Шпаргалка по педагогической психологии.

84. РАЗВИТИЕ УЧЕБНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА.

Учебное сотрудничество представляет собой разветвленную сеть взаимодействий по крайней мере по четырем линиям:

1) «учитель – ученик (ученики)»;

2) «ученик – ученик» (в парах и тройках);

3) общегрупповое взаимодействие учеников в коллективе;

4) «учитель – учительский коллектив».

Эти линии существуют не изолированно друг от друга: линия «учитель – ученик», как правило, дополняется линией общегруппового взаимодействия, если работа учителя идет с целым классом, или линией «ученик – ученик» при выполнении на уроке тех видов работы, которые требуют объединения учеников в малые группы.

Выделяют следующие достоинства совместной учебной деятельности:

– возрастают объем усваиваемого материала и глубина его понимания;

– растут познавательная активность и творческая самостоятельность детей;

– тратится меньше времени на формирование знаний и умений;

– меньше становится проблем с дисциплиной, обусловленных дефектами учебной мотивации;

– ученики получают большее удовольствие от занятий, комфортнее чувствуют себя в школе;

– меняется характер взаимоотношений учеников;

– усиливается сплоченность класса, при этом самоуважение и взаимное уважение растут одновременно с критичностью, способностью адекватно оценивать свои и чужие возможности;

– ученики приобретают важнейшие социальные навыки – такт, ответственность, умение строить свое поведение с учетом позиции других людей, гуманистические мотивы общения;

– учитель получает возможность индивидуализировать обучение, учитывая при делении на группы взаимные симпатии детей, уровень их подготовки, свойственные им темпы работы;

– воспитательная работа учителя становится необходимым условием группового обучения, так как все группы в своем развитии проходят стадию конфликтных отношений и преодолеть ее без вмешательства учителя школьники, как правило, еще не могут.

Выделяют две фазы становления совместной деятельности учителя и учеников.

1. Фаза приобщения к деятельности включает: 1) разделенные между учителем и учащимися действия; 2) имитирующие действия учащихся; 3) подражательные действия учащихся.

2. Фаза согласования деятельности учащихся и учителя включает: 1) саморегулируемые действия учащихся; 2) самоорганизуемые действия учащихся; 3) самопобуждаемые действия учащихся.

Эти фазы выделяются в становлении учебного сотрудничества школьников с педагогом. Относительно студенческого возраста предполагается третья фаза – партнерство в совершенствовании освоения деятельности. Равнопартнерство в этой модели совместной деятельности учеников и преподавателя является результатом ее развития и становления. Чем старше обучаемые, тем быстрее будет пройден путь становления подлинно совместной деятельности и достигнуто равнопартнерское, субъект-субъектное взаимодействие в учебно-воспитательном процессе.