Европа на рубеже ХХ—ХХI веков: Проблемы экономики.

Химический комплекс.

Во всех развитых странах научно-техническая революция содействует перестройке химической промышленности. Растет производство новых материалов, заменяющих традиционные, увеличивается значение химии в развитии аграрно-промышленного комплекса. Создается все больше фармацевтических предприятий, расширяется ассортимент их продукции и увеличиваются объемы производства. Химизация позволяет успешно решать многие проблемы современной экономики, создавая продукцию, необходимую для других отраслей хозяйства и повышения жизненного уровня населения. Таким образом, химический комплекс один из наиболее развитых в современной индустрии.

В то же время в странах Евросоюза, как и в других странах, традиционные отрасли основного химического комплекса нередко испытывают затруднения.

По общим объемам химической продукции, и в частности ее экспорта, европейские страны (в основном Германия, Франция, Великобритания и Италия) не уступают США и существенно превосходят Японию. Особенно резко усиливается концентрация капитала в странах Европы в последние годы. На долю 43 крупнейших европейских корпораций сегодня приходится более 50 % мирового торгового оборота продуктов химической промышленности. Долгое время в химическом производстве лидировал американский концерн «Duроnt» – «создатель» ряда популярных продуктов, получивших мировую известность (нейлон, целлофан, новые классы пластмасс). Но в середине 90-х годов ХХ в. его потеснили германские компании «Ноесhst», «Вауеr» и «Ваdisсhе Аnilinе und Sоdа Fаbriк» («ВАSF»), Все увереннее чувствуют себя на «химическом» рынке французская группа «Rhоnе-Роu-lеnс» (в 2000–2001 гг. она объединила ряд своих подразделений с предприятиями концерна «Ноесhst»), а также британские, итальянские и швейцарские компании.

Однако во многих традиционных отраслях химии в последнее время стало отмечаться замедление темпов развития. Например, современный объем сернокислотного производства в странах Европы ниже уровня 1986 г.

НОВЕЙШИЕ ОТРАСЛИ ХИМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ. Доля синтетических материалов (она превышает 40 %) в общем объеме используемого сырья постоянно растет. В странах Западной Европы за период 1994–2000 гг. объем продаж сложных полимерных материалов увеличивался в среднем на 15 % каждый год. Сегодня в мире ежегодно производится полимеров на 12,0 млрд долл. (в 1984 г. – на 1,3 млрд долл.).

Очень быстро развивается производство пластических масс, ежегодный объем которого с 20 млн т в начале 70-х годов ХХ в. вырос до 85 млн т в конце 90-х годов. Самыми крупными европейскими производителями пластмасс и синтетических смол являются Германия, Франция, Нидерланды, Италия, Бельгия и Великобритания.

К концу ХХ в. более половины производства текстильных волокон составляли химические волокна. Начинали развивать эту одну из важнейших отраслей химии США и страны Западной Европы, но в конце 80-х годов ХХ в. возникла серьезная конкуренция с производителями химических волокон из стран Юго-Восточной и Восточной Азии.

Крупнейшими производителями синтетических моющих средств являются Франция, Великобритания, Германия и США.

С химическим комплексом теснейшим образом связано производство резинотехнических изделий. Поскольку основным их потребителем является автомобильная промышленность, география отрасли совпадает с географией автомобилестроения. В 2001–2002 гг. производство автомобильных шин составляло (в млн т):

Европа на рубеже ХХ—ХХI веков: Проблемы экономики

Основные центры производства автопокрышек и других резинотехнических изделий располагаются во Франции, Германии, Великобритании, Италии, США и Японии. Французский концерн «Мiсhеlin» занимает 1-е место в мире по выпуску шин (20 % мирового производства).

ХИМИКО-ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЕ ПРОИЗВОДСТВО. Долгое время изготовление лекарственных средств было неотделимо от самого искусства врачевания. Только в Средние века оно стало приобретать черты производства. Большинство старейших европейских фармацевтических компаний возникло именно на основе таких производств.

Но формирование мощного химико-фармацевтического производства относится к ХХ в. В его основе – быстрый рост населения планеты, повышение среднего жизненного уровня во многих странах, обострение потребностей в лекарственных средствах, огромные достижения науки.

