Европа на рубеже ХХ—ХХI веков: Проблемы экономики.

Сотрудничество Евросоюза с Японией, Бразилией и другими странами.

Экономические связи между странами Европейского союза и Японией развиваются довольно противоречиво. Нет длительной традиции сотрудничества ни во внешней торговле, ни в миграции капиталов. Чтобы убедиться в этом, рассмотрим показатели внешней торговли за два периода: 1960–1997 гг. и конец ХХ – начало ХХI в.

Европа на рубеже ХХ—ХХI веков: Проблемы экономики

Статистическая картина европейско-японской торговли почти 40-летнего периода после окончания Второй мировой войны позволяет сформулировать несколько основных выводов:

1) абсолютные ее объемы и доля в общей торговле Европы относительно невелики;

2) налицо позитивная динамика торговых связей: за период I960 – 1997 гг. европейский экспорт в Японию вырос более чем в 200 раз, а его доля – в 2,7 раза; европейский импорт из Японии вырос в 326 раз, а его доля – в 4,7 раза;

3) темпы развития товарооборота не были равномерными.

В конце ХХ – начале ХХI в. доля Японии во внешней торговле Западной Европы увеличивается.

Европа на рубеже ХХ—ХХI веков: Проблемы экономики

Наиболее острой проблемой японо-европейских торговых связей является дефицитность торговли для стран Европы. Сокращение этого дефицита (или его ликвидация) является одной из важных задач внешнеэкономической политики Евросоюза на азиатском направлении. В Японии считают, что торговый дисбаланс сложился в результате высокой конкурентоспособности японских товаров. Европейские эксперты настаивают, что в основе дефицита лежит протекционистская торгово-экономическая политика Японии, когда создаются преграды на пути проникновения европейских товаров на японский рынок. Руководство Евросоюза не раз предпринимало меры по сдерживанию японского импорта в Европу, например пыталось ограничить ввоз японского автотранспорта (более экономичные и дешевые японские автомобили обладают высокой конкурентоспособностью на западноевропейском рынке). В японском экспорте в страны ЕС увеличиваются объемы продукции электронной промышленности, станков с числовым программным управлением, автоматических устройств обработки информации, но снижается доля судов, стали и текстильных изделий.

Крупнейшим европейским партнером Японии по экспорту является Великобритания, а по импорту – Германия.

Постепенно Япония из традиционного импортера технологий превращается в экспортера этой продукции. В отраслевой структуре экспорта технологий преобладают лицензии в области электротехнического и транспортного машиностроения, химического производства. Экспорт технологий Япония осуществляет в основном в развивающиеся страны, однако часть лицензий покупают страны Западной Европы и США.

Чтобы преодолеть торговые барьеры Евросоюза, японские фирмы замещают экспорт своих товаров их производством непосредственно в Европе. Для японского капитала все более характерна региональная стратегия в масштабах всего ЕС. Японцы стремятся использовать единый европейский рынок, создавая производство в одной из стран ЕС, чтобы иметь возможность беспрепятственно действовать в других.

В свою очередь, капиталовложения европейских фирм в японскую экономику в конце ХХ – начале ХХI в. росли очень медленно. В результате стал увеличиваться дисбаланс между японскими инвестициями в экономику стран Европы и европейскими – в хозяйство Японии.

Тенденции сотрудничества стран Евросоюза и Японии можно проиллюстрировать примером франко-японских экономических связей. Так, в 2001 г Япония заплатила за французские товары 5,4 млрд евро, а Франция купила японских товаров на 11,0 млрд евро:

Европа на рубеже ХХ—ХХI веков: Проблемы экономики

Примерно такое же соотношение взаимных капиталопотоков экспорт в Японию французского капитала не превышает 1 % зарубежных инвестиций в экономику Японии. Хотя после 1999 г французские инвестиции в японскую экономику выросли в 10 раз, объем капиталовложений Японии в экономику Франции более чем в 11 раз превышает объем французских инвестиций в японскую экономику.

