-развивающей работы (тренинги).
- 13.3. Нетрадиционные формы групповой развивающей работы.
- 13.4. Индивидуальная работа психолога.
- Тема 14. ПСИХОЛОГИЯ ВЗРОСЛОГО ЧЕЛОВЕКА.
- 14.1. Ранняя взрослость (20–40 лет).
- 14.2. Средняя взрослость (от 40 до 60 лет).
- 14.3. Период поздней взрослости (60 лет и старше).
- Использованная литература.
- Примечания.
- 1.
- 2.
- 3.
Марина Хилько, Мария Ткачева.