Открываю шиноремонт: Практическое пособие.
...
Примечание. Типы рисунков протектора приведены для иллюстрации принципа их построения. Форма, габаритные размеры, расположение элементов рисунков могут варьироваться.
Приложение 3.
Индексы несущей способности и соответствующие им значения нагрузок.
Приложение 4Скорости, применяемые при эксплуатации шин, и соответствующие им индексы категории скорости [15]
* Маркировка промежуточных значений максимальной скорости производится индексом последующей скорости при значениях последней цифры 5 и выше или предыдущим индексом при значениях последней цифры менее 5. Приложение 5Соотношения между индексами давления и величинами давления.
* РSI = 6,895 кПа. Приложение 6Наименование, адресные карточки и товарные знаки шинных предприятий.
Приложение 7Выписка из ОСТ 38 47 171 95 Покрышки пневматических автомобильных шин и бескамерные шины, пригодные к восстановлению наложением нового протектора (извлечения).
4. Технические требования 4.1 Пригодные к восстановлению наложением нового протектора покрышки должны соответствовать требованиям настоящего стандарта.4.2 Покрышки, сдаваемые на восстановление, должны быть сдатчиком очищены от грязи, воды, песка, льда, посторонних включений (осколков камней, гвоздей, оставшихся шипов противоскольжения и др.).4.3 Пригодные к восстановлению покрышки в зависимости от их технического состояния разделяют на классы: I, II и класс Д – для покрышек легковых автомобилей, подлежащих восстановлению с усилением лентами обрезиненного корда, и для покрышек грузовых автомобилей, в том числе цельнометаллокордных, подлежащих восстановлению с усилением резинокордным поясом.4.4 Определение класса восстановления покрышек производят в зависимости от наличия дефектов в соответствии с табл. 1 и 2.4.5 Проколы и другие мелкие повреждения, расположенные вблизи друг от друга в пределах максимально допустимых размеров соответствующего вида повреждения, приравниваются к одному повреждению.4.6 При определении пригодности к восстановлению ранее восстанавливавшихся или ремонтировавшихся покрышек учитывают все повреждения, в том числе и ранее отремонтированные (независимо от места проведения ремонта), и в соответствии с табл. 1 и 2 устанавливают класс восстановления.4.7 Покрышки для легковых автомобилей с признаками старения покровных резин (затвердевание или растрескивание в виде сетки трещин) принимаются на восстановление с возобновлением протектора и боковин – по типу В (ОСТ 38-47-170-95).4.8 Пригодность покрышек к восстановлению окончательно устанавливается в процессе их восстановления после шероховки протектора и обработки местных повреждений, согласно техническим требованиям в соответствии с табл. 1 и 2.4.9 Покрышки с повреждениями, размеры которых после вырезки превышают допускаемые значения табл. 1 и 2, переводят из одного класса в другой, возвращают сдатчикам или списывают.4.10 Упаковка покрышек пригодных к восстановлению, осуществляется по ГОСТ 24779.Покрышки со скрытыми повреждениями, в том числе с расслоениями каркаса, выявленными в процессе восстановления, или с повреждениями, размеры которых после обработки не соответствовали допускам, установленным в табл. 1 и 2, возвращают сдатчикам.4.11 К восстановлению не пригодны покрышки:– с повреждениями, если их количество и размеры превышают указанные в табл. 1 и 2;– с вытянутыми (деформированными) бортами, с оголением, изломом или разрушением металлического кольца борта;– с кольцевым разрушением или изломом внутренних слоев каркаса, а также с видимыми дефектами, вызванными чрезмерной нагрузкой нитей корда (с их отслаиванием на внутренней поверхности покрышки);– с явными признаками старения покровных резин (затвердение или растрескивание) в виде сетки мелких трещин глубиной более 1 мм у покрышек легковых автомобилей и более 2 мм у покрышек грузовых автомобилей), если их восстановление производили с возобновлением беговой дорожки или протектора с плечевой зоной – по типу А или Б (ОСТ 38-47-170-95);– подвергшиеся длительному воздействию нефтепродуктов (масла, керосина, нефти) или других веществ, вызывающих набухание резин, загрязненными материалами, не поддающимися очистке;– легковых автомобилей, с момента изготовления которых прошло более 10 лет.