В период 1995–2001 гг. Франции удалось усилить свои позиции в японской экономике:

Европа на рубеже ХХ—ХХI веков: Проблемы экономики

Таким образом, темпы французской инвестиционной деятельности в Японии существенно превысили темпы инвестиционной активности японских фирм во Франции. А по объему накопленных капиталовложений страны существенно сблизились. Общая сумма прямых европейских капиталовложений в экономику Японии больше суммы прямых японских инвестиций в хозяйство стран Евросоюза.

Широкое проникновение японских товаров и капиталов на рынки стран Евросоюза вызывает в Европе неоднозначную реакцию. С одной стороны, это беспокойство, заставляющее европейцев объединять свои усилия. С другой – в Европе приветствуют создание новых рабочих мест. С приходом японского капитала многие европейские предприниматели связывают перспективы более успешной конкуренции с США.

В свою очередь, и Япония ищет противовес США В частности, японцы считают, что евро покончит с доминированием доллара в международной валютной системе. Знаменательным для Японии стал 2003 г., когда японская компания «Тоуоtа Моtоr» была признана 2-й по величине автомобилестроительной компанией в мире (1-я – американская «Fоrd Моtоr»),

Одновременно участились случаи слияния и поглощения японских и западноевропейских компаний. Например, объединились европейский концерн «Rеnаult» и японский «Nissаn Моtоr», а шведская группа «IКЕА» создает в районе Токио сеть из 8 – 12 магазинов.

Важным этапом в развитии отношений между Японией и Евросоюзом стало подписание в 1991 г. «Декларации об укреплении сотрудничества в различных сферах политики». Были разработаны принципы и цели двухстороннего диалога и кооперации. В 2000 г. стороны объявили о начале реализации 10-летней программы партнерства. ЕС и Япония имеют много общих интересов в области внешней торговли.

В последние годы особенно широко развивается сотрудничество между странами Евросоюза и Японией в таких областях, как промышленная политика, НИОКР, охрана окружающей среды; обсуждаются вопросы, связанные с решением глобальных проблем (международная безопасность, ядерная энергетика, гуманитарная помощь, борьба с терроризмом, проблема транснациональной преступности и др.); проводятся «круглые столы» европейских и японских промышленников; учрежден совместный форум по науке и технологии; создан японо-европейский центр по промышленному сотрудничеству.

Японские телекоммуникационные компании «Flаg Теlесоm» и «Sеа-МсWе» в 2004 г. объявили о намерении связать Восточную Азию и Европу единой компьютерной сетью. Для этого проекта, получившего название «Fаlсоn», под Индийским океаном и Средиземным морем будут проложены оптоволоконные кабели.

Евросоюз и Япония выступают за развитие новых форм международного сотрудничества не только регионального характера, но и межконтинентального. Они являются инициаторами и активными участниками трансконтинентального форума «Европа – Азия», трансатлантических форм связи, объединяющих страны ЕС и страны Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) и др. На одной из азиатско-европейских встреч была принята «Декларация о солидарности Европы и Азии и намерениях активизировать экономическое взаимодействие».

Отношения Евросоюза и Японии не лишены противоречий. Существуют радикальные отличия в формах предпринимательства в Японии и в странах Европы. Экономическая стратегия европейца определяется волей потребителя и правом бизнесмена на прибыль. Главным же для японского предпринимателя является борьба против всего, что представляет опасность для японской нации, за единство всего японского, а также культ дисциплины и системы иерархии.

В качестве примера обратим внимание на реакцию японских правящих кругов на некоторые стороны политики Франции. В свое время, когда Франция решила возобновить ядерные испытания в южной части Тихого океана, Япония призвала к бойкоту французских товаров. Поддержка покупателями этого призыва могла серьезно ударить по французской индустрии предметов роскоши, так как почти 50 % продаж французских товаров экстракласса в Азии (а это 15 % мировых продаж) приходится на Японию.

В свою очередь, несколько лет назад во Франции был принят специальный закон с целью воспрепятствовать вывозу из страны частных коллекций и предметов дворцовых интерьеров, которые рассматриваются как национальное достояние. А наиболее активен в этой сфере японский капитал. Так, одна из японских компаний уже приобрела 10 замков в разных департаментах Франции. Главная задача французского правительства заключалась в том, чтобы пресечь спекулятивную деятельность и сохранить исторические реликвии страны.

