Европа на рубеже ХХ—ХХI веков: Проблемы экономики.
Франция – колыбель европейской экономической интеграции.
По размерам территории (551 тыс. км2) и численности населения (60,4 млн человек в 2004 г.) Франция принадлежит к числу наиболее крупных стран Европы. В 2003 г. объем ВВП (по валютным курсам) составил 1747 млрд долл., на душу населения – 26,34 тыс. долл. Темпы роста ВВП в 1990–2003 гг. составляли 1,9 % (прирост ВВП в 2003 г. – 0,5 %). Норма валового накопления капитала в 2003 г. – 18,4 %. В финансировании инвестиций важную роль играет государство. В сфере развития мировой промышленности и торговли Франции принадлежит 4-е место.
После окончания Второй мировой войны Франция выступила в качестве одного из инициаторов объединения Европы. Ее стали образно называть «колыбелью европейской интеграции». Многие причины объясняют эту французскую инициативу. Одной из них было общее ослабление экономических и политических позиций Западной Европы в результате участия в войне. Во Франции, потерявшей 1,1 млн человек, экономические проблемы ощущались особенно остро. Война нанесла большой ущерб ее хозяйству. Были разрушены многие электростанции, угольные шахты, заводы, судостроительные верфи, 80 % мощностей нефтеперерабатывающей промышленности. В первые месяцы после освобождения страны объем промышленного производства был в 2,5 раза меньше по сравнению с довоенным уровнем. Французские капиталовложения за границей в первые послевоенные годы сократились по сравнению с 1913 г. почти в 10 раз. Общие потери страны, связанные с войной и оккупацией, оценивались в 1 трлн франков 1938 г., что превышало 25 % ВВП Франции (после Первой мировой войны – 10 %).
Государственные структуры и политическая элита Франции в первое послевоенное десятилетие разработали новую концепцию развития страны. Речь шла о программе укрепления международного политического и экономического влияния Франции, восстановления ее утраченного величия. Для этого в условиях возросшей конкуренции со стороны других государств, прежде всего США, необходимо было резко усилить экономический потенциал страны, модернизировать его структуру, изменить общий характер французской экономики, а также активизировать внешнюю политику.
Способствовать ускорению роста экономики должны были реформы хозяйственных структур, создание во Франции системы смешанной экономики. Основой политического курса страны стала ориентация на усиление международной экспансии, в частности на западноевропейскую интеграцию.
Франция – один из инициаторов франко-германского примирения и формирования Евросоюза, который она рассматривала в качестве средства усиления своих позиций в мире – прежде всего в Европе. Руководство страны считало своей важной задачей активизировать создание единой оборонной индустрии Западной Европы, способной обеспечить независимую военную политику и эффективно конкурировать с США на рынке высокотехнологичной продукции. Важным показателем стремления стран – членов ЕС к созданию самостоятельных вооруженных сил и развитию европейской военной промышленности является решение, принятое в начале 2004 г.: Франция и Великобритания договорились о совместном строительстве 3 авианосцев и их передаче в распоряжение Объединенного командования силами быстрого реагирования. Наличие у европейских сил быстрого реагирования стратегического оружия позволит Евросоюзу проводить самостоятельную внешнюю политику.
В конце ХХ в. во Франции возник ряд экономических трудностей, ухудшились финансово-экономические показатели деятельности некоторых корпораций, в том числе недавно приватизированных. В такой ситуации государство вынуждено приходить им на помощь, выкупать часть их капиталов.
Так, в 2003 г. была оказана помощь крупному электротехническому концерну «Аlсаtеl – Аlstоm». На энергетических установках, произведенных на его предприятиях, вырабатывается почти 20 % всей электроэнергии в мире. Компания также строит суда, поезда для метро, скоростные экспрессы ТGV, ставшие символом достижений французской техники. Во многих странах «Аlstоm» строит атомные электростанции. Когда компания оказалась на грани банкротства, французское правительство выделило для спасения «Аlstоm» 3,5 млрд евро в качестве денежной помощи и еще столько же банковскими гарантиями, выкупило половину нового выпуска акций компании (на сумму 600 млн евро) и стало владельцем 31,5 % ее акций.
Однако Евросоюз высказался против предоставления финансовой помощи «Аlstоm». Правительствам западноевропейских стран, пытающимся выручить свои компании, которые испытывают финансовые трудности, становится все труднее преодолеть сопротивление антимонопольных организаций ЕС.
Наряду с предпринимательской деятельностью государство выполняет и разнообразные регулирующие функции (общенациональное структурное программирование, стимулирование новейших отраслей научных исследований, экономические программы и т. п.).
Важное значение придается совершенствованию социальной политики (сегодня социальная зарплата составляет примерно треть номинальной). Но в условиях экономических трудностей последних лет предпринимаются попытки сократить социальную поддержку населения. Например, в 2005 г. принят закон, согласно которому рабочим разрешат работать больше, чем 35 часов в неделю. Чтобы заставить потребителей больше тратить, предлагается удешевить кредиты и упростить их получение.
