Новый цифровой мир.

Пространство для инноваций.

Если в разрушении общественных институтов и систем и есть что-то позитивное, то это возможности для реализации новых идей. Пространство для инноваций существует повсюду, даже в трудоемком и непростом деле восстановления страны, а наличие быстрых каналов связи, сильных руководителей и разнообразных технических устройств – смартфонов и планшетов – позволяет эти инновации ускорить.

Мы уже видели, как можно использовать возможности интернета в посткризисной ситуации.

Ярким примером является работа проекта Ushаhidi (в переводе с суахили – «свидетельство очевидца»), картографической платформы с открытым кодом, которая позволяет агрегировать данные пользователей и строить информационную карту. После гаитянского землетрясения в 2010 году всего лишь через час после удара стихии волонтеры Ushаhidi из США на базе простой картографической программы построили обновляющуюся в режиме реального времени карту. При этом был выделен специальный короткий номер (4636), чтобы жители пострадавших районов могли посылать на него текстовые сообщения, а сводную информацию затем передавали национальные и местные радиостанции Гаити. Все данные о разрушениях, потребностях в спасательной технике и оборудовании, оказавшихся в ловушке людях, случаях насилия и преступлений сразу же попадали на интерактивную онлайн-карту. Многие текстовые сообщения были на креольском, и сотрудники Ushаhidi сформировали сеть из тысяч американцев гаитянского происхождения, так что время на перевод сократилось до десяти минут. В течение нескольких недель на карту были нанесены данные из 2500 сообщений. По словам Кэрол Уотерс, директора по коммуникациям и партнерским программам Ushаhidi, многие из них были очень простыми: «Крыша обрушилась, но я еще жив». Благодаря быстрой реакции и навыкам программирования команды проекта Ushаhidi были спасены многие жизни.

В будущем подобные кризисные карты станут нормой; возможно, их создание инициирует правительство. При централизации информации в рамках официального и доверенного источника удастся избежать ряда проблем, с которыми столкнулся Ushаhidi (некоторые НКО не знали о существовании этой платформы). Конечно, существует опасность, что государственные проекты станут жертвой бюрократии или юридических ограничений и не будут столь эффективными, как частные проекты вроде Ushаhidi. Но если карта, созданная под эгидой правительства, все же позволит немедленно реагировать на события, ее потенциал окажется неизмеримо выше, ведь она сможет агрегировать гораздо больше данных. Такую карту можно использовать и в процессе восстановления пострадавших районов: с ее помощью власти будут делиться информацией о проектах реконструкции и получать обратную связь.

С помощью этих карт жители пострадавших районов могли бы узнавать о границах небезопасных зон (где заложены мины или действуют вооруженные группировки), о качестве покрытия сотовой связи, о распределении инвестиций и ходе восстановления нормальной жизни. А благодаря сообщениям людей правительство будет знать о совершенных преступлениях, случаях насилия и коррупции. Интегрированная система информирования на случай кризиса не только сделает жизнь людей безопаснее, но также снизит потери, уровень коррупции и дублирования, свойственные любым проектам реконструкции. Конечно, не всегда власти ставших жертвой кризиса стран заинтересованы в такой прозрачности, но если о существовании этой модели будет известно, то население и международное сообщество окажут давление на правительство, достаточное для ее реализации. Это может стать условием предоставления иностранной помощи. И, естественно, в развертывании такой системы с готовностью поучаствует множество негосударственных партнеров и волонтеров.

Главным приоритетом властей в любой посткризисной ситуации остается обеспечение безопасности. И в этом тоже помогут интерактивные карты, однако их будет недостаточно. Первое время после окончания конфликта – наиболее сложное, потому что переходное правительство должно доказать людям, что оно контролирует положение и слышит их, или же оно рискует быть сметенным тем же народом, который его выбрал. Налаживая повседневную жизнь, люди должны чувствовать, что можно без страха открывать свое дело, восстанавливать дома и возделывать посевы, а значит, власти, которые стремятся завоевать доверие населения и возродить страну, должны снизить уровень неопределенности в обществе. Грамотное использование современных технологий поможет правительству восстановить власть закона.