Но для современного этапа отношений между странами Евросоюза и Японией характерны не столько противоречия, сколько тенденция к расширению и совершенствованию связей. Пожалуй, наиболее ярко она проявилась в подписанном в 1996 г. плане «20 действий для 2000 года», который представлял собой декларацию о намерениях крепить сотрудничество.

В 2004–2005 гг. в Японии стали много говорить о появлении в советах директоров ряда крупных японских компаний «голубоглазых» (для японцев это название означает «варвар», «чужак», «европеец»). Прецедент создал Карлос Гон, руководитель одной из ведущих автомобильных фирм Японии «Nissаn Моtоr», слившейся с французским концерном «Rеnаult». Гона сначала ругали за то, что он закрыл 3 завода и сократил тысячи рабочих мест, а потом назвали спасителем «Nissаn Моtоr», которой в 1999 г. грозило банкротство. Поставив перед компанией масштабные задачи по сокращению издержек и увеличению доходов (для этого приходилось прибегать и к безжалостным мерам), он добился успеха. Спасение «Nissаn Моtоr» подталкивает руководителей и других японских фирм к тому, чтобы копировать методы «европейца» Гона.

Возрастание значения экономических связей Евросоюза со странами Латинской Америки связано прежде всего с изменениями, которые происходят в этом регионе. Здесь в условиях перехода от авторитарных режимов к демократии уменьшается прямое государственное вмешательство в экономику, идет процесс приватизации. Важной чертой современного этапа развития экономики становится стремление к ее открытости. Меняется структура экономики: доля сельского хозяйства сокращается, а промышленности и особенно сферы услуг – увеличивается. Латинская Америка становится активным участником международных экономических отношений.

Современная Бразилиягигант мировой экономики. В 2004 г. ее ВВП (по ППС) превысил 1,4 трлн долл., что ставит бразильскую экономику на 10-е место в мире. Развитию Бразилии способствовали огромные природные богатства (она обладает крупными запасами более 30 видов минерального сырья), большие трудовые ресурсы (в 2004 г. в стране проживало 180,6 млн человек), высокая норма накопления (в 2000 г. капиталовложения составляли 23 % ВВП), наращивание научно-технического потенциала.

В 2003 г. товарный экспорт (в основном машины, оборудование и другие изделия обрабатывающей промышленности) составил 73,1 млрд долл., импорт – 48,26 млрд долл.

К 2004 г. промышленное производство в Бразилии выросло на 8,3 % (это самые высокие темпы за последние 19 лет). Лучших результатов достигли автомобильная промышленность (29,2 %), электроника (17,8 %) и машиностроение (16,1 %). По мнению экспертов, Бразилия добилась быстрого промышленного роста благодаря ряду факторов: увеличился экспорт, повысился спрос внутри страны, улучшилась ситуация на рынке кредитования, стабилизировался спрос на рабочую силу. Кроме того, бразильское правительство заявило о введении ряда мер, стимулирующих долгосрочные инвестиции в страну, включая широкие налоговые льготы.

О современном уровне промышленного развития Бразилии свидетельствуют следующие данные: 3-е место в мире по выпуску морских судов, 5-е – по выпуску тракторов и производству алюминия, 6-е – по производству военной техники (исключая средства массового поражения), а также средних и малых турбовинтовых самолетов, 7-е – по выпуску автомобилей, 10-е – по производству металлообрабатывающего и кузнечно-прессового оборудования.

Внешняя торговля – основная форма сотрудничества Евросоюза с государствами Латинской Америки:

Европа на рубеже ХХ—ХХI веков: Проблемы экономики

В последнее время европейскому капиталу удается расширить свое присутствие в Бразилии. Около 100 американских корпораций в течение ряда лет занимали господствующие позиции в бразильской внешней торговле. Но с 2002 г положение изменилось:

Европа на рубеже ХХ—ХХI веков: Проблемы экономики

Примерно то же можно сказать о капиталопотоках Бразилия в последние годы не только стала одним из крупнейших получателей иностранных инвестиций, но и сама начала экспортировать капитал. Среди ее инвесторов увеличивается количество европейских компаний.

