Бухгалтерский учет с нуля.

Классификация нематериальных активов.

К нематериальным активам, в частности, относятся:

1) произведения науки, литературы и искусства;

2) программы для электронных вычислительных машин;

3) изобретения, полезные модели, селекционные достижения;

4) секреты производства (ноу-хау);

5) товарные знаки и знаки обслуживания;

6) деловая репутация.

Первые пять пунктов приведенного перечня можно объединить понятием объекты интеллектуальной собственности.

Понятие деловой репутации используется в ситуации, когда одна организация приобретает другую организацию. При этом организация-покупатель ставит на бухгалтерский учет все имущество приобретенной организации по данным ее бухгалтерского баланса. Если сумма покупки не совпадает с балансовой стоимостью имущества (а обычно так и бывает), разницу надо как-то отразить в учете.

Деловая репутация организации – это разница между оценкой стоимости приобретаемой организации как единого имущественного комплекса и балансовой стоимостью ее имущества.

Деловая репутация может быть положительной или отрицательной. Положительную деловую репутацию необходимо рассматривать как надбавку, выплачиваемую покупателем в обеспечение будущей потенциальной доходности приобретенной организации, отрицательную деловую репутацию – как скидку в связи с плохим финансово– хозяйственным положением приобретаемой организации.

Формально положительная деловая репутация представляет собой переплату непонятно за что – за некую субстанцию, наличие которой не подтверждено документами. Чтобы зафиксировать эту переплату, положительная деловая репутация ставится на учет как нематериальный актив, подлежащий списанию на расходы через начисление амортизации.

А отрицательная деловая репутация формально представляет собой недоплату, что в бухгалтерском учете признается доходом. Отрицательная деловая репутация относится на финансовые результаты организации в качестве прочих доходов.