Теория и методика воспитания: конспект лекций.
Раздел III. Формирование представлений о человеке как субъекте жизни и наивысшей ценности на земле.
Деятельность как способ существования и выражения «Я» человека. Виды деятельности человека: познавательная, трудовая, художественная, общение, спортивная, ценностно-ориентировочная, общественная.
Духовная деятельность как особый вид деятельности по осмыслению своей жизни.
Персонажи произведений и выдающиеся люди как пример высочайших духовных достижений человека.
Человек и природа. Общение с природой как отдых, духовная работа как наслаждение жизнью. Элементы природы, привнесенные в бытовую жизнь. Отношение к флоре и фауне, содействие их процветанию в окружающей человека микросреде. Одухотворение природы. Общение с природой посредством искусства. Природа как психотерапевт.
Человек и семья. Социальные семейные роли (отца и матери, сына и дочери, внука и внучки, бабушки и дедушки). Жизнь близких как забота «моего Я».
Человек и его профессия. Профессиональный труд как способ самовыражения. Способности и талант в профессиональном труде. Определение профессиональных интересов.
Человек в его многообразных творческих увлечениях: спортивных, конструкторских, художественных, познавательных. Круг интересов человека и его влияние на содержание жизни. Товарищество на основе общих интересов.
Человек в общении с другими людьми. Роль «другого» в жизни человека. Правила общения: этические, психологические, эстетические, гигиенические, правовые. Развитие способности к общению. Свободное общение: содержание и форма. Расширение круга знакомств.
Человек в отношении к самому себе. Достоинство: проявления и развитие. Способы защиты от посягательств на достоинство человека. Внешность как выражение отношения к самому себе. Зеркало в процессе познания своего «Я». Осознание женской и мужской роли, коррекция ролевого поведения. Самовоспитание: содержание, способы.
Человек как носитель идеи. Идея как общее выражение отношения к явлениям жизни. «Безыдейность» животного и безыдейность человека. Осмысление событий как путь формирования идеи. Общение как идеологический обмен. Товарищество как идеологическое единство.
Человек как стратег жизни в отношении к прошлому, настоящему, будущему. Цель и мечта, проекты и прожекты. Планирование деятельности. Настоящее как следствие прошлого и элементы будущего. Ответственность человека за свою жизнь перед самим собой.