Шпаргалка по введению в педагогическую деятельность.

52. ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИКИ В СРЕДНИЕ ВЕКА И В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ.

Проблемами воспитания в Средние века занимались философы-богословы. Вследствие чего все педагогические идеи того времени приобретали религиозный уклон и были пропиты церковной догматикой.

Большое значение в период феодализма занимало сословие светских феодалов-дворян, однако в духовном развитии общества доминирующее значение имели церковь и религия. Из чего можно сделать вывод, что обучение носило чисто богословский характер. Но обучение детей из разных сословий имело различие по содержанию и характеру, все зависело от феодальной иерархии. Например, дети феодалов приобретали рыцарское воспитание, суть которого сводилась к изучению «семи рыцарских добродетелей», т. е. к умению передвигаться верхом на лошади, метать копье, фехтовать, охотиться, плавать, хорошо играть в шашки и складывать стихи и песни в честь «дамы сердца». Из всего перечисленного можно заметить, что в подготовку рыцарей обучение грамоте не входило, до сих пор сохранились документы, в которых вместо рыцаря ставил подпись какой-либо монах.

Да что там говорить о рыцарях, когда даже многие короли того времени были не обучены грамоте. Но в дальнейшем для того, чтобы феодалы имели возможность занимать высокие должности, им требовалась общеобразовательная подготовка.

Так как в любой исторический период создавались свои характерные принципы и подходы к системе воспитания, можно с уверенностью рассматривать и педагогику феодального общества.

В эпоху феодализма было успешно забыто античное учение о полном и всестороннем развитии человека. В это время в соответствии с главной идеей того времени господствующую роль стало занимать нравоучение о религиозном воздержании и умерщвлении плоти в качестве поддержания божественного благочестия.

Учение о всестороннем развитии человека как главной задаче воспитательной системы было вновь выдвинуто в эпоху Возрождения в ХIV–ХVI вв. Однако это учение было создано для избавления людей от идейных и политических оков феодализма. Первыми создателями этой идеи были Томас Мор и Томмазо Кампанелла, главной целью которых было основание нового общества; они рассматривали задачу всестороннего развития как объединение образования с производительным трудом. В дальнейшем их идею развивали их более поздние последователи.

Далее педагогическая мысль формировалась в работах философов эпохи Возрождения во время становления буржуазного общества.

Педагогические идеи проявлялись как в философскихтрудах, так и в трудах теологии и художественной литературы.

Главными действующими лицами того времени были итальянский гуманист Витторино да Фельтре, испанский философ Хуан Вивес, нидерландский мыслитель Эразм Роттердамский, французский писатель Франсуа Рабле, французский философ Мишель Монтень и многие другие. Они разрабатывали много педагогических идей, критиковали средневековую схоластику, требовали гуманного отношения к детям и боролись за избавление человека от феодальных оков и притеснений религиозного аскетизма.