Конспект лекций по курсу «Государственные и муниципальные финансы».
6.3.4. Налог на прибыль.
Кроме косвенных налогов, существенную часть доходов бюджетов разных уровней составляют прямые налоги. Среди прямых налогов наиболее значимыми с точки зрения их роли в формировании бюджетов являются налог на прибыль предприятий и организаций, подоходный налог с физических лиц и налог на имущество.
Налог на прибыль предприятий и организаций является одним из основных прямых налогов. Прямым он называется потому, что представляет собой форму изъятия части чистого дохода, созданного производителем. Его величина непосредственно зависит от получаемой прибыли, а реальным плательщиком налога выступает получатель дохода. Данный налог не перекладывается на конечного потребителя продукции, как при косвенном налогообложении.
Этот налог взимается на территории РФ с 1 января 1992 г. Подобный налог существовал еще в 20-е гг. в форме подоходного налога с государственных и кооперативных предприятий и организаций. Начиная с 30-х гг. ХХ в. налогообложение юридических лиц по существу в России было прекращено. Вплоть до конца 80-х гг. существовали так называемые отчисления от прибыли, которые платили в бюджет государственные предприятия. С появлением частных предприятий в начале 90-х гг. возникла необходимость введения самостоятельного налога на прибыль, который и был введен в 1992 г.
Налог на прибыль широко применяется в практике налогообложения в странах с развитой рыночной экономикой. Он позволяет государству не только пополнять казну, но и регулировать экономические процессы, влиять на развитие производства. Налог на прибыль используется при регулировании инвестиционной деятельности предприятий, развитии малого бизнеса, привлечении в страну иностранного капитала путем предоставления государством различных льгот и установления налоговых ставок.
Политика в области налогообложения доходов юридических лиц оказывает существенное влияние на инвестиционные процессы. Особое значение имеет такая политика в условиях экономических кризисов, когда собственные средства предприятий становятся основным источником инвестиционных ресурсов, а государственные инвестиции фактически утрачивают свое значение.
Оказывая поддержку малым предприятиям, государство предоставляет данной категории плательщиков налоговые каникулы. Признавая необходимость социальной поддержки инвалидов, государство понижает ставки налога на прибыль для предприятий инвалидов. Создавая предпочтительные условия для аграрного сектора, государство освобождает от налогообложения прибыль, полученную от производства сельскохозяйственной продукции, и т. д.
Налог на прибыль выступает и как источник доходов бюджетов. Во многих странах доля налога на прибыль в доходах бюджетов очень велика. В России в начале 90-х гг. налог на прибыль также обеспечивал около 1/3 доходов федерального бюджета. Начиная с середины 90-х гг. наблюдается явная тенденция сокращения доли налога на прибыль в доходах федерального бюджета. Так, если в 1998 г. налог на прибыль составлял 13,1 % доходов федерального бюджета, то в 2006 г. – только 7,1 %. Такая тенденция является в некоторой степени закономерной. С одной стороны, это свидетельствует о том, что в России, как и в большинстве развитых стран, наметилась тенденция к снижению ставок налога на прибыль. С другой стороны, это подтверждает вывод об усилении регулирующей роли налога на прибыль по сравнению с его фискальной функцией.
Налог на прибыль уплачивают все юридические лица. Плательщиками налога являются иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства или получающие доходы от источников в РФ. Плательщиками налога выступают также банки, страховые компании, негосударственные пенсионные фонды, участники рынка ценных бумаг и др. Кроме того, к плательщикам налога на прибыль относятся филиалы и различные обособленные подразделения предприятий, которые имеют отдельный баланс и расчетный счет.
В соответствии с Налоговым кодексом РФ не являются плательщиками налога на прибыль:
• предприятия, переведенные на уплату единого налога на вмененный доход для определенного вида деятельности;
• организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности;
• организации, уплачивающие налог на игорный бизнес, по деятельности, относящейся к игорному бизнесу;
• организации, являющиеся плательщиками единого сельскохозяйственного налога.
Объектом налогообложения признается прибыль в денежном выражении. При этом прибылью в соответствии с гл. 25 части второй Налогового кодекса признается полученный доход, уменьшенный на величину произведенных расходов.
