Теория и методика воспитания: конспект лекций.

2.1. Понятие о методологии педагогической науки.

Методология – учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности – выступает необходимым компонентом всякой деятельности. В силу этого обязательной принадлежностью любой сферы познания, претендующей на статус науки, является наличие методологических основ как системы принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности. В современной литературе под методологией понимают прежде всего учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности.

Функцией методологических основ является внутренняя организация и регулирование процесса познания, практического преобразования какого-либо объекта, поиск путей осуществления какой-либо деятельности. В структуре методологических основ принято выделять четыре уровня:

1) философский, содержащий общие принципы познания и категориальный строй науки в целом;

2) общенаучный, представляющий собой теоретические концепции, применяемые ко всем или к большинству научных дисциплин;

3) конкретно-научный, объединяющий совокупность теоретических концепций, используемых в той или иной науке;

4) технологический, представленный совокупностью принципов и процедур исследования в рамках конкретной науки.

Все уровни методологии образуют сложную систему, в рамках которой существуют определенное соподчинение и взаимозависимость.

Исходя из данного понимания методологии, будем рассматривать содержание методологических основ воспитания следующим образом:

• на философском уровне методологическими основами воспитания выступает понятие о движущих силах и логике воспитательного процесса;

• на общенаучном – научные подходы;

• на конкретно-научном – базовые теории воспитания и развития личности;

• на технологическом – закономерности и принципы воспитания.