Таблица 1 Требования, предъявляемые к покрышкам легковых автомобилей, пригодным к восстановлению (по ОСТ 38-47-171-95).
Примечание: 1. Расстояние между повреждениями каркаса или отслоениями покровной резины боковины и пяткой борта покрышек должно быть не менее 40 мм.2. При одновременном наличии повреждений, предусмотренных п. 5, 6 табл. 1, расстояние между ними должно быть не менее 1 /3 длины окружности, а покрышки с такими повреждениями принимают только по Д классу.3. При приеме покрышек на восстановление, размеры повреждений должны быть на 25 % меньше предельных величин, указанных в табл. 1.
Таблица 2 Требования, предъявляемые к покрышкам грузовых автомобилей, пригодных к восстановлению (по ОСТ 38-47-171-95)
Примечания: 1) Расстояние между повреждениями каркаса или отслоениями покровной резины боковины и пяткой борта покрышек должны быть не менее 80 мм для покрышек размерами до 8, 25–20 (240–508) включительно и не менее 100 мм для покрышек размерами от 9.00–20 (260–508) до 14.00–20.2) При одновременном наличии повреждений, предусмотренных пунктами 4, 5, 6, 7 таблицы 2, расстояние между ними должно быть не менее 1 /5 длины окружности, а покрышки с такими повреждениями принимают на восстановление только по классу Д.
Приложение 8.
Перечень отечественного оборудования для обслуживания и ремонта автомобильных шин.
Примечание. Оборудование собственного изготовления выполняется по чертежам Гипроавтотранса. Приложение 9Перечень производственных и эксплуатационных причин, по которым покрышки, камеры и ободные ленты могут быть преждевременно сняты с эксплуатации.
1. Производственные причины В соответствии со стандартами шины могут сниматься с эксплуатации по следующим причинам:По ГОСТ 4754 (шины для легковых автомобилей): покрышки – расслоения в каркасе, брекере и борте; отслоения протектора и боковины; гребень по протектору с выпреесовкой корда; запрессовка твердых включений на внутренней и наружной поверхностях покрышки (бескамерной шины); механические повреждения (проколы сквозные, порезы до корда); отставание нитей корда по первому слою каркаса; складки по основанию и носку борта от запрессовки бортовой ленты, обнажение кромок бортовой ленты, отрыв и отслаивание герметизирующего резинового слоя на внутренней поверхности каркаса и на бортах;камеры – расхождения стыка; механические повреждения; пористость стенок и посторонние включения.По ГОСТ 5513 (шины грузовых автомобилей постоянного давления):покрышки – расслоения в каркасе, брекере и борте; отслоения протектора, боковины и герметизирующего слоя; гребень по протектору с выпрессовкой ткани (для покрышек с текстильным брекером); запрессовка твердых включений на внутренней поверхности каркаса с повреждением первого слоя, механические повреждения (проколы сквозные, порезы до корда); просвечивание нитей металлокорда в каркасе и подканавочном слое; трещины на покровных резинах; отставание нитей корда по первому слою каркаса; отрыв и отслоение герметизирующего слоя по внутренней поверхности каркаса и на бортах; наплыв по носку и пятке борта с просвечиванием и выходом металлокорда;камеры – расхождения стыка; пористость стенок; механические повреждения; посторонние включения;ободные ленты – механические повреждения.По ГОСТ 13298 (шины грузовых автомобилей с регулируемым давлением):покрышки – расслоения в каркасе, брекере и борте; отслоения протектора и боковины; гребень по протектору с выпрессовкой ткани; запрессовка твердых включений на внутренней поверхности каркаса с повреждением первого слоя;камеры – наружная пористость стенок и посторонние включения;По ОСТ 38-47-170-95 (покрышки, восстановленные наложением нового протектора):покрышки – отслоения наложенного протектора (местное или по всей окружности); отслоение наложенной покровной резины по боковине(при восстановлении по типу В); отслоение или разрыв наложенного пластыря; отслоение заполняющей резины в зоне ремонта повреждений брекера, в том числе по кромкам брекера; отслоения заполняющей резины в зоне ремонта местных повреждений или пластыря с возможным последующим разрушением отремонтированного участка; отрыв шашек рисунка протектора из-за недостаточной толщины подканавочного слоя; расхождения стыка наложенного протектора; отслоение усиливающих лент обрезиненного корда; отслоение или расслоение усиливающего резинокордного пояса.