Европа на рубеже ХХ—ХХI веков: Проблемы экономики.
Модернизация экономики Португалии.
Экономическая политика этой небольшой страны, расположенной на западе Пиренейского полуострова (территория – 92 тыс. км2, население – примерно 10 млн человек), направлена на достижение целей Маастрихтских соглашений, модернизацию экономики и приватизацию многих из ранее национализированных предприятий.
В 2004 г. объем ВВП (по ППС) составил 183,0 млрд долл., на душу населения – 17,9 тыс. долл. После вступления в Евросоюз в экономике Португалии преобладающее развитие получила сфера услуг. Ускорился процесс реприватизации госсектора, модернизации и либерализации экономики. К 2001 г. доля государства в экономике снизилась до 7 % ВВП (в 1975 г. – 40 %). В 1986–1999 гг. Португалия получила на реструктуризацию и модернизацию своей экономики помощь от ЕС в размере 29,7 млрд евро.
Структура экономики Португалии (доля в ВВП в 2003 г.):
Добывающая промышленность развита слабо. В стране добывают вольфрам (его запасы имеют международное значение), олово, медь, уран, нефть (в небольшом количестве) и мрамор.
Есть предприятия черной и цветной металлургии, нефтеперерабатывающие комплексы. Химическая промышленность выпускает синтетические волокна, пластмассы, серную кислоту, удобрения и др.
Португалия практически полностью зависит от импорта энергоносителей. За счет внутренних источников покрывается только 11,4 % потребностей страны в топливно-энергетических ресурсах.
Из отраслей обрабатывающей промышленности наиболее развиты производство сельскохозяйственного оборудования, отдельных видов станков, судостроение и судоремонт, сборка автомобилей, радиоэлектроника, производство пробки (1-е место в мире). Широко развиты текстильная, швейная (готовая одежда составляет до 30 % всего экспорта Португалии), а также кожевенно-обувная промышленность. Особенное развитие получили виноделие, производство оливкового масла и рыбных консервов (по экспорту сардин Португалия занимает 2-е место в мире).
Сельское хозяйство ориентировано на выращивание овощей, оливок, фруктов, в частности цитрусовых, а также пшеницы, кукурузы, риса, овса, ячменя. Развиты отдельные отрасли животноводства (выращивают крупный рогатый скот, овец, коз, свиней, ослов и мулов) и морское рыболовство.
Основные виды транспорта – автомобильный и морской. Протяженность автомобильных дорог – 69 тыс. км, железнодорожных путей – 2850 км. Морским транспортом (флот насчитывает около ЗбО судов общим водоизмещением около 1 млн бр. – рег. т) осуществляется 65 % внешнеторговых перевозок.
Все активнее развивается международный туризм: в 2002 г. в стране побывало 12,8 млн туристов (доходы – 5,2 млрд долл.).
Большое влияние на экономическое развитие Португалии в свое время оказало освоение богатств колоний. Португальская колониальная империя возникла в ХV в., в эпоху Великих географических открытий. В ХVI в. колониальные владения державы приносили большой доход, особенно от импорта в Европу пряностей из Юго-Восточной Азии. В ХVII в. Португалия, уступив почти все территории в Азии голландцам, утратила ведущее положение среди колониальных держав. В ХХ в. все бывшие колонии завоевали независимость или получили ее мирным путем.
Сегодня Португалия – активный участник международных экономических отношений. В 2003 г. объем товарного экспорта страны составлял 31,1 млрд долл., импорта – 44,8 млрд долл. Структура внешней торговли:
К 2002 г. общий объем накопленных прямых иностранных инвестиций в Португалии составлял 33 млрд долл., а португальских инвестиций за рубежом – 17 млрд долл. Португалия вкладывает средства в основном в экономику стран Евросоюза и государств, входящих в Сообщество португалоязычных стран (ПАЛОП).