Личные финансы-2. Секреты управления и индивидуальный финансовый план.

Особенности финансового рынка РФ в сравнении с развитыми странами (правовые и организационные аспекты).

Посмотрите на рисунок, где приведена тонкая структура финансового рынка, перечитайте параграфы, посвященные описанию финансовых институтов, этот рынок составляющий. Складывается такое впечатление, что зарубежный финансовый рынок очень похож на супермаркет, где царит идеальный порядок. Все товары на полочках, на каждом товаре ценник, рядышком сертификат качества. Все продумано и все сделано для удобства покупателей. Причем для удобства сразу двух групп покупателей – и частных лиц, и юридических.

Идет вдоль полок такого супермаркета частное лицо и видит: вот банковские вклады – абсолютно надежны (застрахованы государством) и малодоходны. Вот полки с паями взаимных фондов. Вот фонды маленькие, агрессивные, быстрорастущие. А вот эти – уже «старички», поспокойнее, но в случае чего тоже руку оттяпают и не задумаются. Вот страховки на все случаи жизни. Вот пенсионные накопления. Вон там новинка – мультивалютные счета до востребования, за ними еще что-нибудь.

Идет вдоль полок супермаркета юридическое лицо и видит: вот банковские ссуды, вот безотзывные аккредитивы, вот аккредитивы stаndbу. Вот инвестиционные банки, которые помогут первый раз выпустить на публичный рынок акции (столь популярные сейчас IРО), вот ПИФы, которые эти акции раскупят еще за полгода до их появления на рынке, и т. д.

Во всем виден порядок, организация. Нужно только изъявить желание купить, и вам тут же предложат именно тот товар, который наилучшим образом удовлетворит все ваши потребности.

Если попытаться перенести эту аналогию с супермаркетом и финансовым рынком на российскую почву, мгновенно возникает следующая ассоциация. Российский финансовый рынок – это толкучка, барахолка послереволюционных или послевоенных времен. Основные действующие лица здесь – неорганизованные граждане. Одни – в качестве продавцов – вышли предложить свои денежки подороже и понадежнее, другие – покупатели, то есть руководители малого и среднего бизнеса, – ищут денежек на подольше и подешевле. Часто находят друг друга. Ведь у нас практически весь малый бизнес сегодня растет на деньгах, взятых у соседа на три месяца под оформленную на коленке расписку!

Кроме этих продавцов и покупателей на той же площади пасутся и менты, и бандиты, и мошенники, и чиновники. Все пытаются погреть руки. Здесь можно и очень выгодно вложить средства, а можно в одночасье все продуть. Барахолка, одним словом!

Где-то вдали блестят огни двух-трех больших магазинов, говорят, что где-то за ними даже есть супермаркет, и более того, говорят, что толкучка скоро отомрет, но все равно, пока еще 90 % товарооборота делается прямо на площади.