Самой острой проблемой бразильской экономики остается государственный долг в 355 млрд долл. (из них 2бО млрд долл. – внешняя задолженность). Обостряются и социальные проблемы страны. Но все же главное – огромные достижения Бразилии, которая стремится активно использовать свой потенциал для ускорения хозяйственного развития, формирования субрегиональной интеграции, сплочения южноамериканских государств.

При этом характерно значительное увеличение инвестиций в бразильскую экономику со стороны европейских промышленных компаний и банков. Так, крупные вложения были осуществлены испанскими, португальскими, французскими и нидерландскими инвесторами. Растут и организационные связи между странами Евросоюза и Бразилией. В 1999 г на саммите в Рио-де-Жанейро обсуждался «новый тип партнерства» Евросоюза с латиноамериканскими странами. Представители 48 стран подписали «Декларацию о расширении экономического сотрудничества между ЕС, странами Латинской Америки и Карибского бассейна». Предлагалось создать зону свободной торговли между ЕС и блоком МЕРКОСУР (этот южноамериканский «общий рынок» объединил в 1991 г. Бразилию, Аргентину, Парагвай и Уругвай). В 2000 г. вступило в действие соглашение между ЕС и Мексикой о либерализации торговли и согласовании внешнеэкономической политики.

С 80-х годов ХХ в. возрастает значение внешнеэкономических и политических отношений государств Западной Европы со слаборазвитыми странами. Многие из них являются бывшими колониями европейских государств, добившимися политической независимости, но имеющими низкий уровень экономического развития. Они составляют группу так называемых наименее развитых стран (НРС).

Чтобы определить принадлежность государства к группе НРС, необходимо сформулировать критерии, с помощью которых можно было бы провести объективный анализ и определить степень развитости страны. За основу взяли объем ВВП страны, приходящийся на душу населения. В 1995 г. в этих странах приходилось в среднем по 490 долл. на человека. Первоначально максимальный объем был определен в 500 долл. После 1998 г. из-за инфляции пришлось увеличить долю ВВП до 700 долл.

Но жизнь показала недостаточность использования одного критерия. Известно, что уровень развития страны проявляется в структуре хозяйства. Поэтому при отнесении государства к группе НРС стали учитывать преобладание в структуре его экономики сельского хозяйства (доля в ВВП – 60 % и более) и слабое развитие обрабатывающей промышленности (доля в ВВП – менее 10 %). Затем были выработаны критерии, относящиеся к сферам культуры (неграмотность населения – 50 % и выше), здоровья людей (продолжительность жизни – менее 50 лет), рациона питания (менее 2000 калорий в день). Совокупность этих показателей и дает возможность определить степень развитости страны.

По данным ООН, в мире насчитывается 48 НРС, в том числе 32 страны находятся в Африке, остальные – в Азии (Бангладеш, Непал и др.) и Южной Америке (Никарагуа и др.).

Население всех НРС составляет около 500 млн человек (10 % населения всех развивающихся стран). Но их суммарный ВВП не превышает 4 % ВВП развивающихся стран, а доля в мировой торговле – примерно 1 %.

Основным показателем экономического развития наименее развитых стран является преобладание сельского хозяйства (в отдельных странах оно составляет 80–90 % ВВП). Отсталость сельского хозяйства в НРС объясняется многоукладным характером экономики. Например, во многих районах Африки (южнее Сахары) до настоящего времени сохраняются патриархально-общинные отношения. С общинными отношениями сосуществуют феодальные, широко распространен мелкий товарный уклад, представленный отдельными крестьянскими хозяйствами. В некоторых отраслях имеются предприятия с участием иностранного капитала. Площади государственных и кооперативных землевладений в последние годы сокращаются. За исключением плантаций, принадлежащих иностранному капиталу и работающих на экспорт, в сельскохозяйственном производстве НРС преобладают экстенсивные методы ведения хозяйства (переложное земледелие, кочевое скотоводство и др.), применяются примитивные орудия и средства производства.