Благодаря своей функциональности мобильные телефоны станут ключевым каналом передачи информации и чрезвычайно ценным фактором повышения безопасности. В странах с боеспособной армией ответ на вопрос, будут военные гарантировать соблюдение законов или сами нарушать их (совершая преступления или захватывая власть), зависит не столько от мотивации людей в форме, сколько от их веры в компетентность правительства. Проще говоря, большинству из них важно знать, получат ли они денежное довольствие вовремя и в полном объеме и кто за это отвечает.

Технологические платформы помогут поддерживать законность и в этом случае. Каждый полицейский и военнослужащий будет иметь специальный мобильный телефон с несколькими хорошо защищенными приложениями, одно из которых должно отвечать за выплату зарплат и служить интерфейсом между владельцем телефона и соответствующим министерством. В Афганистане телекоммуникационная компания Rоshаn запустила пилотную программу электронных выплат служащим национальной полиции Афганистана посредством мобильной банковской платформы – огромный шаг в сторону обуздания чудовищной коррупции, которая душит финансовую систему страны. С помощью другого приложения офицер сможет докладывать о своих действиях в течение дня, как если бы делал записи в специальном журнале, причем данные будут сохраняться в «облаке», чтобы командиры впоследствии могли измерить эффективность и результативность его работы. Еще одно приложение явится инструментом обучения или виртуальным наставником для сотрудников-новичков (как в Ливии, где многие бойцы народной милиции интегрировались во вновь созданную армию) и одновременно средством безопасного и анонимного информирования командиров о случаях коррупции или иных незаконных действиях их коллег.

Позиции государства в деле поддержания безопасности укрепятся, если население будет сообщать о нарушениях закона с помощью мобильных платформ. Каждый владелец мобильного телефона в любой момент сможет зафиксировать нарушения, выступая одновременно и потенциальным свидетелем, и следователем, причем число таких людей намного превышает количество сотрудников правоохранительных органов. При благоприятном развитии событий люди будут проявлять бдительность, активно пользоваться этой мобильной системой и формировать вместе с властями более безопасное и честное общество, руководствуясь патриотическими соображениями или собственными интересами. А при неблагоприятном – когда значительная часть населения не доверяет правительству или перешла на сторону его оппонентов (как те, кто боролся с Каддафи) – такие каналы обратной связи можно использовать для дезинформации и пустой траты времени полиции.

Важно не только решить базовые проблемы безопасности, но и привлечь население к процессу восстановления страны. При наличии качественных мобильных платформ и желания правительства обеспечить прозрачность рядовые граждане смогут отслеживать достигнутые успехи, сообщать о коррупции, вносить свои предложения и включиться в диалог между правительством, НКО, другими международными организациями – и все это при помощи мобильного телефона. Мы разговаривали с президентом Руанды Полем Кагаме, одним из самых технически грамотных руководителей в Африке, и спросили его, как мобильные технологии меняют отношение людей к местным проблемам. По его словам, «когда людям что-то понадобится – в социальном, экономическом плане или в плане безопасности, – они обратятся к своим телефонам, потому что телефоны будут их единственным способом самозащиты. Если кому-то нужна срочная помощь, он ее получит». Кагаме считает, что мобильная связь полностью изменила правила игры для населения развивающихся стран, особенно в тех случаях, когда страна пытается оправиться от недавнего конфликта или кризиса. Доверие к правительству жизненно важно, а благодаря использованию открытых платформ оно возникает быстрее: «Мы в Руанде запустили программу общественного контроля и реагируем на информацию, которой с нами делятся члены местных сообществ». Эффективность этой программы повышается за счет применения современных технологий, подчеркивает Кагаме.

Поскольку участие общественности становится неотъемлемой чертой установления власти закона (по крайней мере если стране приходится бороться с последствиями конфликта или стихийного бедствия), постепенно в обществе повысится и ответственность за свои действия. Страх перед грабителями или мародерами останется, но в будущем люди станут хранить документы, подтверждающие владение личными вещами и семейными реликвиями, в виртуальном пространстве, так что после восстановления порядка будет несложно доказать, что именно было утрачено. Можно стимулировать отправку на определенный адрес фотографий грабителей с добычей (даже если это полицейские), назначив за это, например, вознаграждение. Конечно, остается риск мести со стороны преступников, однако большинство людей преодолевают его и согласны рисковать. А чем больше свидетелей готовы сообщить о преступлении, тем сильнее снижается риск для каждого. Представьте, что ограбление знаменитого Багдадского музея 2003 года произошло на 20 лет позже: как долго воры могли бы прятать украденные сокровища (не говоря уже о том, чтобы попытаться продать их), если бы об этом случае мгновенно узнала вся страна и люди были мотивированы на то, чтобы сообщить о местонахождении преступников?

