Шпаргалка по введению в педагогическую деятельность.
9. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТАКТ УЧИТЕЛЯ.
Педагогическим тактом (от лат. tасtus – прикосновение) называется чувство меры в выборе средств педагогического воздействия, умение в любом случае использовать самые оптимальные способы воспитательного воздействия, не переходя некоторую грань. В педагогическом такте ценностное отношение к ученикам и нравственные качества учителя, среди которых доброжелательность, внимание и понимание, уважение достоинства ученика и своего собственного объединяются с терпением и выдержкой, умением контролировать свое эмоциональное состояние и принимать обдуманные решения.
Тактичность совсем не предполагает то, что учитель будет всегда добреньким или бесстрастным, не реагирующим на негативное поведение и поступки учеников. Педагогический такт заключается в сочетании уважения к личности ребенка с разумной требовательностью к нему.
Учитель может быть возмущенным, даже гневаться, но это должно выражаться способами, адекватными требованиям педагогической культуры и этики. Действия учителя не должны унижать достоинство личности. По мнению А.С. Макаренко, педагогический такт представляет собой умение «нигде не переборщить».
Обычно педагогический такт нужен учителю в сложных и неоднозначных ситуациях педагогического взаимодействия, в которых, кроме нравственной стороны отношений, от него требуется проявить свою находчивость, интуицию, уравновешенность, чувство юмора. Добрый юмор, а не злая ирония и насмешка дает возможность иногда найти наиболее эффективный и тактичный способ педагогического взаимодействия. Ведь еще Гете говорил, что юмор – это мудрость души. Ш.А. Амо-нашвили также считает, что «улыбка – есть особая мудрость». Иногда хватает улыбки учителя, чтобы изменить ситуацию, снять появившееся в классе напряжение. «Улыбка есть знак, через который выражаются разные спектры отношений и передается человеку мощь того спектра, в котором он в данный момент нуждается больше всего». Но это должна быть улыбка, которая пронизана любовью: улыбка одобрения, понимания, успокоения, сожаления, сочувствия. И ни в коем случае это не должна быть улыбка-суррогат: злорадная, ехидная, насмешливая.
Нормы, которые определяет педагогическая этика для учителя, не должны мешать ему оставаться человеком, который понимает свое несовершенство и не пытается воспринимать и подавать себя как учителя-эталона. Отношение педагога к себе как к эталону образует, по мнению психолога А.Б. Орлова, его суперпозицию при общении с детьми. Жизнь такого учителя постоянно определяется внешними требованиями, чаще всего ложно понятыми, и он боится в борьбе за свой авторитет быть человечным, извинить и принять слабости других и самого себя, проявить сомнение и неуверенность. Когда нормативные требования абсолютно подчиняют себе учителя, они становится своего рода культом. И только когда в деятельности учителя преобладает установка «человек – человек», он в состоянии полноценно реализовывать свою деятельность и быть свободным в построении наиболее этически ценных и гуманных действий и отношений с учениками.