Дидактика: Конспект лекций для студентов педагогических вузов.

1. Понятие о средствах обучения.

Под средствами обучения понимают материальные или идеальные объекты, которые используются учителем или учениками для усвоения знаний. Объект средства обучения не зависит от учебного процесса, а может участвовать либо в качестве предмета усвоения, либо выполнять какую–нибудь другую функцию.

Объекты, выступающие в качестве средств обучения, можно классифицировать:

– по свойствам этих объектов;

– по их влиянию на качество знаний;

– по субъектам, на которые направлена их деятельность;

– по их эффективности в учебном процессе;

– по их влиянию на развитие способностей.

Средства обучения могут быть как материальными, так и идеальными. Под материальными объектами понимаются материальные предметы, которые воздействуют на органы чувств учеников и облегчают процесс прямого и косвенного восприятия знаний. К материальным объектам относятся учебники, макеты, пособия, таблицы, учебно–технические средства, помещение, мебель, различные средства наглядности, учебное и лабораторное оборудование, оборудование учебного кабинета, расписание занятий.

К идеальным объектам относятся те ранее усвоенные навыки и знания, которые помогают учителю и ученикам в восприятии новых знаний. Это разного рода словесные, символьные и модельные объекты, которые становятся заменителями материальных объектов. Кроме того, к идеальным объектам можно отнести средства духовной культуры, социальный опыт, ранее усвоенные знания, которые также используются в процессе обучения.

Русский психолог Л. С. Выготский относил к идеальным объектам условные обозначения, речь, письмо, чертежи, схемы, произведения искусства, диаграммы, мнемотехнологические приспособления для понимания. К идеальным объектам относятся также опорные конспекты и опорные сигналы.

Обобщив все вышесказанное, можно сделать следующий вывод: идеальные объекты служат орудием освоения культурного наследия, новых культурных ценностей.

Есть две формы идеальных средств, которые помогают учителю и ученикам эффективнее пользоваться ими. Первая из этих форм – вербализованная, состоящая в речевом изложении средств рассуждения, доказательства, анализа. Вторая форма – материализованная. Она представляет идеальные средства в виде абстрактных символов, таких как графики, чертежи, таблицы, условные обозначения, схемы, диаграммы, коды. В процессе обучения многие учителя разрабатывают свои материализованные средства, помогающие лучшему усвоению знаний. Такие средства оказывают положительное влияние на мотивацию, умственное развитие, успешность обучения.

Материальные и идеальные средства обучения дополняют друг друга. В ходе учебного процесса идеальные средства отталкиваются от материальных предметов и через внешние органы восприятия переходят к мышлению.

Очень важно в процессе обучения использование символов и знаков. Они являются показателем развития мышления у учащихся. С их помощью ученик мысленно преобразует объект изучения, переводит его в мыслительную сферу, и так происходит процесс познания. Через знаки осуществляется и материализация мыслительных процессов и образов.

Итак, и материальные, и идеальные средства обучения, дополняя друг друга, влияют на качество знаний учащихся. Этот процесс имеет несколько сторон. Так, материальные средства связаны прежде всего с возбуждением интереса и внимания, усвоением существенно новых знаний, осуществлением практических действий. А идеальные средства связаны с пониманием материала, запоминанием, логикой рассуждений, развитием интеллекта, культурой речи.

Материальные и идеальные средства часто выступают в совокупности друг с другом, на основании разных личных качеств индивида. Процесс освоения знаний с помощью материальных и идеальных средств происходит следующим образом. Сначала учитель и ученики используют идеальные средства в процессе общения как символическое обозначение предметов. При этом учитель использует материализованные средства и с их помощью влияет на сознание учащихся, чтобы они лучше понимали материал. Далее учащиеся таким же образом продолжают пользоваться материализованными средствами, осуществляют совместную учебную деятельность, общение, объяснение и взаимопомощь. Благодаря этому материализованные средства становятся еще и вербализованными. После этого происходит самостоятельная познавательная деятельность, в ходе которой речь учащегося сокращается, автоматизируется и превращается в мысль.

Средства обучения становятся наиболее эффективными, если они выступают в сочетании с методами обучения. Чаще всего средства обучения используются в сочетании с различными методами. А бывает и наоборот, когда для использования одного метода обучения подбирают несколько соответствующих средств. Такое сочетание методов и средств обучения позволяет обеспечить реализацию принципа наглядности и содействует повышению эффективности учебного процесса.

А теперь перечислим функции, которые выполняют средства обучения.

1. Формирующая функция. Она состоит в том, что средства обучения развивают у учащихся познавательные способности, их эмоциональную сферу, чувства и волю.

2. Познавательная функция. Ее особенность состоит в том, что средства обучения служат непосредственному познанию действительности. К таким средствам относятся, к примеру, телескоп, микроскоп, которые позволяют видеть предметы невооруженным глазом.

3. Дидактическая функция. Ее сущность состоит в том, что средства обучения становятся важными источниками знаний и умений. Они значительно облегчают проверку и закрепление пройденного материала, активизируют познавательную деятельность.