Объем современного фармацевтического рынка постоянно увеличивается. Однако его высокая насыщенность, затрудняющая сбыт продукции, большие расходы на НИОКР обусловливают огромный рост концентрации капитала. В связи с этим отмечается широкая консолидация фармацевтических компаний. Только за последние десятилетия появились 5 – б групп, усиливающих свое господство на мировом рынке.

Так, германо-французское объединение «Sаnоfi – Аvеntis» является мировым лидером в агрохимии (15 % мирового производства) и некоторых секторах фармацевтики. Продажи этой группы превышают сумму в 12 млрд долл. (4–5 % мирового производства). Созданное швейцарскими концернами «Сibа – Gеigу» и «Sаn-dоz» объединение «Nоvаrtis» ежегодно продает продукции более чем на 10 млрд долл. Слияние британских компаний «Glахо Wеlсоmе» и «SmithКlinе Веесhаm» привело к образованию самой большой фармацевтической группы в мире «GlахоSmithКlinе». Объем продаж нового гиганта химии в 2003 г. составил 38,3 млрд долл., а затраты на НИОКР – 3,3 млрд долл. (самые большие в мире).

Товаропроизводящая сеть фармацевтических компаний охватила практически все страны. Но 80 % мощностей фармацевтической индустрии сосредоточено в трех мировых регионах – Западной Европе, США и Японии.

Что касается структуры фармацевтического производства, то на рынке лидируют 10 групп препаратов (составляют 30 % мирового объема продаж всех лечебных средств), основными из которых являются:

Европа на рубеже ХХ—ХХI веков: Проблемы экономики

В ряде стран Европы, но особенно в Италии, в последние годы происходит «аптечная революция». Суть этого явления заключается в выпуске так называемых общих лекарств. Они идентичны дорогим препаратам производства ведущих фармацевтических компаний по фармакологическому действию, изготавливаются на основе одних и тех же веществ, но называются по-другому и стоят дешевле прототипа в несколько раз. Смысл этого нововведения – сократить расходы государственной системы здравоохранения. В Италии, как и в большинстве других социально ориентированных государств Евросоюза, больному возмещается стоимость «общих лекарств», выписанных врачом. Но, решив социально-финансовые проблемы, «аптечная революция» создала проблему для фармацевтической промышленности: ее обвиняют в серьезных злоупотреблениях, в стремлении нажиться на человеческих страданиях, используя свои лицензии на производство инновационных продуктов.

ПАРФЮМЕРНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ. Лидером в тесно связанной с химическим комплексом парфюмерной промышленности является Франция. Парфюмерные производства развиты также в Италии, Швейцарии, Японии, США и некоторых других странах.

Одного из «столпов» французской парфюмерии, Л. Бетанкур, считают самым богатым человеком Европы (контролируемый ею капитал оценивается приблизительно в 20 млрд долл.). Мадам Бетанкур принадлежит крупный пакет акций концерна «L'Оrе'аl Grоuр», а также часть капитала известной швейцарской фирмы «Nеstlе'».

В настоящее время группа «L'Оrе'аl» обеспечивает 12 % всего мирового оборота парфюмерии и занимает 1-е место на мировом «косметическом» рынке. Фирму основал в начале ХХ в. ученый-химик Э. Шуалле, отец нынешней владелицы. Он изобрел краску и лак для волос, шампунь, в составе которого не было мыла, крем для загара и др. «L'Оrе'аl Grоuр» уже давно является гигантской транснациональной корпорацией. Из 74 заводов компании 40 работают в Германии, Бельгии, Великобритании, Италии, США и во многих других странах.

Косметическая промышленность сейчас переживает третий этап своего развития. На первом (с 30-х годов ХХ в.) при создании косметических товаров использовались простые композиции, на втором (с 50-х годов) – так называемые многокомпонентные композиции. Теперь (с 80-х годов) при создании косметических изделий используются композиции, содержащие белки-регуляторы, которые могут включаться в клеточный метаболизм. Сегодня так называемая клеточная косметика активно разрабатывается швейцарскими фирмами, а также многими японскими и французскими компаниями.

Развитие космецевтики и парафармацевтики требует очень больших затрат (на разработки клеточной косметики нужны десятки миллионов долларов). Поэтому даже крупные компании, ведя собственные исследования, одновременно не скупятся на закупку патентов. Например, «L'Оrе'аl Grоuр» ежегодно покупает примерно 50 тыс. патентов.