Бухгалтерский учет и налогообложение в строительстве.

1. Осуществление инвестиционно-строительной деятельности.

Инвестиционной деятельностью является вложение инвестиций, и осуществление практических действий в целях получения прибыли или достижения иного полезного эффекта.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25 февраля 1999 г . № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» под инвестиционной деятельностью в капитальные вложения подразумевается вложение имущества и имущественных прав в основные средства (основной капитал) организации, а именно: затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты.

Под инвестиционной деятельностью нужно признавать деятельность организации, которая связана со следующими операциями:

1) приобретение земельных участков, зданий и иной недвижимости, оборудования, нематериальных активов и других внеоборотных активов, а также их продажа;

2) осуществление собственного строительства, расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические разработки;

3) реализация финансовых вложений (приобретение ценных бумаг других организаций, в том числе долговых, вклады в уставные (складочные) капиталы других организаций, предоставление другим организациям займов и т.д.).

К основным средствам относится имущество организации, одновременно удовлетворяющее следующим условиям, оно:

1) должно использоваться в производстве продукции при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд;

2) должно использоваться в течение длительного времени, то есть срока полезного использования продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

3) не должно предназначаться для последующей перепродажи;

4) должно быть способно приносить экономические выгоды (доход) в будущем.

Если хотя бы одно из этих условий не выполняется, то имущество учитывается как оборотные активы (материально-производственные запасы, товары, затраты на выполнение работ и др.). Деятельность организации, направленная на приобретение или создание такого имущества, нельзя признать инвестиционной. В подавляющем большинстве случаев она считается текущей, то есть признается одним из основных видов деятельности организации.

Инвестиционно-строительная деятельностьосуществляется организацией по следующим направлениям:

– в рамках функций инвестора (застройщика) организация заключает договоры участия в долевом строительстве с соинвесторами – юридическими и физическими лицами, договоры участия в долевом строительстве заключаются в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 г . № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации». Размеры инвестиционного взноса по таким договорам определяются исходя из доли каждого соинвестора и сметной (договорной) стоимости объектов строительства. В состав инвестиционного взноса входят, затраты на проектирование и строительство, в том числе на финансирование доли администрации в строящихся объектах, финансирование строительства инженерных сетей и сооружений, передаваемых в муниципальную собственность, расходов на содержание заказчика-застройщика и др.;

– осуществляя функции генподрядчика, организация выполняет строительно-монтажные работы собственными силами, а также с помощью привлеченных субподрядных организаций. Строительство ведется по объектным и локальным сметам на каждый строящийся объект.

Организация проектирует также строящиеся объекты собственными силами и с помощью субподрядных проектных организаций.

От классификации договора инвестирования с точки зрения гражданского законодательства зависит и налогообложение его участников. Серьезные проблемы с НДС возникают у инвестора и в том случае, если он решит переуступить свою долю в строящемся здании другой организации или физическому лицу.

Организация, осуществляющая строительство, может приобрести земельный участок в соответствии с Земельным кодексом РФ от 25 октября 2001 г . № 136-ФЗ (с изм. от 28 февраля 2007 г .) (далее – ЗК РФ) на праве собственности или на праве аренды. Наиболее привлекательной для инвесторов схемой является оформление права аренды с последующим выкупом земельного участка в собственность по нескольким причинам:

– только на праве аренды, но не на праве собственности земельный участок может быть приобретен инвестором для строительства без проведения торгов (ст. 30 ЗК РФ);

– арендатор имеет преимущественное право покупки земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (п. 8 ст. 22 ЗК РФ);

– арендуя земельный участок, инвестор получает возможность избежать дополнительных временных и денежных затрат, связанных с продажей земельного участка в случае отказа в необходимых согласованиях проектной документации и разрешении на строительство.

Существенным для инвестора является тот факт, сформирован земельный участок или нет, поскольку именно от этого зависит, посредством какой процедуры участок будет предоставлен, сколько времени займет оформление прав на него.

Ограничения прав на земельный участок – важный элемент, который определяет правовой режим земельного участка (ограничения прав на землю, предусмотренные ст. 56 ЗК РФ).

Эти ограничения могут быть связаны:

– с особыми условиями использования земельных участков и режимом хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах;

– особыми условиями охраны окружающей среды, в том числе памятников природы, истории, культуры, археологических объектов;

– условиями начала и завершения застройки или освоения земельного участка в течение установленных сроков по согласованному в установленном порядке проекту и прочее.

Приобретая земельный участок, следует выяснить, распространяются ли на него охранные зоны федеральных автомобильных дорог, линий электропередач, особо охраняемых природных объектов, санитарно-защитные зоны промышленных предприятий, лечебно-оздоровительных местностей и курортов, водоохранные зоны. Соответствующие ограничения могут существенно сократить возможности нового собственника или арендатора по использованию земельного участка, более того, стать препятствием для строительства на земельном участке именно того объекта, который хочет возвести инвестор.

Важными обстоятельствами, оказывающими воздействие на правовой режим земельного участка, являются условия подключения к инженерно-техническим сетям, снабжения электричеством, газом, водой. Существенен также правовой режим соседних земельных участков, и наличие жилой застройки или водоохранных зон, граничащих с земельным участком, может вызвать проблемы с установлением санитарно-защитной зоны объекта, который планируется построить.

Таким образом, при решении вопроса о приобретении земельного участка для строительства из публичной собственности должен быть оценен целый комплекс факторов, от которых зависит эффективность его последующего использования. Правильный выбор для осуществления инвестиций можно сделать только в том случае, если определен правовой режим предлагаемых земельных участков.

