Новый цифровой мир.
* * *
Отличительной чертой прототипа реконструкции станет то, что лидерами этого процесса будут телекоммуникационные компании, независимо от того, государственные они или частные. Сегодня правительственные контракты на восстановление инженерной инфраструктуры часто заключаются с такими крупными подрядчиками, как Весhtеl, и другими инжиниринговыми корпорациями. Когда в мире осознают обоснованность подхода «сначала коммуникации», первыми в страну начнут приходить операторы. В посткризисных обществах наладить надежную связь нужно как можно быстрее, ведь она позволяет координировать работу по спасению людей и восстановлению разрушенного; выстраивать диалог с населением; поддерживать власть закона; организовывать распределение помощи; искать пропавших людей; помогать беженцам осваиваться в новых условиях. У сотовых операторов появится четкая коммерческая мотивация инвестировать ресурсы в создание современной сети связи и ее обслуживание. Если регулирование сектора телекоммуникаций будет правильно выстроено с самого начала, выиграют все: компании будут зарабатывать, участники процесса восстановления страны получат в свое распоряжение более оперативные и качественные инструменты, а население в целом – доступ к надежной, быстрой и дешевой связи (особенно при наличии на рынке конкурентов в виде иностранных компаний).
Долгосрочная выгода от наличия здорового сектора телекоммуникаций заключается в том, что он способствует росту экономики, даже если на достижение стабильности уходит много времени. В целом прямые инвестиции в создание инфраструктуры, рабочих мест и системы услуг влияют на экономику более благотворно, чем краткосрочные программы помощи, а операторы связи относятся к самым прибыльным и устойчивым представителям делового мира. Так, афганская компания Rоshаn – не только крупнейший мобильный оператор в стране, но и лидер по объему инвестиций и уплаченных налогов. Она дает работу тысячам афганцев и обеспечивает 5 % доходов бюджета. И все это несмотря на неразвитую инфраструктуру, бедное население и десять лет войны! В будущем наиболее разумные участники программы восстановления страны – правительства, транснациональные корпорации и благотворительные организации – признают важнейшую роль компаний сектора телекоммуникаций и не станут относиться к ним как к конкурентам, считая создание сетей связи первоочередной задачей, решение которой нельзя откладывать.
Поскольку телекоммуникации – бизнес прибыльный (особенно после кризиса, когда уровень активности абонентов необычно высок), местные и международные игроки стремятся воспользоваться благоприятной возможностью принять в нем участие. Талантливые местные программисты с помощью программных средств с открытым кодом начнут строить собственные платформы и приложения, помогая поднимать экономику страны, или сотрудничать с иностранными компаниями и организациями, повышая свою квалификацию. Большая часть инвестиций в отрасли связи будет направлена на улучшение качества полезных для населения услуг, однако есть некоторый риск, что появляющаяся бизнес-элита превратится в новую «цифровую олигархию». Это могут быть местные предприниматели с хорошими связями, решившие воспользоваться ситуацией и захватить контроль над ключевой отраслью, или руководители международных компаний, стремящиеся расширить свои империи. Здесь основная ответственность ляжет на тех, кто управляет процессом восстановления: учитывая его хаотичность и динамизм, нужно очень осторожно подходить к выбору решений и эффективно использовать свои полномочия.
Помимо предпринимателей и «цифровых олигархов» есть еще одна группа инвесторов. Это представители национальной диаспоры, стремящиеся участвовать в восстановлении страны. Их интерес не столько финансовый, сколько личный. В будущем инвесторы, которые собираются выйти на новые рынки, поймут, что благодаря глобальному распространению интернета связь с интересующими их странами может быть гораздо более тесной и многообразной. Такие инструменты, как Gооglе Аlеrts, социальные сети и мгновенный перевод с иностранного языка, позволяют инвесторам чувствовать себя намного ближе к жизни стран, в которых они работают, а также лучше представлять ситуацию в диаспоре. В результате вложения будут более успешными, а отношения между инвесторами и обществом – более плодотворными.