К доходам относятся:
1) доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав. При этом доходами признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущества (включая ценные бумаги) и имущественных прав;
2) внереализационные доходы, которые включают:
• доходы от долевого участия в других организациях;
• от операций по купле-продаже иностранной валюты;
• доходы в виде штрафов, пеней или иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба;
• от сдачи имущества в аренду (субаренду);
• доходы от предоставления в пользование прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации;
• доходы в виде процентов, полученных по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада, а также по ценным бумагам и другим долговым обязательствам;
• доходы в виде сумм восстановленных резервов;
• доходы в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг, имущественных прав);
• доход, распределяемый в пользу налогоплательщика при его участии в простом товариществе, а также доход в виде превышения стоимости возвращенного имущества над стоимостью имущества, переданного налогоплательщиком в качестве вклада в простое товарищество при выходе налогоплательщика (правопреемника) из этого простого товарищества;
• доходы прошлых лет, выявленные в отчетном периоде;
• доходы в виде положительной курсовой разницы, полученной от переоценки имущества и требований (обязательств), стоимость которых выражена в иностранной валюте;
• доход в виде положительной разницы, полученной от переоценки имущества, произведенной для целей доведения стоимости такого имущества до текущей рыночной цены;
• в виде использованного не по целевому назначению имущества (денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования, за исключением бюджетных средств;
• доходов в виде полученных целевых средств, предназначенных для формирования резервов по развитию и обеспечению функционирования и безопасности атомных электростанций, использованных не по целевому назначению;
• доходов в виде сумм, на которые в отчетном периоде произошло уменьшение уставного (складочного) капитала организации, если такое уменьшение осуществлено с одновременным отказом от возврата стоимости соответствующей части вкладов (взносов) акционерам организации;
• доходов в виде сумм возврата от некоммерческой организации ранее уплаченных взносов (вкладов) в случае, если такие взносы (вклады) ранее были учтены в составе расходов при формировании налоговой базы;
• доходов в виде сумм кредиторской задолженности, списанных в связи с истечением срока исковой давности или по другим основаниям;
• доходы, полученные от операций с финансовыми инструментами срочных сделок;
• доходы в виде стоимости излишков товарно-материальных ценностей, выявленных в результате инвентаризации.
При определении доходов из валовой выручки от реализации исключаются суммы НДС и акцизы.
При определении налоговой базы не учитываются следующие доходы:
• в виде имущества, имущественных прав, работ или услуг, которые получены от других лиц в порядке предварительной оплаты товаров (работ, услуг) налогоплательщиками, определяющими доходы и расходы по методу начисления;
• в виде имущества, имущественных прав, которые получены в форме залога или задатка в качестве обеспечения обязательств;
• в виде имущества, имущественных прав или неимущественных прав, которые получены в виде взносов в уставный капитал;
• средства, полученные в виде безвозмездной помощи;
• в виде имущества, полученного бюджетными учреждениями по решению органов исполнительной власти всех уровней;
• в виде имущества, полученного российской организацией безвозмездно:
• от организации, если уставной капитал получающей стороны более чем на 50 % состоит из вклада передающей организации;
• от организации, если уставной капитал передающей стороны более чем на 50 % состоит из вклада получающей организации;
• от физического лица, если уставной капитал получающей стороны более чем на 50 % состоит из вклада этого физического лица;
• в виде полученных грантов;
• в виде гарантийных взносов в специальные фонды, создаваемые в соответствии с законодательством РФ, предназначенные для снижения рисков неисполнения обязательств по сделкам, получаемых при осуществлении клиринговой деятельности или деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг;
• в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования, в частности:
• средства бюджетов всех уровней, выделяемые бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов бюджетных учреждений;
• инвестиции, полученные от иностранных инвесторов на финансирование капитальных вложений производственного назначения, при условии использования их в течение календарного года с момента получения;
• в виде имущества, безвозмездно полученного государственными и муниципальными образовательными учреждениями, а также негосударственными образовательными учреждениями, имеющими лицензии на ведение образовательной деятельности, на ведение уставной деятельности;
• средства, поступившие профсоюзным организациям в соответствии с коллективными договорами на осуществление их деятельности.
И другие виды доходов[18].
К числу прочих расходов относятся также внереализационные расходы, которые включают:
• расходы в виде процентов по долговым обязательствам любого вида, в том числе процентов по ценным бумагам;
• расходы на организацию выпуска собственных ценных бумаг;
• расходы, связанные с приобретением налогоплательщиком ценных бумаг, в том числе с оплатой услуг реестродержателя, депозитария и т. п.;
• судебные расходы и арбитражные сборы;
• расходы на услуги банков;
• расходы на проведение ежегодного собрания акционеров.
При определении налогооблагаемой прибыли не учитываются следующие расходы:
• суммы штрафов, пени и иных санкций, перечисляемых в бюджет и государственные внебюджетные фонды;
• суммы взносов в уставной капитал, вклада в простое товарищество;
• суммы платежей за сверхнормативные выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду;
• расходы на приобретение или создание амортизируемого имущества;
• отрицательная разница, полученная от переоценки ценных бумаг по рыночной стоимости;
• некоторые иные расходы.
