Психология инвестиций. Как перестать делать глупости со своими деньгами.

Оптимист, пессимист, реалист.

Существует синдром, который я называю «время выхода на пенсию». Семейная пара, обеспокоенная выходом на пенсию, обращается к финансовому консультанту. Тот, опираясь на различные допущения, составляет план, и супруги понимают, что не смогут достичь своих целей. Они все обговаривают, и консультант меняет некоторые вводные данные. Клиенты видят: все получится, если они больше заработают на инвестировании и выйдут на пенсию на несколько лет позже. Пара возвращается к своему обычному поведению; втайне они все еще обеспокоены, поскольку знают, что все эти допущения – полная ерунда. (Это приводит меня к еще одному выводу: неискренность – не порок, но только до тех пор, пока она не влияет на поведение.).

Чрезмерный оптимизм – всего лишь одна сторона проблемы. Иногда допущения могут быть слишком пессимистичными. Заглядывая в будущее, вы можете обнаружить, что при текущем уровне сбережений никогда не достигнете своих целей, и в итоге вообще перестанете откладывать деньги. Но ведь всегда есть шанс, что со временем получится «отчислять в резерв» гораздо больше. Некий писатель, 30 лет назад с трудом зарабатывавший себе на жизнь в Нью-Йорке, откладывал по 15 % от своего более чем скромного дохода в надежде, что когда-нибудь сможет выйти на пенсию. Он устал от работы, уехал из города и открыл собственное дело – издательскую компанию. И преуспел в этом. Три года спустя его заработок увеличился втрое; примерно с 45 лет он занят неполный день.

Пессимистичные предположения зачастую мешают что-либо предпринимать для улучшения перспектив. Будущее чревато как приятными сюрпризами, так и рисками. Мы настолько сосредотачиваемся на том, чтобы уберечься от неприятных неожиданностей, таких как потеря работы, инвалидность, развод, смерть (просто катастрофа!), что забываем о положительных моментах – повышении, развитии бизнеса, новой работе, росте рынка, которые иногда могут полностью изменить наши планы.

Запомните: хорошее тоже случается.

Смысл всего вышесказанного в том, что наши предположения – это всего лишь догадки. Сколько денег нам будет нужно для комфортного существования на пенсии? Ответ зависит от инфляции, ставки налогов, здоровья… Список бесконечен. И мы не можем предсказать значение ни одной из этих переменных.

Давно, более десяти лет назад, у меня состоялся разговор с другом, который одновременно был моим клиентом. В его семье только-только родился ребенок. Я спросил у него, сколько, по его мнению, он должен скопить на обучение дочери в колледже. Вот что он мне ответил: «Карл, у меня появилась идея. Что если я отложу столько, сколько получится?».

Нет, я не отговариваю от планирования. Планировать нужно. Но если мы смиримся с фактом, что даже самый лучший план может обернуться футуристической фантазией, то сосредоточим свою энергию на процессе планирования, а не зациклимся на предположениях.

Процесс планирования, вероятно – или даже скорее всего, – потребует от нас наметить направление, в котором мы собираемся двигаться. На этом этапе возникнет необходимость сделать несколько допущений. Но планирование, основанное на реальном положении вещей, учитывает, что подобные предположения – всего лишь догадки. Мы должны постараться, чтобы они были максимально реалистичными. Затем можно перейти к более продуктивному процессу – изучению наших нынешних мотивов и обстоятельств, ведь мы хотим видеть в основе своих действий понимание. Не надежду, не страх, а ясность.

Я предупреждаю своих клиентов, что не требую от них точности при планировании. Высказывайте предположения – и двигайтесь дальше. Определите свою цель на следующие 30 лет, представьте ее как своеобразный указатель, который вы потом, когда в вашем распоряжении окажется больше фактов, всегда сможете повернуть.

Какая разница между планом полета и реальным полетом? План полета – это всего лишь наилучший из вариантов, построенный на предположениях пилота, например, о погоде. И не важно, сколько времени пилот потратил на составление плана, реальность все равно внесет в него свои исправления.

Крайне редко полет проходит в соответствии с запланированной пилотом схемой. Слишком уж много переменных. План, безусловно, важен, но гарантией безопасного приземления выступает способность летчика вносить в курс небольшие и последовательные поправки. Суть не в плане, а в корректировке курса.

Два или три года назад мы с другом совершали восхождение на гору. Едва добрались до базы, как начался дождь. Другие группы стали возвращаться назад, предполагая, что подъем будет опасным.

Мы с Брэдом планировали подняться по довольно сложному маршруту, но в сложившихся обстоятельствах решили отправиться по другому, более легкому пути – он был проще, серьезное восхождение начиналось значительно выше, уже на самом пике. Так в нашем распоряжении оказался временной запас, чтобы понять, как дальше будет развиваться ситуация с погодой (погода в горах, знаете ли, очень изменчива).

Постепенно тучи сгущались. Впрочем, уровень опасности был невысок, поэтому мы продолжали двигаться вперед; потом остановились под прикрытием горы, выпили чаю и стали ждать. Погода немного улучшилась, и мы продвинулись немного выше. Все это время нам на встречу попадались другие альпинисты, они разворачивались и спускались вниз. Но мы продолжали идти.

В конце концов выглянуло солнце и высушило склоны. Поднимаясь с помощью веревок, мы приближались к вершине. Восхождение получилось просто фантастическим, и его окончание прошло совершенно безопасно.

Этот опыт принес нам чувство глубокого удовлетворения собой, ведь мы знали, что при первых же признаках ухудшения погоды могли развернуться и пойти обратно. Вместо этого мы продолжали анализировать менявшуюся ситуацию и подстраивались под нее. Мы не строили никаких прогнозов о том, какая будет погода, а наблюдали за ней и действовали исходя из обстоятельств. В итоге был выбран другой путь, и все равно мы покорили вершину.