Бурно развиваются во Франции промышленные корпорации и финансово-промышленные группы. Решающую роль играют 20 крупнейших объединений. По количеству транснациональных корпораций и объемам контролируемых ими активов Франция занимает 4-е место в мире. Особенно тесные связи у капитала Франции с финансовыми компаниями европейских стран – Германии, Италии, Бельгии и др. Например, крупнейшая швейцарская компания «Nеstlе'» получила крупную долю во французской косметической компании мирового значения «L'Оrе'аl Grоuр».
Другой пример – история фирмы «Rhоnе-Роulеnс», основанной в 1858 г. В 1928 г. она стала лидером французского химического рынка. Почти в конце ХХ в., в 1994 г., было создано первое совместное предприятие по разработке новых лекарств, в равных долях принадлежащее германской компании «Ноесhst» и французской «Rhоnе-Роulеnс». В 1999 г. компании объединили свой бизнес и возникла «Sаnоfi – Аvеntis» – крупнейшая фармацевтическая компания Франции.
Французская нефтяная компания «Тоtаl» в 1999 г. приобрела нефтяной концерн «Еlf – Аquitаinе», прежде контролировавшийся государством. Возникшая группа «Тоtаl» в 2000 г. вышла на 4-е место в мире, а в 2003 г. заняла 3-е место в мире, опередив по размерам активов и прибыльности английскую компанию «Вritish Реtrоlеum».
В металлургическом производстве сталелитейная группа, возникшая из слияния французских компаний «Usinоrd» и «Sасilоr» и люксембургского объединения «Аrbеd», стала самой крупной в мире (объем производства – свыше 50 млн т стали в год).
Как пример быстрого роста компании можно назвать концерн «Еurореаn Аеrоnаutiсs Dеfеnсе аnd Sрасе» («ЕАDS») – один из крупнейших мировых производителей аэрокосмической продукции. Это транснациональная финансово-промышленная группа с преобладанием французского и германского капитала и участием Великобритании и Испании. В 2004 г. прибыль концерна (до уплаты налогов) оказалась на 20 % выше запланированной, что обеспечено прежде всего контрактом на развертывание системы спутниковой связи «Sкуnеr-5» для Министерства обороны Великобритании (стоимость – около 4,5 млрд евро) и контрактом с Евросоюзом на поставку 180 транспортных самолетов А-400М (стоимость – свыше 20 млрд евро).
Консорциум «Аir Таnкеr», возглавляемый «ЕАDS», по контракту с британским правительством поставит 20 авиатанкеров-дозаправщиков для ВВС Великобритании (сумма контракта – 25 млрд долл.). Этот коммерческий успех дает «ЕАDS» шанс побороться за контракт на авиатанкеры для США (в ближайшие годы американским ВВС потребуется 100 авиатанкеров).
«ЕАDS» первенствует и в производстве гражданских вертолетов. Подразделение концерна «Аirbus Industriе», производящее гражданские самолеты, в 2003 г по числу поставленных самолетов впервые вышло на 1-е место в мире, обогнав американскую компанию «Воеing» (и сохранило свои позиции в 2004–2005 гг.).
Что касается других сфер экономики Франции, то велико значение мелких и средних предприятий, на долю которых приходится в настоящее время около 50 % всех занятых на производстве и около 50 % ВВП страны.
Среди коммерческих банков самым мощным является «Сrе'dit Аgnсоlе» Его роль в последнее время возрастает, в том числе благодаря сращиванию с другим банком-гигантом – «Сrе'dit Lуоn-nаis». Важную роль играет также Раnbаs. Растет значение страховых компаний, пенсионных и инвестиционных фондов, сберегательных учреждений, фондовых бирж.
С начала ХХ в. за столетие размер государственного бюджета Франции в постоянных ценах вырос в 10 раз. Через него в настоящее время перераспределяется более 50 % национального дохода (в 1913 г – 20 %, в 1957 г – 40 %).
В течение последних десятилетий ХХ в во Франции возникла новая, постиндустриальная экономика. Структура экономики менялась так:
Глубокий структурный кризис переживает добывающая промышленность почти полностью прекращена добыча угля, железной руды, бокситов.
Ведущая роль в промышленности принадлежит машиностроительному комплексу. Треть стоимости продукции машиностроения обеспечивает автомобильная промышленность. Ее контролируют две фирмы – «Rеnаult» и «Реugеоt – Сitrоеn». В 2004 г производство легковых автомобилей в стране приблизилось к 5 млн единиц в год. Важное значение имеет и производство грузовых автомобилей.
Международной известностью пользуется французское оборудование для железнодорожного транспорта (в частности, для скоростного). Высокого уровня развития достигла электротехническая промышленность, особенно производство всего необходимого для гидравлических и атомных электростанций, а также электрокабеля (1-е место в мире). В авиационно-космическом производстве Франция успешно конкурирует с США.
На 2-м месте во французской промышленности – химический комплекс, в частности фармацевтика, резиновая промышленность и производство всемирно известной парфюмерии и косметики. 3-е место – у текстильно-швейных отраслей, долгое время лидировавших во французской экономике, а сейчас переживающих серьезные трудности.