В результате сельское хозяйство не удовлетворяет потребности страны в продовольствии и сырье. Это создает в ряде случаев критическую ситуацию. Хроническая нехватка продовольствия имеет место в Эфиопии, Анголе, Буркина-Фасо, Бангладеш, Мали, Мозамбике, Чаде и др., что вызывает необходимость поставок продовольствия извне.

Промышленность в наименее развитых странах очень слабая. Там, где имеются запасы минерального сырья, есть предприятия горнодобывающей промышленности, принадлежащие транснациональным корпорациям. Но их продукция, как правило, вывозится в развитые страны, а прибыли достаются собственникам. Обрабатывающая промышленность представлена в большинстве случаев отдельными предприятиями, производящими товары народного потребления.

Слабо развита в этих странах и сфера услуг (транспорт, связь, банковско-кредитный сектор).

Аграрно-сырьевая специализация экономики наименее развитых стран оказывает решающее влияние на характер их внешней торговли, как правило дефицитной. Экспорт этих стран имеет своего рода монокультурный характер. Например, нефть составляет 94 % экспорта Нигерии, кофе – 95 % экспорта Уганды и Бурунди, Гвинея осуществляет 43 % мирового экспорта бокситов и т. д. Товарная структура импорта НРС весьма разнообразна: оборудование – около 40 %, различные промышленные товары – 37 %, продовольствие – 16 %.

К концу ХХ в. задолженность наименее развитых стран превысила 349 млрд долл., и сверхбедные государства добиваются списания долгов.

В последний период в ряде наименее развитых стран проводились экономические реформы, но решить коренные проблемы социально-экономической отсталости они не смогли. По-прежнему в этих странах существует коррумпированный государственный сектор, не развита экономическая инфраструктура. Негативное влияние оказывают межгосударственные конфликты и внутренняя политическая нестабильность. Безработица, составляющая 20–30 % трудоспособного населения, обостряет социальные проблемы.

Важную роль в развитии наименее развитых стран играет гуманитарная помощь, которую предоставляют им международные организации и правительства развитых государств. В 1997 г. Франция оказала помощь на сумму 2,1 млрд долл., США – 1,3 млрд долл., Германия – 0,9 млрд долл. Но размеры этой помощи недостаточны, о чем свидетельствует нищенский уровень жизни в НРС. Например, доходы менее 1 долл. в день имеет большинство населения Гвинеи-Биссау, Замбии и т. д. Треть жителей этих стран хронически голодает. Уровень расходов на образование и медицинскую помощь здесь самый низкий в мире.

С самого начала своего существования Евросоюз стремился предоставить выход на свои рынки производителям из бывших французских и британских колоний. Была создана схема, по которой ряду бедных стран (около 70 стран составили так называемую группу Ломе) были предоставлены тарифные предпочтения, режим наибольшего благоприятствования импорту из стран ЕС, программы помощи.

В последние годы меняются отношения между Евросоюзом и Объединением государств Африки, Карибского бассейна и Тихого океана (АКТ). В 2000 г. ЕС и АКТ подписали договор о партнерстве на ближайшие 20 лет. Одной из основных целей этого договора является постепенная интеграция стран АКТ в мировую экономику на базе региональной интеграции внутри самого АКТ. Осуществлению этого процесса должно способствовать выполнение региональных соглашений об экономическом сотрудничестве (они вступят в силу в 2008 г.) и создании в 2020 г. свободных экономических зон. На осуществление предусмотренных договором проектов ЕС выделяет 13,5 млрд евро.

Страны Африки, Карибского бассейна и Тихого океана часто становятся объектами борьбы интересов Евросоюза и США. Например, США стремятся установить свой контроль над месторождениями нефти в ряде африканских стран (Конго, Чад, Ангола и др.). В связи с этим понятна озабоченность Франции, которая привыкла видеть в бывших колониях свою «заповедную зону» и делает все, чтобы защитить свои интересы.