По ОСТ 200-002-95 (покрышки, прошедшие ремонт местных повреждений):покрышки – отслоение или разрыв наложенного пластыря; отслоение резины (наполнительной) заполняющей полость, образовавшуюся при вырезке поврежденного участка покрышки в зоне ремонта местных повреждений; отслоение наполнительной резины в зоне ремонта местных повреждений с последующим расслоением каркаса или пластыря.2. Эксплуатационные причины1. Преждевременный неравномерный износ протектора из-за неправильной регулировки схождения и развала передних колес, резкого торможения или трогания с места, изношенности и ослабления крепления колесных подшипников, втулок рулевых тяг, завышенного радиального и бокового биения колес, износ рисунка протектора выше предельно допустимого из-за несвоевременного снятия шин с эксплуатации.2. Разрушение или излом каркаса из-за езды при пониженном давлении в шинах.3. Интенсивный износ средней части беговой дорожки из-за езды при повышенном давлении в шинах, разрыв каркаса из-за перегрузки автомобиля или колес за счет неправильного размещения груза в кузове автомобиля, а также вследствие удара о дорожные препятствия при езде с большой скоростью.4. Механические повреждения:шины – пробои или порезы протектора или боковины с разрывами каркаса; повреждения борта с нарушением правил монтажа и демонтажа шин; потеря герметичности бескамерных шин из-за механических повреждений;камеры – пробой, прокол или порез, разрыв или повреждение камеры при неправильном монтаже шины, повреждение вентиля, отрыв вентиля при небрежном монтаже шины или при езде на шине с пониженным давлением.Приложение 10Возможные схемы перестановки шин на автомобилях.
Рис. 9. Перестановка шин: а – с ненаправленным рисунком протектора, б – с направленным рисунком протектора.
Рис. 10. Перестановка шин: в – по оси, г – на троллейбусе, д – на прицепах и полуприцепахПриложение 11Определение площади предельного износа рисунка протектора и места его замера.
Рис. 11. Зона предельного износа рисунка протектора: ширина зоны “в” должна быть равна половине ширины беговой дорожки “б”, т. е. в = 0,5 б; длина зоны “а” должна быть равна 1 /6 длины окружности, т. е. а = 2πR/6, где R – свободный радиус шины (1 /6 длины окружности равна длине дуги, хорда которой равна радиусу)
Рис. 12. Рисунок протектора с уступами у основания шашек в центральном поясе беговой дорожки.
Рис. 13. Универсальный рисунок протектора с полумостиками в местах пересечения канавок Высота полумостиков составляет около 1,3 высоты рисунка протектора новой шины (hО в сечении Б~Б) “В” – зона замера остаточной высоты рисунка протектора Приложение 12Карточка учета работы автомобильной шины (новой, восстановленной, прошедшей углубление рисунка протектора нарезкой, бывшей в эксплуатации – нужное подчеркнуть).
Обозначение (размер) шины________Модель шины______ГОСТ или ТУ на шину____ Порядковый (заводской) номер_____Дата изготовления (неделя, год)_________Индекс несущей способности или норма слойности___________Эксплуатационная (гарантийная) норма пробега ____________Завод-изготовитель новой шины или шиноремонтное предприятие ____________Наименование автотранспортного предприятия_____________
Ответственный за учет работы шины________Ф.И.О._______ (подпись) Заключение комиссии по определению пригодности шины к эксплуатации (на восстановление, на углубление рисунка протектора, на рекламацию или в утиль).Председатель комиссии__________Ф.И.О._________(подписи)Члены комиссииПримечания: 1. Карточка заводится на каждую шину, поступившую на автопредприятие.2. Заполнение всех граф карточки обязательно.Приложение 13Влияние нарушения норм давления на использование ресурса шин.