Расходы, которые должны быть вычтены из доходов при определении налогооблагаемой прибыли, включают:
1) расходы, связанные с изготовлением (производством), хранением и доставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг, приобретением и реализацией товаров (работ, услуг, имущественных прав). Они охватывают:
Материальные затраты; расходы на оплату труда; суммы начисленной амортизации; прочие расходы;
2) расходы на содержание, эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств и иного имущества, а также на поддержание их в исправном состоянии;
3) расходы на освоение природных ресурсов (поиск и оценка месторождений полезных ископаемых), расходы на приобретение необходимой геологической и иной информации у третьих лиц, в том числе государственных органов и др.;
4) расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки (расходы по созданию новой или усовершенствованию производимой продукции, расходы на изобретательство);
5) расходы на обязательное и добровольное страхование (страховые взносы по всем видам обязательного страхования, а также по некоторым видам добровольного страхования – страхование грузов, средств транспорта, товарно-материальных запасов, урожая сельскохозяйственных культур и животных и др.);
6) прочие расходы, связанные с производством и реализацией (расходы на сертификацию продукции и услуг; расходы на оплату услуг по охране имущества; услуг пожарной охраны; арендные платежи за арендуемое имущество; расходы на командировочные и др.).
Налог на прибыль является регулирующим налогом. В 1993 г. ставка налога была единой и составляла 32 %. В 1994 г. ставка и механизм взимания налога подверглись изменению. Было установлено, что 13 % прибыли любого предприятия, независимо от формы собственности и подчиненности, поступает в федеральный бюджет. Региональные власти могут установить налог в пределах 25 %. Если они не принимают решения, то налог на прибыль в региональные бюджеты взимается по ставке 22 %. Таким образом, для предприятий указанный налог повысился с 32 % в 1993 г. до 35–38 % в 1994 г.
В 1995 г. были внесены новые уточнения. С этого времени законодательные органы субъектов РФ могли устанавливать ставку налога на прибыль не выше 22 %. Почти повсеместно ставка налога на прибыль стала составлять 35 %, из которых 13 % налога на прибыль поступали в федеральный бюджет, а 22 % – в бюджеты субъектов РФ. Более высокие ставки налога применялись к банкам – 43 %. Доходы от казино облагались по ставке 90 %, а доходы от видеосалонов – по ставке 70 %. Доходы в виде дивидендов, полученных по акциям, принадлежащим предприятию-акционеру, а также доходы в виде процентов, полученных владельцами государственных ценных бумаг РФ, субъектов РФ и ценных бумаг органов местного самоуправления, облагались по ставке 15 %.
В 2001 г., с принятием дополнений ко второй части Налогового кодекса РФ была изменена налоговая ставка по налогу на прибыль. Она была снижена и установлена в размере 24 %, из которых первоначально:
• 7,5 % зачислялись в федеральный бюджет РФ;
• 14,5 % поступали в бюджеты субъектов РФ;
• 2 % зачислялись в местные бюджеты.
При этом было также установлено, что законодательные (представительные) органы субъектов РФ вправе снижать для отдельных категорий налогоплательщиков налоговую ставку в части суммы налога, зачисляемой в бюджеты субъектов РФ, но не ниже 10,5 %.
С 2004 г. налог на прибыль стал поступать только в федеральный бюджет РФ – 5 % и бюджеты субъектов РФ – 19 %. В 2005 г. эта пропорция была изменена. В 2005 и 2006 гг. в федеральный бюджет РФ зачислялось 6,5 % налога на прибыль, а в бюджеты субъектов РФ – 17,5 %.
Налоговые ставки на доходы иностранных организаций, не связанные с деятельностью в РФ через постоянное представительство, были установлены в следующих размерах:
– 20 % – с любых доходов;
– 10 % – от использования, содержания или сдачи в аренду судов, самолетов или других подвижных транспортных средств или контейнеров в связи с осуществлением международных перевозок.
Кроме того, налог на доходы, полученные в виде дивидендов от российских организаций российскими организациями и физическими лицами – налоговыми резидентами РФ, устанавливался в размере 9 %. 15 % составил налог по доходам, полученным в виде дивидендов от российских организаций иностранными организациями. 15 % также составил налог на доходы в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам и 9 % – по доходам в виде процентов по муниципальным ценным бумагам, эмитированным на срок не менее трех лет до 1 января 2007 г., а также по доходам в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 1 января 2007 г., и доходам учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученным на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием до 1 января 2007 г.