Гид по финансовой грамотности.

7.2.1.3. Кредиты на другие цели.

Кроме описанных выше кредитов на покупку недвижимости и средств транспорта, еще более распространенным видом целевого потребительского кредитования выступают кредиты на покупку товаров повседневного спроса (бытовая техника и электроника, мебель, окна и т. п.), а также на оказание разнообразных услуг (туризм, обучение, стоматология и т. п.). В настоящее время такие виды кредитов выдаются чаще всего на территории торгово-сервисных предприятий представителями банка, реже в самом банке на покупку конкретно оговоренных с банком товаров и оказание услуг. Автокредиты и ипотечные кредиты выделены в отдельные категории в связи с особыми условиями оформления кредитных отношений с банком и особых условий предоставления данных услуг. Целевые потребительские кредиты иногда предполагают наличие залога, сама покупка становится залогом по кредиту, хотя это скорее формальный залог, так как в отличие от ипотечного кредитования банк не может контролировать сохранность залога, а также предмет залога не страхуется. К тому же, существует потребительские кредиты на предоставленные услуги, которые по своей сути не предполагают наличия материального залога, например кредиты на обучение, лечение или туристическую поездку. Как мы уже отмечали, в этом виде кредитования, залог не выполняет обеспечительную функцию, а является формальным обеспечением и психологическим фактором воздействия на заемщика, его наличие или отсутствие не влияет сколько-нибудь существенно на условия и стоимость кредита.

До последнего времени россияне покупали в кредит все больше и больше, учитывая наличие практически в каждом крупном магазине представителей кредитных подразделений банков. Хотя с конца 2008 г. получить кредит стало сложнее, но все равно программы потребительского кредитования продолжают действовать в банках на более жестких условиях. Менталитет россиян в настоящее время еще не предполагает накоплений на будущее и люди живут «сегодняшним днем», расходуя средства на повседневные нужды. Учитывая, что многие покупки совершаются по сиюминутному желанию, которое не было бы удовлетворено в связи с отсутствием достаточных средств, кредитные предложения банка попадают на благодатную почву. Свою роль играет легкость получения кредита, так как пакет документов и время получения кредита сокращены до минимума. Выход банков из своих офисов в магазины стал одним из самых удачных ходов, впервые опробованных в России банком «Русский стандарт». Срок принятия решения и выдачи потребительского кредита в среднем составляет несколько минут, и для его получения достаточно иметь на руках паспорт и любой другой дополнительный документ, например, водительское удостоверение. Легкость получения приводит к значительным рискам банка, который вынужден увеличивать процентные ставки, покрывая высокой ставкой высокий размер невозвратов, но опыт уже показал, что заемщики готовы платить за удобство.

Высокие ставки банков не раз привлекали внимание контролирующих организаций, особенно, Федеральной антимонопольной службы (ФАС) и Роспотребнадзора, в которые постоянно поступают жалобы от заемщиков, не разобравшихся во всех особенностях кредитного договора во время его заключения, и узнавших реальную стоимость кредита только после начала его обслуживания. Декларативная кредитная ставка в большинстве случаев отличается от реальных затрат клиента, причем отличия бывают на десятки процентов в годовом исчислении или в несколько раз по сравнению с реальной ставкой. Происходит такое увеличение в основном за счет дополнительных комиссий, взимаемых за различные услуги, например ежемесячная комиссия за обслуживание ссудного счета, которая составляет от 0,8 до 2 % от суммы выданного кредита, причем комиссия рассчитывается с первоначальной самой высокой суммы и остается фиксированной вне зависимости от фактического размера задолженности. Кроме этого, могут взиматься значительные разовые комиссии, фиксированная сумма или процент от выдаваемого кредита: за открытие ссудного счета, комиссия за перечисление или пересчет наличных и т. п. Нетрудно посчитать, что покупка в 1000 дол. с ежемесячной комиссией в 2 % через год обойдется заемщику в 1240 дол. плюс проценты по кредиту. Таким образом, декларативная ставка в 20–30 % вырастает в эффективную ставку 40–50 % годовых. Для того, чтобы разобраться во всех условиях, необходимо внимательно читать все условия договора и тарифы, так как консультанты часто стараются не говорить обо всех комиссиях или отвечают так, чтобы не указывать всех расходов. Как поступать, чтобы знать реальную ставку? Просто попросите у кредитного менеджера предоставить вам расчет эффективной ставки, о чем мы писали в начале этой главы. Если все же заемщик выясняет все условия и начинает подбирать другой банк, то он может обнаружить, что ставки практически одинаковы, и для покупки приходится брать кредит на предложенных условиях. Нельзя не сказать, что приход на этот рынок иностранных банков приводит к более эффективному росту качества обслуживания клиентов и предоставления всей информации по кредитам.

Но попробуем разобраться в «жадности» банков, устанавливающих высокие ставки по кредитам. В современной российской действительности риски невозвратов по потребительским кредитам велики, поэтому в высокую эффективную ставку заложен и этот риск. Возраст рынка потребительских кредитов не дает достаточного количества информации для его полноценного анализа и точных просчетов рисков, также свою роль играет разобщенность банков в плане создания общих информационных баз со сведениями о проблемных заемщиках. Другими словами, отрицательную роль играет отсутствие в России длительных кредитных историй заемщиков. В этом направлении сделаны законодательные шаги, и кредитные бюро работают, только надо отдавать себе отчет в том, что эффективно они заработают через несколько лет, накопив достаточно информации. Проблемой кредитных бюро становится нежелание лидеров рынка потребительских кредитов участвовать в них на общих условиях, и их можно понять, если сравнить накопленную миллионную базу по заемщикам «Русского стандарта» и банка, только выходящего на этот рынок. На настоящий момент, банки, имеющие наибольшие базы кредитных историй, создали собственные кредитные бюро, тем самым сведя на нет основные функции и задачи бюро кредитных условий, отрезав себя от остального банковского сообщества и остальные банки от собственных баз.

На наш взгляд, через некоторое время, потребительские кредиты уступят свое место кредитным картам, которые предлагают более удобные механизм получения кредита и не являются привязанными к покупке именно в определенном магазине. Карты станут естественным продолжением кредитных отношений клиента и банка. Уже сейчас после погашения потребительского кредита и получения этим положительной кредитной истории многие банки присылают своим бывшим заемщиком карты с установленным кредитным лимитом. Банки хотят продолжать кредитные отношения с хорошо зарекомендовавшими себя клиентами, тем более что стоимость привлечения их незначительна по сравнению с привлечением новых клиентов и проверенная кредитная история значительно уменьшают риски банка, позволяя предложить более низкую ставку по карточному кредиту.