Социология: конспект лекций.
3. Теории социальной стратификации.
С социальной структурой общества тесно связано явление социальной стратификации.
Социальная стратификация – это иерархическое упорядоченное социальное неравенство, а также процесс, в результате которого субъекты общественной жизни занимают различное положение в социуме и могут сгруппироваться согласно определенным социальным признакам.
Таким образом, можно сказать, что социальная стратификация – динамическое проявление социальной структуры общества. Социальную стратификацию можно также определить как совокупность расположенных в вертикальном порядке социальных слоев, в частности, бедных, зажиточных, богатых.
В социологии существуют различные методологические подходы к решению вопросов о сущности, истоках и перспективах развития социальной стратификации.
Функциональный подход рассматривает стратификацию как необходимое, неизбежное и универсальное явления, связанное с естественным многообразием функций, социальных ролей. Иерархия функций определяет иерархию социальных групп.
Вознаграждение соответствует роли и поэтому оно справедливо. Стратификация обеспечивает нормальное функционирование общества.
Конфликтный подход к анализу социальной стратификации опирается на теорию борьбы между различными социальными группами.
Таким образом, социальная стратификация не является необходимой, ее определяют интересы власть имущих, поэтому стратификация несправедлива и затрудняет нормальное функционирование общества.
По мнению одного из представителей этого направления М. Вебера, в основе социального неравенства лежит не только уровень доходов и владение собственностью, как у Маркса, но и неравенство статусов. В современной социологической науке существует классификация элементов стратификационной системы, которые выделяются в зависимости от того или иного социального критерия (табл. 1).
Таблица 1.
Классификация элементов стратификационной системы.
Выделенные элементы стратификационных систем играют очень важную роль в общественной жизни, выполняя следующие функции:
1) активизация процессов общественного развития;
2) обеспечение функционирования всех социальных институтов;
3) формирование типа общественно-политического устройства государства.
Среди различных моделей стратификационных систем можно выделить западную и восточную.
Западная стратификационная система включает семь структурных элементов:
1) «высший высший класс», который образуют представители элит различных сфер общественной жизни (предприниматели, государственные деятели, известные артисты, видные ученые, высшие военные чины и т. д.);
2) «высший класс», представленный управляющими средних фирм, юристами, преподавателями вузов, владельцами небольших предприятий;
3) «высший средний класс», состоящий из клерков, менеджеров среднего звена, инженеров, квалифицированных работников;
4) «средний средний класс» представлен банковскими служащими, страховыми агентами, учителями;
5) «низший средний класс» – работники сферы обслуживания (парикмахеры, работники общепита, работники почты, полицейские, служащие отелей);
6) «средний низший класс» состоит из таксистов, среднеквалифицированных работников, швейцаров;
7) «низший низший класс», в который входят домашняя прислуга, садовники, привратники, мусорщики.
Восточная стратификационная система распространена в странах, где на общественную жизнь огромное влияние оказывает государство. Особенное распространение эта система получила в Индии, которая является идеальным примером для ее рассмотрения.
1. «Высший слой» (Кшатрии) – вначале были воины, поработившие Индию и занявшие господствующее положение.
2. «Брахманы» или «Брамины» – священнослужители, обеспечивающие идеологическую поддержку высшего слоя.
3. «Обслуживающий слой» (Вайшьи) – заняты обслуживанием «Высшего слоя».
4. «Шудры» (Зависимые) – основная часть населения, имеет свою иерархию.
5. «Отверженные» (парии).
Необходимо отметить, что в современных условиях обществ с застывшей или ярко выраженной стратификационной системой не существует. Существуют смешанные стратификационные системы, кроме того, по мнению учёных, люди находятся в постоянном движении, а общество – в развитии.