Европа на рубеже ХХ—ХХI веков: Проблемы экономики.
Сотрудничество в автомобильной промышленности.
Хотя автомобилестроение занимает 1-е место в российском машиностроительном комплексе, обеспечивая примерно 33 % стоимости продукции машиностроения, или около 2,5 % ВВП, достижения отрасли, как известно, невысоки. В 2001 г. на долю России приходилось лишь 2,5 % (1022 тыс. автомобилей, включая сборку), а на страны Евросоюза – 43,4 % мирового производства автомобилей.
Сотрудничество России с зарубежными компаниями в этой сфере выражается прежде всего в закупках западноевропейской техники. В 2003–2004 гг. наиболее крупный экспорт в Россию из стран Евросоюза осуществляли Германия («Vоlкswаgеn»), Франция («РSА Grоuр» и «Rеnаult») и Италия («Fiаt Grоuр»).
В 2003–2004 гг. в Западной Европе и Северной Америке продолжалось снижение покупательского спроса. В странах Евросоюза уровень потребления упал почти повсеместно. Низкая покупательная способность объясняется неуверенностью людей в завтрашнем дне и ростом безработицы. Такая сложная экономическая ситуация усиливает активность западноевропейских автомобильных фирм на российском рынке.
Примером развития этого процесса может служить деятельность французской фирмы «Реugеоt». Ее автомобили реализовались в России через 11 официальных импортеров (4 из них находились в Москве, 2 – в Санкт-Петербурге). В 2003 г. «Реugеоt» сильно отстала от конкурентов и для повышения эффективности своей коммерции с 2004 г. перешла на работу через единого импортера, что давно сделали ее фирмы-конкуренты на российском рынке.
По общему мнению, эту схему следует признать логичной и эффективной в условиях растущего рынка. Создание единого централизованного склада должно положительно сказаться на сбыте. Компания сможет проводить единую маркетинговую политику, выделить средства на рекламу марки и заняться программой кредитования продажи автомобилей в партнерстве с каким-либо из западных банков.
Автомобильный бизнес в России развивается, что делает возможным и желательным использование разных форм сотрудничества. Речь идет о налаживании российскими и иностранными компаниями совместного автомобильного производства в России.
Крупнейший инвестиционный проект осуществляет в России французская компания «Rеnаult». В конце 1997 г. было подписано соглашение на сумму в 4 млрд франков об образовании российско-французского предприятия «Автофрамос» по производству 120 тыс. автомобилей «Меган Классик» в год, при этом 50 % комплектующих должны были производиться в России. Однако впоследствии проект был изменен.
В 2004 г. «Автофрамос» объявил о выпуске к концу года первых «совместных» автомобилей, но не «Меган Классик», а самого дешевого автомобиля «Rеnаult» – модели Х-90, которая была разработана французскими инженерами специально для таких малобюджетных рынков, как российский. Однако в процессе подготовки к выпуску в России модель Х-90 успела подорожать вдвое, а производственные планы «Rеnаult» сократились наполовину – мощность завода, на которую он выйдет к 2007 г., составит 60 тыс. автомобилей в год.
Автомобиль будет полностью собираться из импортных комплектующих, а использовать российские комплектующие еще только планируется. В конце 2004 г. на московском АЗЛК началась тестовая сборка первых автомобилей. Модель Х-90 предполагается продавать во всех странах Восточной Европы, для рынков которых он изначально и разрабатывался.
Объем французских вложений в создание завода «Автофрамос» (76 % акций завода у компании «Rеnаult», а 24 % – у московского правительства) составил 250 млн долл. Это самые большие инвестиции в российскую автомобильную промышленность со стороны европейских компаний. Французская сторона предполагает сделать новые финансовые вложения, что позволит расширить производство.
«Автофрамос» стал третьим крупным автомобильным предприятием в Российской Федерации с финансовым и технологическим участием западных автопроизводителей. В 2002 г. во Всеволжске (Ленинградская область) начал работать завод компании «Fоrd Моtоr» (мощность – 25 тыс. автомобилей в год).
Примером сотрудничества является создание шведским концерном «Sсаniа» в 2002 г. в Санкт-Петербурге автобусного завода «Скания-Питер» (объем производства – 200 автобусов в год) и строительство в Ленинградской области второго автобусного завода (мощность – 600 автобусов в год).
Для развития автомобилестроения в нашей стране необходимо наладить производство отечественных двигателей, соответствующих международным стандартам. Поэтому столь важное значение имеет совместный проект американского концерна «Gеnеrаl Моtоrs» и «АвтоВАЗа» о строительстве завода по выпуску автомобильных двигателей. Это будет самая крупная иностранная инвестиция в российский автопром. В 2001 г. «АвтоВАЗом» (41,5 % капитала), «Gеnеrаl Моtоrs» (41,5 % капитала) и Европейским банком реконструкции и развития учреждено акционерное общество «GМ – АвтоВАЗ». Остальные 17 % капитала в этом перспективном проекте принадлежат различным западноевропейским компаниям.