При заключении договора аренды земельного участка у организаций нередко возникают расходы, не связанные непосредственно с арендной платой, однако обусловленные действующим законодательством о порядке заключения договоров аренды. Например, с организаций взимается плата за право заключения договора аренды, а также за оказание уполномоченными органами связанных с этим услуг.

Оценка финансовой устойчивости деятельности организаций, имеющих в собственности или на праве аренды земельный участок и привлекающих денежные средства участников долевого строительства для строительства на этом земельном участке многоквартирных домов или иных объектов недвижимости, кроме объектов производственного назначения (застройщиков), производится по трем нормативам. К данным нормативам относятся: норматив обеспеченности обязательств, норматив целевого использования средств, норматив безубыточности.

Расчет нормативов осуществляется на основании данных бухгалтерского учета застройщика. Аналитический учет активов и обязательств обеспечивает получение необходимой информации у застройщика по каждому участнику долевого строительства и договорам долевого строительства, связанным с привлечением денежных средств участников долевого строительства, по активам застройщика, считающимся находящимися в залоге, по обязательствам по внесению платежей, информации об оплате жилых помещений после завершения и признании выручки от продажи.

Федеральный закон от 18 декабря 2006 г . № 232-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» направлен на устранение административных барьеров и создание условий для увеличения объемов жилищного строительства. Законом внесен целый ряд изменений в Градостроительный кодекс РФ и ряд других законодательных актов с целью упрощения процедуры предоставления земельных участков под жилищное строительство. Внесенными изменениями предполагается повысить эффективность осуществления мероприятий национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России». Изменены отдельные положения Градостроительного кодекса РФ и Земельного кодекса РФ в части возможности заключения договоров о развитии территорий в целях осуществления на таких территориях жилищного строительства. Установлено исключение из общего правила о предоставлении земельных участков под жилищное строительство только по результатам проведения конкурса. Земельный участок, находящийся в муниципальной собственности, или земельный участок, государственная собственность на который не разграничена и который не предоставлен в пользование или во владение гражданам или юридическим лицам, будет предоставляться для строительства в границах застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, без проведения торгов лицам, с которым будет заключен договор о развитии застроенной территории. Договор заключается органом местного самоуправления с победителем открытого аукциона. Земельный участок будет предоставляться победителю аукциона после выполнения им обязательств по переселению граждан и сносу зданий на нем. По выбору победителя аукциона указанный земельный участок будет предоставляться бесплатно в собственность или в аренду. Размер арендной платы при этом приравнен к размеру земельного налога. Для обеспечения жилищного строительства свободными земельными участками вводится правило о необходимости передачи неиспользуемых земель, находящихся в федеральной собственности, в собственность субъектов РФ или муниципальную собственность.

Согласно изменениям в Жилищный кодекс РФ от 29 декабря 2004 г . № 188-ФЗ (с изм. от 29 декабря 2006 г .) (далее – ЖК РФ),к собственнику многоквартирного дома, подлежащего реконструкции, может быть предъявлено требование об обязательном ее проведении. Если в отношении территории, на которой расположен многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, принято решение о развитии застроенной территории, собственникам помещений будет устанавливаться срок не менее 6 месяцев для подачи заявления на получение разрешения на строительство, снос или реконструкцию аварийного дома. При отсутствии заявления земельный участок, на котором расположен аварийный дом, и жилые помещения в таком доме будут подлежать изъятию для муниципальных нужд. До утверждения генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов, но не позднее 1 января 2010 г . включение земельных участков в границы населенных пунктов или исключение земельных участков из границ населенных пунктов, согласно предлагаемым изменениям, будет осуществляться исполнительными органами государственной власти субъектов РФ (за исключением случаев включения (исключения) земельных участков в границы городов федерального значения). Ряд изменений направлен на реализацию положений Градостроительного кодекса РФ о введении с 1 января 2007 г . единой государственной экспертизы проектной документации и единого государственного строительного надзора. При этом проведение иных видов государственных экспертиз проектной документации и иных видов государственного надзора при строительстве запрещается. Законом предусматривается исключение проектной документации из предмета всех видов специализированных государственных экспертиз, предусмотренных Федеральными законами от 23 ноября 1995 г . № 174-ФЗ«Об экологической экспертизе», от 10 января 2002 г . № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», от 17 декабря 1998 г . № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации», от 31 июля 1998 г . № 155-ФЗ«О внутренних морских водах», от 24 июня 1998 г . № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и другими законами. Дополнен перечень объектов, организация и проведение государственной экспертизы проектной документации в отношении которых относится к исключительной компетенции органов государственной власти РФ в области градостроительной деятельности. Помимо ранее предусмотренных, к таким объектам, отнесены объекты, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять: на территориях двух и более субъектов РФ. При этом исключительная компетенция будет действовать и в отношении проведения экспертизы результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации по данным объектам.

Для преодоления излишних административных барьеров в сфере землеустройства, кадастрового учета и государственной регистрации прав на недвижимость также внесены изменения в Федеральные законы от 18 июня 2001 г . № 78-ФЗ «О землеустройстве», от 2 января 2000 г . № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре», от 21 июля 1997 г . № 122-ФЗ«О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Названный федеральный закон вступает в силу с 1 января 2007 г ., за исключением отдельных положений, вступающих в силу с 1 января 2008 г . либо со дня официального опубликования. Следует отметить, что действие положений данного федерального закона, касающиеся предоставления земельных участков без проведения конкурса, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 октября 2005 г .