Всеобщая история в вопросах и ответах.

26. В чем специфика Реформации во Франции?

Реформационное движение во Франции имело свои особенности. Королевская власть задолго до Реформации сумела подчинить себе католическую церковь. В 1438 г. была подписана «Прагматическая санкция», по которой во Франции устанавливалась национальная галликанская церковь, которая, не порывая с Римом, сумела оградить себя от чрезмерных претензий папы.

Но реформационное движение затронуло Францию. Здесь оно было представлено двумя потоками: лютеранским и кальвинистским. Первый поток скоро иссяк, второй же вверг страну в пучину длительных гражданских войн.

В конце 40-х гг. ХVI в. в стране зародилось реформационное течение, получившее впоследствии общемировое распространение – кальвинизм. Быстрый рост кальвинизма и его воинствующий характер испугали правительство, и оно начало репрессивные действия против его сторонников. Учение Ж. Кальвина не получило широкого распространения среди буржуазии, оно активнее использовалось феодальной знатью для осуществления реакционных сепаратистских планов.

Дальнейшее развитие Реформации связано с гражданскими войнами, длившимися с 1559 по 1598 гг. Гражданские войны во Франции фактически вылились в борьбу старого феодального дворянства против политической централизации страны. Но они носили религиозную окраску и формально представляли борьбу кальвинистов (гугенотов) с католиками.

Во главе кальвинистов стояла феодальная аристократия юга Франции – Бурбоны, Конде и друие, южное мелкое и среднее феодальное дворянство; южные и юго-западные города. В этой среде были сильны сепаратистские настроения.

Передовая буржуазия Севера, напротив, была заинтересована в сильной власти короля, т. е. поддерживала процесс централизации страны. В ходе гражданских войн внутри этого лагеря, преимущественно католического, оформилась реакционная группа придворной аристократии во главе с герцогом Гизом. Ее реакционность проявилась в борьбе за власть с правящей династией Валуа.

Первый этап войны завершился в 1570 г. заключением в Сен-Жермене мира, который принес успех гугенотам. Им разрешалось занимать государственные должности, протестантское богослужение допускалось по всему королевству.

Правившая в это время во Франции Екатерина Медичи сочла выгодным сближение с гугенотами, это позволяло ей иметь противовес партии Гизов. Она призвала гугенотов ко двору. Но Екатерина опасалась усиления гугенотов, и она решила опередить события и уничтожить гугенотских вождей. В такой обстановке была отпразднована свадьба Генриха, короля Наваррского, с сестрой короля Маргаритой Валуа. Этот брак должен был закрепить мир между гугенотами и королем. Но этим событием Екатерина Медичи воспользовалась иначе. К свадьбе в Париж съехались гугенотская аристократия и представители дворянства из южных провинций. Это был удобный случай, чтобы покончить с гугенотами. Екатерина и Карл IХ решили использовать ненависть Гизов к гугенотам и покончить с ними разом. 24 августа 1572 г. в день святого Варфоломея между 2 и 4 ч ночи раздался набат. Началось избиение застигнутых врасплох гугенотов. Резня продолжалась несколько дней и перекинулась в провинцию.

Это событие не ослабило движения гугенотов. Гугеноты на юге страны создали свою организацию – гугенотсткую конфедерацию со своей армией, системой налогов и самоуправлением. Но на втором этапе гражданских войн целью гугенотов стала борьба не сколько против Гизов, сколько против Валуа. Государственное единство страны было поставлено под вопрос.

После смерти Карла IХ в 1574 г. активизировалась партия Гизов, которая открыто перешла на путь антидинастической борьбы. Опасаясь усиления гугенотов, Гизы создали свою организацию – Католическую лигу.

Борьба Гизов с династической династией Валуа закончилась их поражением.

В 1594 г. к власти во Франции пришел Генрих Наваррский. Он принял католичество, и в 1598 г. в стране был издан Нантский эдикт, который регулировал религиозный вопрос. Католическая религия была признана господствующей во Франции, но эдикт допускал исповедование и протестантизма. Королевскому двору удалось сохранить целостность страны.