Мало кто понимает это так же хорошо, как Карлос Слим Хелу – мексиканский телекоммуникационный магнат и богатейший человек в мире. Слим принадлежит к 15-миллионной ливанской диаспоре: его отец эмигрировал в Мексику в 1902 году, спасаясь от призыва в армию Оттоманской империи. Сегодня Слим владеет множеством компаний и ведет бизнес во всем мире (в том числе контролирует 8 % акций газеты Nеw Yоrк Тimеs). Он рассказывал нам о том, как эмигрантское детство повлияло на его взгляды: «Думаю, что тогда я был не столько ливанцем, сколько гражданином мира. А сегодня ощущаю себя одновременно выходцем из Ливана, которому близки его проблемы, бизнесменом из Латинской Америки и человеком, несущим ответственность перед странами, в которых веду свой бизнес».
Он говорит о том, что его опыт не уникален, и предсказывает, что в будущем люди станут «более глобальными и более локальными» одновременно, сочетая в себе тягу к стране, в которой родились, деловые интересы и чистое любопытство. Он считает себя представителем «бизнес-диаспоры», члены которой – транснациональные предприниматели – «вовсе не смотрят на страну лишь как на источник быстрой наживы. Мы приходим надолго, занимаемся бизнесом и участвуем в ее развитии». Это может показаться слишком «романтичным», но на самом деле это трезвый расчет: «Развивая рынок, создавая спрос, воспитывая потребителей, вы расширяете свои возможности и укрепляете бизнес».
Мир становится все более взаимосвязанным. Входные барьеры для тех, кто хочет открыть свое дело, снижаются, и членство в «бизнес-диаспоре» вовсе не является привилегией тех, кто способен инвестировать значительные средства. Представьте себе студента из Индианы, с факультета вычислительной техники, написавшего игру для ведущей социальной сети, которая внезапно стала популярной среди шри-ланкийских пользователей. У студента и начинающего предпринимателя может не быть заграничного паспорта (и тем более каких-то знаний о Шри-Ланке), но игра вдруг начинает приносить ему хороший доход, неважно почему. Его любопытство растет, он добавляет в Fасеbоок и Gооglе друзей из Шри-Ланки, следит за местными новостями в Тwittеr, узнает все больше и больше и, наконец, отправляется туда. То есть за очень короткое время ему удастся «сродниться» со страной, а ведь раньше на это могли уйти годы. В будущем с чем-то подобным столкнутся миллионы предпринимателей и разработчиков программного обеспечения, ведь онлайн-рынки окажутся больше и разнообразнее, чем можно представить.
В контексте восстановления страны такой прогноз, конечно же, обнадеживает, но даже крупнейшие телекоммуникационные компании, действующие из самых лучших побуждений, не могут полностью заменить государственные институты. Существует набор базовых товаров и услуг, обеспечить которыми свое население может только правительство: это безопасность, здравоохранение, снабжение чистой водой, транспортная инфраструктура и среднее образование. Развитие информационных технологий и доступ в сеть повысят эффективность выполнения этих функций, но лишь в сочетании с усилиями государственных органов.
В результате своего первого коллапса, случившегося в 1991 году, Сомали стало самым ярким примером несостоятельного государства. Одно переходное правительство сменялось другим, будучи не в состоянии справиться с голодом, межклановыми войнами, внешней агрессией, террористическими группировками и региональной раздробленностью страны. Возросшая популярность мобильных телефонов в последние несколько лет стала одной из немногих историй успеха на фоне этой анархии. Несмотря на неспокойную обстановку и отсутствие нормально функционирующего правительства, отрасль телекоммуникаций сыграла важнейшую роль во многих аспектах жизни общества, обеспечивая сомалийцев работой и информацией, делая более безопасной их жизнь и давая возможность связываться с миром. Вообще-то операторы сотовой связи – это единственные организованные структуры в Сомали, которые не зависят от отношений между кланами и племенами и функционируют во всех трех регионах страны: на юге и в центре Сомали (Могадишо), в Пунтленде на северо-востоке и Сомалиленде на северо-западе. В Сомали всего один коммерческий банк (созданный в мае 2012 года), и до появления мобильных телефонов для перевода денежных средств жителям страны приходилось полагаться на неформальную сеть «хавала», операции в которой никак не регистрировались. Сегодня благодаря услуге мобильного перевода сотни тысяч сомалийцев могут пересылать деньги друг другу и получать денежную помощь из-за рубежа. А с помощью специальных платформ на базе SМS-рассылки они пользуются электронной почтой, получают котировки акций и информацию о погоде.
