Отечественная история: конспект лекций.

22.2. Реформа политической системы и борьба общественно-политических сил.

М.С. Горбачев и его сторонники на основании опыта первых лет реформирования пришли к выводу, что серьезные сдвиги в стране невозможны без политических реформ.

Главнейшим достоянием перестройки стояла гласность. Именно она явилась основным инструментом, с помощью которого началась политическая реформа. С января 1987 г. на основании решения Пленума ЦК КПСС начали внедряться элементы демократии в политический процесс: вводились альтернативные выборы партийных секретарей, а также избрание руководителей предприятий и учреждений, усилилась роль трудящихся в управлении производством.

Следующим важным шагом в реформировании политической системы стала ХIХ Всесоюзная партийная конференция (28 июня – 1 июля 1988 г.), решения которой дали импульс для реформ в политической сфере.

Впервые провозглашалась цель – создание в СССР гражданского общества и правового государства.

Основными направлениями реформ в политической сфере были:

– радикальная демократизация процесса выборов путем внесения изменений в избирательное законодательство (проведение выборов на альтернативной основе в территориальных округах и от общественных организаций);

– установление двухуровневой системы высшей представительной власти в стране – Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета, избираемого из депутатов Съезда;

– прямое представительство общественных организаций в высших органах законодательной власти. Из 2250 депутатов Съезда народных депутатов 750 избирались от КПСС, комсомола, профсоюзов и других общественных организаций;

– превращение Верховного Совета СССР в постоянно действующий парламент, занимающийся законотворчеством;

– создание нового органа правового контроля – Комитета конституционного надзора;

– ликвидация монопольного права КПСС на власть путем отмены ст. 6 Конституции СССР, закреплявшей руководящую роль партии в обществе. По-существу, это стало правовой основой и открыло возможности для становления многопартийности;

– учреждение поста Президента СССР и избрание III Съездом народных депутатов в марте 1990 г. на эту должность М.С. Горбачева;

– изменение структуры высшей исполнительной власти. Реорганизация правительства и создание Кабинета Министров, подчиненного Президенту СССР.

Чем глубже развивались перестроечные процессы в стране, тем острее становилась борьба между различными политическими силами.

Первое направление – это борьба внутри КПСС между представителями различных платформ – «демократической», «марксистской» и др. Но основные столкновения происходили между М.С. Горбачевым и его сторонниками и их ортодоксальными оппонентами из властных структур партийно-государственного аппарата, которые считали, что перестройка не дает реальных результатов и все дальше уводит от идей социализма.

Второе направление – это борьба между центристской линией М.С. Горбачева и радикальными демократами, которые группировались вокруг Б.Н. Ельцина. Постепенно эта линия противостояния по мере нарастания экономического и политического кризиса стала главной, и политический вес либералов (их называли тогда демократами) увеличивался в геометрической прогрессии.

Реформа политической системы дала неоднозначные результаты. Она, бесспорно, привела к ослаблению власти в центре и на местах (особенно после отстранения КПСС от непосредственного управления государством). Но стали проявляться сепаратистско-обособленческие и националистические тенденции, усилилась социальная напряженность. Жизненный уровень большей части населения ухудшился. Однако непреложным завоеванием перестройки и конкретным итогом политических реформ стало разрушение тоталитарной системы, утверждение политической свободы, свободы слова и совести, начало формирования правового государства и гражданского общества, создание постоянно действующего парламента.