Все эти три функции невозможно отделить друг от друга, потому что они все очень переплетены и в учебном процессе выступают как единый нечленимый элемент. Если хоть одну функцию убрать, то это единство нарушится, что приведет к менее эффективному усвоению знаний.

Учитель сам делает выбор средств обучения, исходя в первую очередь из своих вкусов, задач урока, содержания учебного материала, применяемых методов. Но в то же время каждому учителю, особенно начинающему, надо помнить о том, что перегрузка урока разнообразными средствами обучения может привести к снижению эффективности учебного процесса, поскольку внимание учащихся рассеивается и они не могут сконцентрировать его на главном, отвлекаются на второстепенные детали. Чтобы этого не произошло, учитель должен заранее продумать свой урок, решить, какое средство обучения является основным, чтобы именно на нем сконцентрировать внимание учеников.

Средства обучения можно также классифицировать по субъекту, на которого направлена их деятельность. В этом случае средства обучения разделяются на средства преподавания и собственно учения. Например, к средствам преподавания относится оборудование демонстрационного эксперимента, а оборудование лабораторного практикума – к средствам учения. Из этого нетрудно сделать вывод, что средствами преподавания пользуются учителя, а средствами учения – ученики. Но некоторые средства могут использоваться и в преподавании, и в учении.

При помощи средств преподавания учитель имеет возможность осуществлять свою информационную и управляющую функции. Средства преподавания делают материал более доступным для понимания, улучшают его наглядность, обеспечивают более точную информацию об изучаемом предмете, возбуждают и поддерживают интерес учеников, способствуют возникновению желания к самостоятельной работе. В свою очередь средства преподавания можно разделить на:

– средства объяснения нового материала;

– средства повторения и закрепления ранее пройденного материала;

– средства контроля.

Средства преподавания часто сопутствуют различным методам обучения. При этом надо учитывать, при объяснении какой темы и какими средствами преподавания лучше пользоваться и как их подать, чтобы ученик лучше понял и запомнил пройденную тему. Так, если учитель объясняет сложную логическую тему, то желательно после объяснения наглядно продемонстрировать опыт, иллюстрирующий эту теорию.

Демонстрация опыта может и предшествовать объяснению. Это происходит в том случае, если осуществляется проблемное обучение. И тогда демонстрация опыта осуществляет функцию познания. Если показывается технологический процесс, например химическая реакция, то демонстрацию опыта лучше всего сопровождать рассказом. Так ученики лучше усвоят то, что показывает и рассказывает им учитель.

Во время своей демонстрации учитель не должен забывать о зрительном восприятии учащихся. Оно все время должно быть организованно. Если взгляд ученика будет зафиксирован на каком–то важном моменте демонстрации, то он сможет лучше запомнить то, на что обратил его внимание учитель. Поэтому преподаватель должен точно указывать и называть те процессы, которые он демонстрирует. Например, если речь идет об уроке химии и исследуется некая реакция, то учитель должен объяснить, в какой последовательности он собрал аппарат для проведения реакции, какие ингредиенты и в какой очередности он использовал, а также то, что происходит во время самой реакции и как называются происходящие в этот период процессы.

Особое значение при демонстрации имеет поведение учителя. Он должен стоять лицом к классу, сбоку или сзади объекта, чтобы не загораживать пособие. При этом ему надо одновременно следить и за тем, что происходит с объектом, что он говорит и как к этому относится класс. Объяснения учителя не должны ни опережать, ни опаздывать за теми действиями, которые происходят с объектом. Иначе ученики могут не так понять его слова и неправильно расценят происходящую реакцию.

Если учитель стоит спиной к классу, то учащиеся видят его спину, а не прибор. Кроме того, некоторые ученики могут не услышать того, что говорит учитель, значит, потеряется вербальный контакт между преподавателем и классом. Тогда учащиеся могут потерять интерес к тому, что объясняет учитель, а это в свою очередь создаст условия для нарушения дисциплины, что приведет к неправильному восприятию объясняемого материала.

Сейчас многие учителя в процессе преподавания используют в качестве средств обучения различные предметы, созданные авторами в расчете на определенные методы обучения. В таком случае средство обучения становится источником учебной информации. Поэтому методы изложения этой информации учителем должны напрямую зависеть от тех методов, которые указаны в данном источнике. Это приводит к тому, что у учителей меняются их функции, а вслед за этим меняется и необходимость учета и анализа различных гипотез и концепций.

При использовании средств обучения необходимо соблюдать пропорцию в их количественной демонстрации на уроке. Если таких средств очень мало или же не будет вообще, то урок рискует стать скучным и неинтересным, а это ведет к снижению знаний у учащихся. И наоборот, если демонстрационных средств использовано слишком много, то это может привести к возникновению развлекательного настроения у учеников. Если тема трудна для понимания, то рекомендуется за один урок провести 4—5 демонстраций, в которые входят средства как для самостоятельной работы, так и для контроля.