Отечественная история: конспект лекций.

23.2. Общественно-политическое развитие и становление новой российской государственности.

Трудности и издержки экономических реформ начального этапа суверенного развития России резко усилили политическую борьбу в стране и отразились на взаимоотношениях исполнительной (Президент РФ и Правительство РФ) и законодательной (Верховный Совет и Съезд народных депутатов) ветвей власти. Центром оппозиции Правительству стал Верховный Совет РСФСР во главе с председателем Р.И. Хасбулатовым. На VII Съезде народных депутатов в декабре 1992 г. Президент Б.Н. Ельцин под влиянием мощной волны критики в адрес Правительства был вынужден отстранить от занимаемой должности Е.Т. Гайдара и назначил вместо него В.С. Черномырдина, который поддерживал проведение реформ, но готов был к их корректировке. Однако противостояние ветвей власти продолжалось. Теперь главным объектом критики со стороны Верховного Совета стал сам Президент. Началась «холодная война» между Президентом России и Верховным Советом, в ходе которой на сторону последнего перешел вице-президент А.В. Руцкой. В стране фактически начало складываться двоевластие. В марте-апреле 1993 г. была сделана попытка отрешения Президента РФ от должности и проведен Всероссийский референдум о доверии политике Президента. Но ни одна из сторон по итогам референдума не получила решающей поддержки избирателей. Длительное противостояние законодательной и исполнительной ветвей российской власти осенью 1993 г. вылилось в открытое столкновение в форме вооруженного конфликта. Призывы общественности к мирному разрешению конфликта путем одновременных выборов Парламента и Президента страны властями услышаны не были. Лидеры «непримиримой оппозиции» вывели своих вооруженных сторонников на баррикады. Президент ввел в Москву войска. Это противостояние привело к кровопролитию. Оплот оппозиции – здание Верховного Совета было расстреляно из танков и взято штурмом. Лидеров оппозиции арестовали.

Победа президентской стороны дала возможность провести реформу политической системы и принять новую Конституцию страны.

12 декабря 1993 г. происходило всенародное голосование по принятию новой Конституции Российской Федерации, в результате которого она была одобрена большинством голосов и вступила в силу. Она подвела черту под советским периодом в российской истории. Конституция 1993 г. вводила в России президентскую республику, наделив Президента широкими властными полномочиями с правом назначения главы Правительства и роспуска Государственной Думы. Она закрепила федеративную форму государства, разделение ветвей власти на законодательную, исполнительную и судебную, разнообразие видов собственности, включая частную собственность, широкие права и свободы граждан.

Высшим органом законодательной власти становилось Федеральное Собрание, состоящее из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы. В Совет Федерации входят по два представителя от исполнительной и представительной ветвей власти каждого из 89 субъектов России. Государственная Дума избирается на основе мажоритарной системы (одномандатных избирательных округов) и представительства политических партий, движений и организаций, которые сумеют преодолеть 5 %-ный барьер голосов избирателей. Началось становление в России многопартийной системы.

Одновременно 12 декабря 1993 г. состоялись выборы в Государственную Думу и Совет Федерации. В предвыборной компании приняли участие 13 политических партий и движений. По итогам выборов было избранно 450 депутатов. Председателем Совета Федерации стал В.Ф. Шумейко, председателем Государственной Думы – И.П. Рыбкин.

17 декабря 1995 г. состоялись новые выборы в Государственную Думу. За места в ней на этот раз боролись уже 43 политические партии и объединения. Выборы показали недовольство значительной части избирателей правительственной политикой, поэтому коммунисты заняли лидирующее положение. Председателем Государственной Думы второго созыва был избран Г.Н. Селезнев, председателем Совета Федерации – Е.С. Строев.

В 1996 г. состоялись выборы Президента Российской Федерации. По итогам двух туров голосования победу одержал Б.Н. Ельцин. Во втором туре, состоявшемся 3 июля 1996 г., он набрал 37,02 % голосов избирателей, а его соперник, лидер коммунистов Г.А. Зюганов – 27,72 %.

В 1996–1997 гг. состоялись выборы глав администрации в большинстве из 89 регионов России.

По-прежнему политические отношения в Российской Федерации оставались очень острыми. Продолжалась политическая борьба между разными политическими силами. Между Президентом Б.Н. Ельциным и Государственной Думой созыва 1995–1999 гг. вновь возникла конфронтация. В мае 1999 г. представители коммунистической оппозиции в Думе опять попытались инициировать процесс отрешения Б.Н. Ельцина от должности, но не набрали нужного количества голосов. Сам Президент провел череду отставок и назначений глав Правительства. В марте 1998 г. был отправлен в отставку В.С. Черномырдин, руководивший Правительством более пяти лет. Сменившие его С.В. Кириенко (апрель—август 1998 г.), а затем Е.М. Примаков (сентябрь 1998 г. – май 1999 г.) не проработали на этом посту и года.

На думских выборах 1999 г. стабильный результат, как и раньше, был у коммунистов, но они не получили большинства. Оно оказалось у новых общественно-политических сил – «Единства» и «Отечество – вся Россия».

