Дидактика: Конспект лекций для студентов педагогических вузов.

4. Тестовый контроль.

Тестовый контроль как один из методов контроля знаний укрепился в школах совсем недавно, поэтому считается сравнительно новым. Самые первые образцы тестов появились примерно в начале ХХ в. и быстро стали популярными во многих странах. В настоящее время в американских школах учащиеся ежегодно проходят тестирование, а в некоторые высшие учебные заведения принимают иногородних студентов, сдавших экзаменационные тесты. В России же тесты долгое время не признавались и даже считались вредными, но в последнее время они также стали одним из методов контроля знаний.

Тест представляет собой набор стандартизированных заданий по определенному материалу, устанавливающий степень усвоения его учащимися. Такие тесты направлены на определение того, как хорошо учащийся усвоил изложенный материал.

Существует несколько типов тестов. Самым распространенным и чаще всего используемым в школьной практике является тест, задание которого требует ответа на вопрос. Чаще всего ответ выбирают из нескольких предложенных вариантов; обычно таких вариантов бывает от 3 до 5. Иногда ответ надо вставить в промежутки текста или же закончить начатое высказывание, или дать определение понятию. В современной практике чаще используется первый вариант теста. При этом вопросы теста остаются его ядром, а правильный ответ – дополнением к этому ядру. Чтобы правильно ответить на вопрос, учащийся должен хорошо разбираться в сути дела, т. е. мог отличить правильный ответ от неправильного.

В зависимости от видов, целей обучения можно выделить четыре типа тестов.

1. Проверяет знание тех сведений, которые необходимо запомнить и воспроизвести. К таким сведениям относятся понятия, законы, теория, формулировки, определения.

2. Выделяет задания, которые проверяют умение учащегося решать новые проблемы на основании изученного материала.

3. Позволяет учащемуся давать собственную критическую оценку изученному, и уже на основе этого проверяющий судит о том, насколько хорошо ученик разобрался в материале.

4. Учит выполнять мыслительные операции, основанные на ранее полученных знаниях.

Для обработки результатов тестов существует несколько методик. Самой распространенной является та, при которой каждому ответу присваивается определенный балл, или процент. Существует и два подхода к обработке результатов теста. При первом подходе результаты сравниваются со средним итогом по какой–либо группе, который принимается за норму. Такие тесты называют ориентированными на норму. При втором подходе получаются тесты, ориентированные на критерий. Суть состоит в том, что индивидуальные результаты сопоставляются с заранее намеченным критерием. Разработка таких критериев имеет большое значение, потому что она требует анализа учебного материала и определяет, что и в каком объеме должны знать учащиеся после прохождения определенного курса.

Тестовый контроль знаний имеет свои плюсы и минусы. Их преимущество состоит в независимости проверки и оценки теста от учителя. Тремя основными требованиями для составления тестов являются:

1) надежность. При ней тест показывает те же результаты неоднократно, в разных условиях;

2) объективность. Результаты теста зависят только от знаний учеников, а оценки за них напрямую не зависят от учителя;

3) валидность. Тест обнаруживает и измеряет только те умения, навыки и знания, которые хочет проверить его разработчик.

Следовательно, разработкой тестов должен заниматься специалист.

При итоговых тестированиях, которые заменяют контрольные или экзамены, учителя получают уже готовые задания. Но учителя могут и сами разрабатывать тесты, необходимые для промежуточного контроля знаний. В настоящее время такие тесты составляют многие учителя по своим предметам. Они не прошли окончательную проверку на валидность и надежность, поэтому их называют внутренними.

Кроме перечисленных основных требований, существуют и некоторые другие, и их тоже необходимо учитывать при составлении тестов:

– тесты должны быть краткими;

– тесты не должны требовать больших затрат времени на их выполнение;

– они должны быть однозначными, чтобы нельзя было произвольно толковать содержание;

– необходимо, чтобы тесты были пригодны для математической обработки результатов;

– они должны позволять получать количественную оценку результатов их выполнения.

Тесты в качестве контроля знаний очень распространены среди учащихся средних и старших классов. А вот в начальной школе тесты применяются мало, потому что дети еще мало чему обучены, хотя и для младших школьников уже разработаны комплекты тестов для некоторых предметов, таких как скорость чтения, устный счет, арифметические действия, письмо.

Тестирование имеет то преимущество, что учитель за несколько минут может получить полный результат того, насколько хорошо обучен класс и какие пробелы в знаниях у него есть. Эти тесты также побуждают школьников к тому, чтобы они закрепляли свои знания, начинали систематически трудиться.

Вот только не все показатели умственного развития школьников можно учесть при помощи тестов. Не поддается такому методу контроля знаний способность логически мыслить и выражать свои мысли, связно излагать факты. Поэтому нельзя обходиться только тестированием, надо сочетать его и с другими методами контроля.

Наряду с педагогическими существуют также психологические тесты, которые помогают определить объем памяти, внимания.