Русский язык и культура речи. Шпаргалка.
15 ОРАТОР И ЕГО АУДИТОРИЯ.
Оратор (от лат. оrаtоr, оrаrе – «говорить») – тот, кто произносит речь, выступает с речью, а также тот, кто обладает даром произносить речи, красноречием.
Умелое построение речи и публичное ее произнесение с целью достижения определенного результата и желаемого воздействия на слушателей есть оратор ское искусство.
Человеческое общество строится на общении. Говорить могут все, но говорить красиво, доходчиво, четко, увлекательно и интересно, а также уверенно держаться перед аудиторией может далеко не каждый.
Умелое владение словом, грамотное изложение материала, умение держаться перед публикой – лишь часть того, чем должен обладать оратор. Находясь в центре внимания, говорящий должен уметь привлечь внимание и своим внешним видом, и своими природными данными, и манерой говорить и держаться. Как правило, профессиональный оратор – это человек эрудированный, высокоинтеллектуальный, свободно ориентирующийся как в литературе и искусстве, так и в науке и технике, а также в политике и современном устройстве общества.
Чтобы рассчитывать на внимание и уважение слушающей аудитории, оратор должен обладать определенными навыками и умениями. Перечислим некоторые из них:
1) уверенное высказывание во время любого общения;
2) умение говорить на любую тему;
3) умение точно выражать свои мысли;
4) использование активного словарного запаса, умение пользоваться различными речевыми приемами;
5) умение аргументировать и убеждать. Ораторское искусство – это диалогическая связь, с одной стороны которой выступает непосредственно оратор, а с другой стороны – слушатель, или аудитория.
Аудитория представляет собой общность людей, которая выступает в роли единой социально-психологической группы.
Для слушательской аудитории характерны следующие признаки:
1) однородность (неоднородность), т. е. разница по полу, возрасту, уровню образованности, интересам слушателей;
2) количественный состав присутствующих;
3) чувство общности (признак, проявляющийся при определенном эмоциональном настрое аудитории, когда зал аплодирует или же, наоборот, выражает недовольство);
4) мотив действия слушателей. Люди посещают лекции по различным причинам. По мнению психологов, можно выделить три группы моментов:
А) интеллектуально-познавательного плана (когда люди приходят, потому что сама тема вызывает интерес);
Б) морального плана (требуется присутствие человека);
В) эмоционально-эстетического плана (когда люди приходят, потому что им интересны оратор, его выступления, его манера держаться и т. д.).
Именно поэтому у слушательской аудитории можно отметить различный настрой на восприятие выступления.