В августе 1999 г. началось выдвижение на высшие государственные посты В.В. Путина, который вначале был назначен главой Правительства, а затем стал преемником Ельцина. 31 декабря 1999 г. Б.Н. Ельцин неожиданно для всех добровольно ушел в отставку с поста Президента РФ и в соответствии с Конституцией передал свои полномочия председателю Правительства РФ В.В. Путину. Таким образом завершилась «эпоха Ельцина». 26 марта 2000 г. состоялись президентские выборы, на которых в первом туре, получив 52,94 % голосов избирателей, победил В.В. Путин, ставший вторым в истории постсоветской России всенародно избранным Президентом. В мае 2000 г. российское Правительство возглавил М.М. Касьянов.

Первой реформой Президента В.В. Путина после вступления в должность стали меры по укреплению вертикали государственной власти и усилению ее централизации в стране, достижение политической стабилизации в обществе. В соответствии с Указом Президента от 13 мая 2000 г. Россия была разделена на семь федеральных округов (Центральный, Северо-Западный, Южный, Приволжский, Уральский, Сибирский и Дальневосточный), во главе которых встали полномочные представители Президента РФ.

В августе 2000 г. вступили в силу законы, позволяющие Президенту отстранять глав субъектов Федерации, а также были изменены принципы формирования верхней палаты парламента – Совета Федерации, в соответствии с которыми в этот орган с 1 января 2002 г. стали входить не главы исполнительной и законодательной (представительной) властей субъектов Федерации, а их представители. Чуть позже (1 сентября 2002 г.) был создан Государственный совет РФ с совещательно-консультативными функциями, куда вошли главы исполнительной власти субъектов Федерации. Работу Совета возглавил Президент. Таким образом, у руководителей регионов сохранялся контакт с верховной властью страны.

Первый срок президентства В.В. Путина был направлен на укрепление федеральной власти и продолжение социально-экономических преобразований в стране.

Осуществлялось продолжение курса на либерализацию экономики: ослабление бюрократической опеки и контроля со стороны государства за предпринимательской деятельностью; принятие мер, направленных на поддержку малого бизнеса; сокращение налогообложения и введение 13 %-ного подоходного налога; начало пенсионной реформы.

Самой острой проблемой в сфере национальных отношений оказалась проблема взаимоотношений федерального центра с Чеченской Республикой. Еще в 1991 г. генерал Д. Дудаев взял курс на независимость Чечни от России и разогнал местный Верховный совет. 13 декабря 1994 г. российское руководство начало боевые действия в Чечне, которые привели к многочисленным жертвам, и прежде всего среди гражданского населения. Но они не закончились военной победой над сторонниками независимости Чеченской Республики. В августе 1996 г. военные действия были прекращены на основании заключения так называемых Хасавюртовских мирных соглашений.

Формально вопрос о статусе Чечни был отложен, но фактически она продолжала существовать вне юрисдикции Российской Федерации. Постепенно республика превращалась в анклав криминала, терроризма и крайне агрессивного течения ислама – ваххабизма.

В августе 1999 г. вооруженные отряды исламистов вторглись в Дагестан, но получили достойный отпор. Именно В.В. Путин взял на себя ответственность за проведение с осени 1999 г. новой контртеррористической военной операции в Чечне по ликвидации там баз террористов и установлению законности и порядка в рамках российского конституционно-правового пространства.

В ответ боевики организовали целую серию террористических актов на территории России: были взорваны жилые дома в Буйнакске, Москве, Волгодонске (сентябрь 1999 г.); произошел захват заложников в Московском концертном центре на Дубровке (октябрь 2002 г.); прогремели взрывы в Тушино и на Тверской улице в Москве (лето 2003 г.); произошел бесчеловечный захват в заложники детей в школе г. Беслана (Северная Осетия, в начале сентября 2004 г.). Жертвами террора стали сотни людей.

Сама Чечня сложно и трудно движется к миру. 23 марта 2003 г. прошел референдум по принятию новой Конституции республики, которую поддержали 96 % проголосовавших. В ней Чечня зафиксирована как составная часть Российской Федерации. 5 октября 2003 г. состоялись выборы президента Чечни, на которых победил А. Кадыров, сторонник единства с Россией, к сожалению, погибший 9 мая 2004 г. в результате теракта в Грозном.

В выборах депутатов Государственной Думы, состоявшихся 7 декабря 2003 г., приняли участие 23 политические партии и избирательных блока. Убедительную победу одержала пропрезидентская партия «Единая Россия». Прошел в Думу и новый избирательный блок «Родина». Право на представительство в парламенте не получили партии «Яблоко» и «Союз правых сил», что свидетельствовало о кризисе доверия избирателей к правым политическим силам и изменении электоральных предпочтений граждан России.

24 февраля 2004 г., за три недели до президентских выборов, В.В. Путин отправил в отставку правительство во главе с М.М. Касьяновым, предложив вместо него М.Е. Фрадкова, кандидатура которого была утверждена Государственной Думой 5 марта 2004 г.

Убедительную победу на президентских выборах 14 марта 2004 г. вновь одержал В.В. Путин, за которого проголосовали большинство избирателей – 71,31 %.

В период второго срока президентства В.В. Путина продолжалось укрепление вертикали государственной власти. Был осуществлен переход к выборам в Госдуму по партийным спискам, при установлении 7 % избирательного барьера электоральной поддержки по итогам голосования, изменен порядок утверждения глав субъектов Федерации, создана Общественная палата РФ. Продолжалось становление многопартийности – образовались новые партии «Справедливая Россия» и «Гражданская сила».