Бизнес-планирование для ССУЗов.

3.1. Общая структура бизнес-плана.

Бизнес-план представляет собой совокупность разделов, посвященных описанию деятельности предприятия в целом, особенностей развития отраслей и сферы бизнеса. Характеризуется также будущая продукция или услуги, проводится анализ рынка сбыта, определяется конкурентное преимущество, описываются поставщики, предприятия конкуренты, посредники, партнеры и потребители. Необходимо также составить производственный, организационный и финансовый план и оценить риски будущего проекта. В конце процесса бизнес-планирования делается общий вывод об эффективности проекта и принимается решение о реализации или отказе от данного проекта.

Внешне бизнес-планы могут отличаться друг от друга, но состав их разделов остается практически неизменным, а именно: краткое содержание (резюме), характеристика отрасли, описание создаваемой компании и производимых ею продуктов и услуг, исследование и анализ рынка, планы маркетинга, производственный и финансовый планы, а также оценка возможных рисков и страхование. Ключевыми составляющими каждого бизнес-плана являются три М – mаnаgеmеnt, mаrкеting, mоnеу. Разделы, связанные с управлением, маркетингом и финансированием проекта, обязательно присутствуют в любом бизнес-плане. Другие разделы могут меняться в зависимости от специфики деятельности фирмы и проекта.

Приведем оптимальную структуру бизнес-плана:

1) титульный лист;

2) аннотация;

3) меморандум о конфиденциальности;

4) оглавление;

5) основные разделы:

А) резюме;

6) история бизнеса организации (описание отрасли);

В) характеристика предприятия и его объекта бизнеса;

Г) анализ рынка сбыта;

Д) план маркетинга;

Е) производственный план;

Ж) организационный план;

З) финансовый план;

И) оценка и страхование риска;

К) приложения.

Необходимо обратить внимание на то, что данная структура бизнес-плана не претендует на роль образцовой, а носит лишь рекомендательный характер. Разделы и их содержание зависит от условий, в которых функционирует фирма, поэтому в каждом конкретном случае может дополняться или уточняться.