Кража исторических ценностей задевает гордость нации и наносит урон ее культуре, но кража оружия представляет собой большую опасность для стабильности страны. Тяжелое вооружение и стрелковое оружие обычно «исчезает» после завершения конфликтов и оказывается на черном рынке (его размер оценивается в $1 млрд в год), а затем попадает в руки членов неформальной милиции, гангстеров и военных других стран. Эту проблему поможет решить радиочастотная идентификация (RFID) с использованием радиометок. Радиометки содержат цифровую информацию и могут иметь размер с рисовое зернышко. Сегодня их можно встретить на чем угодно – от телефонов и паспортов до продуктов, которые мы покупаем. (Их используют даже владельцы домашних животных: вживление радиометки под кожу или закрепление на ухе помогает отыскать потерявшихся любимцев.) Если бы крупные страны – производители оружия договорились устанавливать неизвлекаемые радиометки на все свои продукты, это упростило бы поиск тайников с оружием и помогло пресекать незаконные поставки вооружения. Учитывая, что сегодняшние радиометки можно легко уничтожить, «поджарив» их в микроволновке, следующее поколение должно быть лучше защищено от уничтожения и подделки. (Думается, что начнется очередная технологическая игра в «кошки-мышки» между правительствами, которые хотят отслеживать поставки оружия с помощью радиометок, и подпольными торговцами оружием, которые не склонны афишировать свои сделки.) Если обнаружено вооружение с радиометками, то можно узнать источник его происхождения при условии, что конструкция чипов позволяет хранить такие данные. Скорее всего, это не остановит нелегальные поставки оружия, но окажет давление на крупнейших игроков рынка.

Страны, которые спонсируют повстанческие движения и снабжают их оружием, хотят контролировать его использование. При наличии радиометок провести расследование довольно легко. Точное количество ливийских революционеров не было известно практически никому, и, учитывая невозможность проконтролировать распределяемое среди них оружие, властям стран, которые этим занимались, приходилось взвешивать выгоды от проведения успешной революции и возможные последствия того, что это оружие окажется на черном рынке. (В начале 2012 года часть оружия, которым пользовалось ливийское ополчение, оказалось в Мали, в руках воинственных туарегов. После возвращения в страну состоящих из туарегов подразделений бывшей армии Каддафи это создало условия для вооруженного мятежа.).

При создании системы электронного контроля за поставками вооружений придется преодолеть множество трудностей: разработка оружия с радиометкой потребует крупных затрат; производители часть прибыли получают за счет черного рынка их продуктов; и властям, и торговцам оружием выгодна анонимность существующей системы дистрибуции. Трудно представить, что какая-то из сверхдержав ради долгосрочного блага добровольно пожертвует возможностью создавать тайные склады оружия или продавать его через посредников. Более того, они могут заявить, что есть опасность возникновения нового конфликта, если кто-то подбросит в зону противостояния оружие из непричастной к нему страны. Впрочем, многое зависит от мнения международной общественности.

К счастью, существует множество других путей использования технологии RFID в процессе восстановления страны. С помощью радиометок можно отслеживать поставки гуманитарной помощи и других жизненно важных товаров, проверять подлинность лекарств и иных продуктов, тем самым снижая коррупцию и «откаты» при реализации крупных контрактов. Всемирная продовольственная программа проводила эксперимент: отслеживание поставок продовольствия в Сомали с помощью штрихкодов и радиометок, чтобы определить, какие поставщики ведут себя честно и действительно доставляют продукты в нуждающиеся в них регионы. Благодаря такой системе контроля – недорогой, универсальной и надежной – можно заметно оздоровить ситуацию с распределением гуманитарной помощи, повысив ответственность и собирая информацию, которой можно воспользоваться для измерения успешности и эффективности этой работы даже в регионах с низким проникновением интернета.