Рис. 14. Вид деформации и использование ресурса шин (в %): а – при нормальном давлении воздуха; б – при давлении, повышенном на 20 %; в – при давлении, сниженном на 20% Приложение 14Размещение грузов на автомобилях и влияние перегрузки на использование ресурса шин.
Рис. 15. Размещение грузов на автомобилях: а – правильное размещение малогабаритных тяжелых грузов, б – неправильное размещение малогабаритных тяжелых грузов, в – правильное размещение длинномерных грузов, г – неправильное размещение длинномерных грузов.
Рис. 16. Использование ресурса шин (в %): а – при нормальной нагрузке, б – при перегрузке 40 %, в – при перегрузке 100% Приложение 15Выписка из ОСТ 200 001 95 Покрышки и бескамерные шины, пригодные для ремонта местных повреждений.
Технические условия (извлечения) 1. Технические требования4.1. Установлены два вида ремонта: первый и второй. Определение вида ремонта производят в зависимости от характера и размеров местных повреждений в соответствии с табл. 1 и 2.4.2. При определении пригодности покрышек для ремонта должны учитываться все повреждения, в том числе и ранее отремонтированные.4.5. Пригодные для ремонта покрышки должны быть очищены от грязи, воды, льда и посторонних включений (осколков стекла, камней, гвоздей, шипов противоскольжения в зоне повреждений и др.).4.6. К ремонту местных повреждений не пригодны покрышки:1) с повреждениями, превышающими нормы, указанные в табл. 1 и 2;2) радиальной конструкции и цельнометаллокордные, имеющие повреждения кромок более одного слоя металлокорда брекера, размеры которых превышают нормы, указанные в табл. 1 и 2;3) с износом рисунка протектора более 80 %;4) с вытянутыми (деформированными) бортами, с изломом или разрушением металлического кольца борта, с отслоением бортовых лент;5) с повреждениями каркаса, расположенными вблизи борта и требующими его вскрытия при ремонте; на расстоянии ближе 40 мм от пятки борта покрышек легковых автомобилей, на расстоянии ближе 75 мм от пятки борта покрышек диагональной конструкции и на расстоянии ближе 100 мм от пятки борта покрышек радиальной конструкции и цельнометаллокордных для грузовых автомобилей;6) с расслоениями каркаса и брекера, с разрушением каркаса или изломом его внутренних слоев;7) с явными признаками старения покровных резин (затвердение и растрескивание в виде мелких трещин глубиной более 1 мм у покрышек легковых автомобилей и более 2 мм у покрышек грузовых автомобилей);8) подвергшиеся длительному воздействию нефтепродуктов (масла, керосина, нефти и других веществ, вызывающих набухание резин; загрязненные материалами, не поддающимися очистке;9) легковых автомобилей, с момента изготовления которых прошло более 10 лет.
Приложение 16 Гарантии изготовителей шин.
Предприятия-изготовители шин гарантируют соответствие шин требованиям стандартов, по которым изготовляются шины, при соблюдении условий эксплуатации, транспортирования и хранения, а также Правил эксплуатации автомобильных шин. 1. Гарантийный срок службы шин легковых автомобилей, прицепов к ним, легких грузовых автомобилей и автобусов особо малой вместимости (ГОСТ 4754) и грузовых автомобилей, автоприцепов, автобусов и троллейбусов (ГОСТ 5513) – 5 лет со дня изготовления.Возможность дальнейшей эксплуатации шины определяет потребитель в соответствии с техническим состоянием.Изготовитель гарантирует по шинам, выпускаемым по ГОСТ 4754 и ГОСТ 5513 – отсутствие производственных дефектов и работоспособность шин до предельного износа рисунка протектора, соответствующего высоте индикатора износа, в пределах гарантийного срока службы.2. Гарантийный срок хранения шин с регулируемым давлением (ГОСТ 13298):12 лет – для шин размера 1500 х 600–635; 1600 х 600–685;10 лет – для шин других обозначений.Гарантийная наработка шин с регулируемым давлением (ГОСТ 13298) в пределах гарантийного срока хранения должна соответствовать значениям, указанным в таблице 1 (кроме Министерства обороны РФ).