Во Франции сформировался мощный (2-й в мире) агропромышленный комплекс, полностью обеспечивающий потребности страны в продовольствии. На экспорт поступает более 30 % продукции сельского хозяйства. По производству зерна в последние годы Франция занимает 1-е место в Западной Европе и 3-е место в мире.
Наряду с Италией Франция – ведущая винодельческая держава мира. Кроме производства вин «на родине», Франция создает специализированные предприятия по выпуску элитных вин за пределами страны. Так, в 2005 г. французские и российские менеджеры создали компанию «Сhаtеаu lе Grаnd Vоstоск», которая уже вышла на уровень продаж около 50 тыс. бутылок вина в месяц. Особое значение имеет производство и экспорт коньяка.
В стране широко развито садоводство и овощеводство. По потреблению овощей на душу населения Франция лидирует в современном мире. Что касается животноводства, то по поголовью крупного рогатого скота Франция превосходит все страны Западной Европы, по производству цельномолочной продукции у нее 2-е место в Евросоюзе (22,1 % общего производства), а по производству сливочного масла – 2-е место в мире. Франция – мировой центр классического сыроварения.
Производство устриц достигает 130 тыс. т в год (90 % европейского производства), что устойчиво сохраняет за Францией 1-е место в Европе.
Растет интернетизация французского хозяйства: 75 % семей владеют персональными компьютерами, значительная часть которых подключена к Интернету. Объемы электронной коммерции в стране увеличились с 1,3 млрд долл. в 1999 г. до 28,5 млрд долл. в 2002 г.
Франция занимает 1-е место в мире по развитию международного туризма (по количеству принимаемых туристов).
Существенно расширились внешнеэкономические связи Франции. Ее основными зарубежными партнерами являются страны Евросоюза (в основном Германия), на которые приходится 60 % внешней торговли, а также США, Япония, государства Среднего и Ближнего Востока, развивающиеся страны Африки. Растет экономическое сотрудничество со странами Восточной Европы, Латинской Америки, с Китаем.
После I960 г. объем внешнеторгового оборота Франции увеличился в 20 раз. В 2004 г. стоимость товарного экспорта составила 384,6 млрд долл. (4-е место в мире). Меняется и товарная структура экспорта. По экспорту услуг Франция обычно занимает 2-е или 3-е место в мире.
Общий объем прямых инвестиций Франции в экономику других стран в 2000 г. составил 198,29 млрд долл. (в 1973 г. – 8,82 млрд долл.). Хотя растет и объем иностранных инвестиций в экономику Франции, прямые капиталовложения Франции за рубежом вдвое превышают сумму иностранных инвестиций во французскую экономику.
Крайне неравномерное размещение производительных сил, чрезмерная централизация административной, политической, промышленной, финансовой и культурной деятельности породили необходимость решения региональных экономических проблем. Поэтому в течение последних десятилетий ХХ в. во Франции получила признание практика экономического районирования территории страны.
Но пока положение таково: жители центрального региона Иль-де-Франс, занимая 2 % территории страны и составляя 23 % ее населения, обеспечивают получение 30 % ВВП страны. Здесь сосредоточено 60 % вузов, 40 % научных работников, тысячи предприятий высокой технологии, абсолютное большинство (18 из 20) крупнейших финансово-промышленных групп Франции. Здесь находится самый крупный деловой центр современной Европы – парижский район «науки и промышленности» Ла Вильет.
Однако правительство не оставляет попыток изменить географию размещения промышленных предприятий. Например, государственные авиационно-космические производства были перемещены на юго-запад Франции.
Париж хочет быть не только «витриной Франции», ее «визитной карточкой» в современном мире, но и центром Объединенной Европы. Поэтому получает одобрение деятельность государства, парижских властей, представителей деловых кругов по созданию и реставрации памятников архитектуры и градостроительства (Центр Помпиду, Музей д'Орсэ, деловой центр Ла Вильет, пирамиды Лувра, Национальная библиотека, район Дефанс, реконструкция района Центрального рынка – «чрева Парижа» и др.). Новые культурные объекты стали сегодня не менее известными, чем старые символы Парижа.
Однако развитие Большого Парижа вызывает и очень много критики. Объективный анализ показывает, что обостряются многие проблемы городского и «пригородного» хозяйства (ситуация с транспортом, обеспеченность города питьевой водой и т. п.), а быт парижан осложняется.
Происходящие изменения вряд ли можно считать результатом лишь усилий со стороны государства и осуществления его региональной политики. Основной причиной изменений являются рост производительных сил и истощение производственных ресурсов (прекращение добычи угля на севере и востоке страны, резкое сокращение разработок железной руды в Лотарингии и др.). Надо учитывать также эволюцию внешних экономических связей страны. Определенное влияние оказывает и процесс европейской экономической интеграции. Региональная политика Евросоюза благоприятно сказалась на развитии ряда районов Франции, в частности таких, как Бретань и юго-запад страны.