Русский язык и культура речи. Шпаргалка.

71 ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О РЕЧЕВОМ АКТЕ.

Речевым актом называют любое высказывание – требующей высказывания, внутренней работы, мысленной подготовки, через устное или письменное выражение мысли говорящего к восприятию речи слушающим. Речевой акт предполагает коммуникативную ситуацию говорящий – слушающий, но допускаются и другие варианты.

Речевой акт по размерам может состоять из одного слова им целой книги, которую автор писал в течение нескольких лет. В этом случае акт создания книги как единого речевого произведения может распадаться на отдельные, более мелкие, акты.

Иными словами, речевой акт – это в известном смысле, условность, но процесс моделирования ступеней этого действия ведет человека по пути совершенствования своей речи и общения.

Речевой акт состоит из трех этапов, как то:

1) докоммуникативный этап – ситуация, мотивы высказывания, мысленная подготовка речи;

2) коммуникативный этап – переход на акустический или графический код, восприятие речи слушающим;

3) посткоммуникативный этап – обратная связь, новый акт речи, действия. Теоретически законченным речевым актом можно считать лишь полный цикл коммуникации, но на практике так бывает далеко не всегда, и это не подрывает значимость теоретической модели.

Чертами речевого акта как единицы теории являются намеренность, целенаправленность, соответствие правилам речевого поведения.

Он всегда соотнесен с лицом говорящего, последовательность его этапов создает дискурс.

Инициатор может оказывать на собеседников воздействие, не всегда адекватное замыслу. Если говорить о классах речевого акта по целям и функциям, то они таковы: информативные, сообщающие, побуждающие, вопросительные, требующие информации, планирующие, оперативные и т. д. Крупные речевые акты бывают смешанными.

В порождении речевого акта велика роль ситуации. Их называют речевыми ситуациями, хотя это и не точно. Речь используется как инструмент разрешения жизненных ситуаций. Речевой акт крайне редко бывает самоценным.

Количество ситуаций неисчислимо, их разнообразие беспредельно. Тем не менее делаются попытки выделить типовые ситуации, смоделировать их (например? ситуации встреч и расставаний, спора и дискуссии, учебно-познавательные, творческие, интимные и т. д.).

Ситуация определяет фрейм (или рамку) – модель ситуации (или сценарий), в которой представлено развитие ситуации. Рамка помогает понять, как следует воспринимать высказывание: (вшутку или всерьез, как приказ или как совет и т. д.).

В ситуации и ее модели учитываются и социокультурные, этнографические аспекты стратегии высказывания, и психология общения. Они определяют в порождении речи ее темп, стиль, меру спонтанности или строгости.

Сама ситуация способствует сжатию языковой структуры высказывания. Речь, насыщенную эллиптическими конструкциями, называют ситуативной. Степень ситуативности неодинакова. Наибольшей ситуативностью обладает речь в игре детей. У взрослых она наблюдается в экстремальных условиях.