Дидактика: Конспект лекций для студентов педагогических вузов.

1. Понятие технологии обучения.

1. Термин «технология обучения» появился в педагогической науке совсем недавно, примерно в 50–х гг. ХХ в. Технология обучения – это направление в дидактике, область научных исследований, система способов, шагов, приемов, которые разрабатывают оптимальные системы, конструируют воспроизводимые дидактические процессы с заранее заданными характеристиками. Последовательность выполнения этих шагов обеспечивает решение задач развития и обучения личности учащегося.

Еще в ХVII в. учеными высказывалась идея о создании такой системы обучения, которая позволила бы учителю делать из простых детей толковых и грамотных работников. А в основе технологии обучения как раз и лежит подобная теория о возможности полного управления процессом обучения и воспроизводимости его результатов.

В середине ХХ в. в школах стали широко применяться контролирующие машины. С этим и связано появление в педагогике понятия «технология обучения». Основой для технологического обучения, кроме программного обучения, стали также кибернетика, информатика и системный подход к учебе. Использование идей из этих отраслей науки позволило взглянуть на обучение как на некий процесс, которым можно управлять и получать воспроизводимые результаты заданного качества. Действенность таких технологических средств обучения неоднократно была испробована на практике.

Но взгляды педагогов на эти идеи неоднозначны. Большинство ученых и педагогов сходятся в том мнении, что учительский труд должен остаться немеханизированным, так как обучение человека не поддается автоматизации. Но в данный момент технология обучения настолько развита, что позволяет создать обучающие системы по определенным предметам, которыми может пользоваться любой рядовой учитель. Такие системы создают специалисты–технологи, а учителя выступают в качестве консультантов–организаторов.

Другие же ученые указывают на то, что многие учителя в настоящее время пользуются подобными системами так же, как до этого пользовались методическими пособиями или поурочными планами, которые для них готовили методисты. Освобождение учителей от рутинных операций позволяет им заняться собственно педагогической деятельностью и все свое время и силы посвятить развитию и воспитанию учеников.

Главная задача технологии обучения – это возможность управления процессом обучения и гарантированность получения заданного результата. Использование в педагогической практике технологии обучения позволяет решить эти задачи. Главным требованием технологии обучения остается возможность воспроизводимости, поэтому любой учитель сможет повторить ее.