Чтобы хоть немного улучшить положение населения Сомали, иностранные неправительственные организации и частные компании регулярно запускают пилотные проекты на базе мобильных технологий. (Помимо прочего, мы наблюдали попытки построить платформу для поиска работы с помощью SМS и создать мобильную медицинскую систему с использованием дистанционной диагностики пациентов.) Впрочем, большая их часть заканчивается неудачей, что неудивительно, если учесть чрезвычайно враждебную для бизнеса среду и отсутствие безопасности. Вот почему большинство инноваций в Сомали происходят на местном уровне. Здесь, как и во всех развивающихся странах, наиболее креативные решения создаются силами самих сомалийцев, и как нигде они вызваны острой необходимостью.
Отсутствие центрального правительства в Сомали означает, что сектор телекоммуникаций никто не регулирует, что толкает тарифы вниз, поскольку при благоприятной возможности (и достаточно сильной тяге к риску) предприниматели могут просто взять и построить сеть. В ситуации, когда перестает работать государственный аппарат, это обычное дело. В первые недели после падения режима Саддама Хусейна сотовый оператор из Бахрейна попытался расширить свою зону охвата на юг Ирака, стремясь получить новых абонентов благодаря религиозной близости (население этого региона, как и в самом Бахрейне, преимущественно мусульмане-шииты). Но из-за страха перед разжиганием религиозной розни проект был свернут по решению командования оккупационных войск.
Благодаря абсолютно свободной от регулирования деловой среде в Сомали действуют рекордно низкие для Африки тарифы на местную и международную связь, а также на интернет, что делает использование мобильных устройств и интернета вполне доступным для населения страны, живущего в глубокой нищете. Часто бывает так, что представитель сомалийской диаспоры в США звонит родственникам на родину, а они вешают трубку и перезванивают ему. Телекоммуникационные компании могут сохранять издержки на очень низком уровне и наращивать абонентскую базу, не теряя при этом прибыльности: нет ни налогов, ни платы за лицензию, ни иных обязательных сборов. Проникновение мобильной связи в Сомали гораздо выше, чем можно предполагать: около 20–25 %. Четыре крупных оператора предлагают услуги голосовой связи и передачи данных не только во всей стране, но и на сопредельной территории Кении.
Несмотря на эти успехи в телекоммуникациях, Сомали остается исключительно опасной страной, а повстанцы по-прежнему используют доступ к мобильной связи и интернету для совершения насилия. Члены исламистской группировки «Аль-Шабааб» с помощью звонков и SМS угрожают миротворцам Африканского союза. Исламистские радикалы вводят запреты на применение мобильных банковских платформ и разрушают телекоммуникационную инфраструктуру. При этом пираты на сомалийском побережье пользуются местной сотовой связью, опасаясь, что их спутниковые телефоны можно отследить с кораблей международных сил. В докладе Совета безопасности ООН, опубликованном в 2012 году, глава крупнейшего сомалийского сотового оператора Ноrmuud был включен в список лиц, которым запрещено перемещение по миру, после того как выяснилось, что он является одним из главных спонсоров «Аль-Шабааб». (В докладе также говорится, что Али Ахмед Нур Джимал запустил в Ноrmuud мобильную систему денежных переводов как раз для того, чтобы организовать анонимное финансирование этой террористической организации.).
Конечно, ситуация в Сомали непростая. Но рано или поздно страна вырвется из кокона нестабильности, и тогда правительство наверняка найдет в национальных телекоммуникационных компаниях партнеров, готовых к сотрудничеству.