Таблица 1 Гарантийная наработка шин грузовых автомобилей с регулируемым давлением воздуха.
Примечание: а) шины, вышедшие из строя по производственным дефектам при пробеге до б тыс. км, а шины 12,00–20 – до 10 тыс. км, обмениваются предприятием-изготовителем безвозмездно;б) при пробеге более б тыс. км, а шины 12,00–20 – более 10 тыс. км, но менее гарантийной нормы предприятие-изготовитель оплачивает стоимость каждого километра недопробега шин. Замена шин или оплата стоимости километража их недопробега производится в течение гарантийного срока хранения и эксплуатации.3. Гарантийный срок хранения и эксплуатации шин, восстановленных по первому и второму классам – 1,5 года; шин, восстановленных по классу Д – 1 год. Безвозмездный ремонт или выплату за недопробег восстановленных покрышек производят в течение 1,5 лет с момента восстановления или в течение 1 года для покрышек, восстановленных по классу Д.4. Гарантийная наработка покрышек, прошедших ремонт местных повреждений, должна соответствовать значениям, указанным в табл. 2.
Таблица 2.
Приложение 17Нормы допустимого биения ободьев.
Таблица 1.
Таблица 2.
Приложение 18Рекламационный акт 1. Наименование предприятия, предъявившего рекламацию на шину _____________________________________________________2. Адрес предприятия __________________________________3. Марка автомобиля, прицепа, троллейбуса, на котором эксплуатировалась шина ____________________________________________4. Наименование изготовителя (исполнителя, продавца) _________________________________________________________________5. Сведения о шине, подлежащей рекламации ________________
Руководитель предприятия:___________Ф.И.О.___________ (подпись)Члены комиссии:____Ф.И.О.____(подпись)Приложение 19Заключение комиссии по рассмотрению рекламации Комиссии по рассмотрению рекламации на шину, составленное на основанииЗаявитель рекламацииАдрес заявителяСведения о предъявленной к рекламации шине
Шина эксплуатировалась на ______________________________ (марка автомобиля, прицепа, троллейбуса)При расследовании рекламационной шины установлено: ________________________________________________________________________________________________________________________Решение комиссии: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________Председатель комиссии: Ф.И.О. (подписи)Члены комиссии: ______________________________________Приложение 20Журнал замера внутреннего давления в шинах Марка и модель автомобиля ________ Номер автомобиля _________Ф.И.О. водителя ____________________________________________Обозначение шины ____________ Модель шины ________________Норма давления на передних колесах на средних/задних колесах.
Приложение 21Памятка водителю автотранспорта 1. Строго соблюдайте Правила эксплуатации автомобильных шин. Бережное отношение к шине способствует максимальному использованию ресурса шин.2. Проверяйте правильность комплектации автомобиля шинами по размеру, конструкции, форме профиля, типу и степени износа рисунка протектора. Устанавливайте на сдвоенные колеса и оси одинаковые шины.3. Соблюдайте нормы внутреннего давления в шинах, в том числе и запасной. Не снижайте давление в шинах при увеличении его от нагрева при движении автомобиля.4. Перед выездом на линию внимательно осмотрите шины с целью выявления дефектов (местные повреждения, износ протектора, застрявшие предметы и др.).5. Не перегружайте автомобиль, распределяйте груз равномерно.6. Не допускайте резкого торможения автомобиля, кроме случаев аварийной ситуации.7. Снижайте скорость движения в трудно проходимых местах, у светофоров, шлагбаумов, на поворотах.8. Избегайте резких ударов об острые и выступающие предметы, не подъезжайте вплотную к краю тротуара или другим предметам, оберегайте шины от повреждений.9. Не допускайте эксплуатацию шин при появлении индикаторов износа рисунка протектора.10. Своевременно направляйте шины на восстановление, для проведения ремонта местных повреждений, а также на углубление протектора методом нарезки.11. Проверяйте схождение и развал колес передней подвески. Устраняйте неисправности ходовой части автомобиля.