Теория и методика воспитания: конспект лекций.

11.4. Методика анализа результатов воспитательного процесса.

Важным аспектом деятельности классного руководителя является изучение результатов и эффективности воспитательного процесса, направленное на решение ряда задач: а) выявление реального состояния воспитательного процесса (эта задача решается с помощью педагогического среза, в ходе которого изучаются состояние и результативность воспитательной работы с учетом конкретных критериев, показателей, поставленных задач); б) анализ изменений, произошедших в воспитательном процессе, изучение влияния различных условий и средств на результаты работы, а также их эффективности и педагогической целесообразности; в) выявление возможностей развития воспитательного процесса; г) изучение состояния и динамики развития воспитательного процесса для поиска путей и средств его совершенствования; д) определение эффективности влияния воспитательной работы на развитие личности учащегося и педагога, отношений в коллективе.

Деятельность классного руководителя по изучению эффективности процесса воспитания должна опираться на ряд принципов.

1. При отборе критериев, показателей и методик изучения эффективности воспитательной работы необходимо использовать системный подход, позволяющий установить взаимосвязь оценочно-результативного компонента с целями, задачами, содержанием и способами организации педагогического процесса.

2. При диагностике результатов развития личности следует фиксировать изменения личности ребенка, которые могут свидетельствовать об эффективности воспитательного процесса.

3. Диагностика должна ориентироваться на изменения в развитии ребенка в течение нескольких лет, а не на одноразовые срезы, поэтому целесообразно проводить многолетнее диагностическое исследование с неизменными критериями и методиками на протяжении всего периода изучения личности.

4. Диагностический инструментарий не должен быть громоздким и требовать большого количества времени и сил для подготовки и проведения изучения, обработки получаемых результатов. Однако необходимо помнить, что использование в процессе изучения только экспресс-методик не всегда оправданно, так как выигрыш во времени нередко влечет за собой снижение качества получаемой информации.

5. Необходима максимальная включенность педагогов в диагностический процесс. Это способствует повышению качества диагностики, сокращению затрат времени у главных организаторов изучения, расширению возможностей ознакомления учителей, учащихся и их родителей с результатами исследования.

6. Процесс изучения эффективности воспитательной деятельности не должен причинять вреда испытуемым, а его результаты не следует использовать в качестве средства административного давления на педагога, родителя или учащегося.

7. В целях диагностики необходимо применять не одну методику, а их систему, чтобы методы дополняли друг друга и подтверждали объективность, достоверность результатов изучения. По возможности методики должны представлять собой обычное учебное или воспитательное средство, учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся, специфику коллектива и взаимоотношений в нем.

8. Некоторые диагностические методики должен применять только специалист или незнакомый опрашиваемым человек, чтобы нейтрализовать влияние или даже давление педагога, известного испытуемым.

9. В ходе диагностики необходимо стремиться к тому, чтобы изучение состояния и результатов работы органично вписывалось в воспитательный процесс, а диагностическая деятельность носила воспитывающий характер и способствовала решению педагогических задач.

10. Для проведения диагностики важно предусмотреть возможность как качественного, так и количественного анализа полученных данных. В этих целях нужно продумать конкретные показатели, способы их фиксирования и математической обработки.

Одним из основных критериев, позволяющих определить эффективность воспитательного процесса, является уровень развития коллектива и характер отношений в нем. Важнейшей характеристикой развития коллектива является социально-психологический климат в нем, для изучения которого за основу берутся следующие показатели: 1) удовлетворенность членов коллектива взаимоотношениями, процессом организации деятельности, руководством; 2) преобладающее настроение; 3) взаимопонимание руководителей и подчиненных, старших и младших, взрослых и детей; 4) степень участия членов коллектива в управлении, уровень развития самоуправления; 5) сплоченность, продуктивность совместной деятельности; 6) чувство собственного достоинства у каждого члена коллектива, гордость за свой коллектив; 7) защищенность всех членов коллектива.

Основной характеристикой развития коллектива является состояние взаимодействия его членов, осуществляемого на нескольких уровнях: «учитель – ученик», «ученик – ученик», «педагог – педагог», «старший – младший», «родитель – педагог», «родитель – ученик», «родитель – родитель». Непосредственным показателем эффективности взаимодействия участников педагогического процесса является развитие основных его характеристик:

• по взаимопознанию (объективность знания личностных особенностей, лучших сторон друг друга, интересов, увлечений; стремление лучше узнать и познать друг друга; обоюдный интерес друг к другу);

• по взаимопониманию (понимание общей цели взаимодействия, общности и единства задач, стоящих перед педагогами и школьниками; принятие трудностей и забот друг друга; понимание мотивов поведения в различных ситуациях; адекватность оценок и самооценок; совпадение установок на совместную деятельность);

• по взаимоотношениям (проявление такта, внимание к мнению и предложениям друг друга; эмоциональная готовность к совместной деятельности, удовлетворенность ее результатами; уважение позиции друг друга, сопереживание, сочувствие; стремление к официальному и неофициальному общению; творческий характер отношений, стимулирующий инициативу и самостоятельность детей);

• по взаимным действиям (осуществление постоянных контактов, активность участия в совместной деятельности; инициатива в установлении контактов, идущая с обеих сторон; срабатываемость (количество, качество, скорость проделанной работы), координация действий на основе взаимного содействия, согласованность; подстраховка, помощь, поддержка друг друга);

• по взаимовлиянию (способность приходить к согласию по спорным вопросам; учет мнения друг друга при организации работы; действенность обоснованных и корректных по форме обоюдных замечаний, изменение способов поведения и действий после рекомендаций в адрес друг друга; восприятие другого в качестве примера для подражания).