Шпаргалка по введению в педагогическую деятельность.
17. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА.
Технологическая культура учителя определяет деятельностную природу педагогического труда и представляет собой высокий уровень владения методами и приемами постановки и решения педагогических задач: аналитических, прогностических, исследовательских, рефлексивных и т. д.
Педагогические задачи могут быть как задачами по преобразованию конкретных ситуаций педагогического взаимодействия для научения, развития, становления личности ученика, производимыми посредством некоторорых действий, операций, специфичных для различных видов и технологий педагогической деятельности. Технологическая культура учителя является средством перевода всех остальных составляющих профессионально-педагогической культуры непосредственно в деятельность. Изначально каждая технология создается в процессуально-описательной форме как алгоритм деятельности, который реализует определенные педагогические цели и задачи как ориентировочная основа действий, операций. Этот уровень характеризует технологическую педагогическую культуру того, кто разработал эту технологию.
Профессионально-педагогическая культура общества состоит из множества различных технологий. Их освоение учителем состоит из двух этапов:
1) выбора из культурного многообразия педагогических технологий тех, которые адекватны конкретной педагогической ситуации;
2) перевода их в практическую деятельность, в соответствующую систему собственных действий.
В способности произвести адекватный поставленной задаче выбор из существующего множества педагогических технологий или самостоятельно установить педагогическую задачу и выстроить систему действий по ее решению в своем сознании как ориентировочную основу работы проявляются разные уровни технологической культуры педагога. Освоение этих действий и грамотное использование их в педагогическом процессе отражают не только уровень технологической культуры учителя, но и его педагогическое мастерство. То есть высокий уровень технологической культуры учителя зависит не столько от знания современных педагогическихтехнологий и овладения ими, сколько от умения конструировать свою деятельность как систему педагогических задач и способов их решения.
В.А. Сластенин считает технологию философией педагогического действия. Развертывая это положение, И.А. Колесникова рассматривает технологическую культуру как соединение духовного содержания педагогической деятельности с совершенной формой ее реализации.
Технологическая культура отображает умение педагога производить переход с философско-педа-гогического уровня на праксеологический (дея-тельностный) уровень и проявляется не только в возможности осваивать разработанные в педагогической культуре технологии, но и привносить собственный вклад в их развитие, в способности технологично воплощать педагогические стратегии и замыслы.
Анализ практической педагогической деятельности говорит о том, что одним из условий осуществления современных концепций обучения и воспитания является соответствие им степени технологической культуры и мастерства учителя.