Шпаргалка по введению в педагогическую деятельность.
49. ПРОФЕССИЯ ПЕДАГОГА.
Педагогическая профессия является одной из профессий типа «человек – человек». Данный тип профессий определяется некоторыми качествами человека: устойчиво хорошее самочувствие при работе с людьми; потребность в общении; способность мысленно ставить себя на место другого человека; способность мгновенно понимать намерения, помыслы, настроение других людей; возможность быстро разбираться во взаимоотношениях людей, способность хорошо помнить, держать в уме знание о личных качествах разных людей и т. д.
По мнению Е.А. Климова, человеку такой профессиональной схемы присущи следующие качества:
1) умение руководить, учить, воспитывать;
2) умение слушать и выслушивать;
3) широкий кругозор;
4) речевая (коммуникативная) культура;
5) наблюдательность к проявлениям чувств, характера человека, его поведению, умение или возможность мысленно представлять именно его внутренний мир;
6) проектировочный подход к человеку, который основан на уверенности, что человек всегда может быть лучше;
7) способность к сопереживанию;
8) наблюдательность;
9) глубокая уверенность в правильности идеи служения народу в целом;
10) решение нестандартных ситуаций;
11) высокая степень саморегуляции. Существуют и противопоказания к выбору профессий этого типа. К ним относятся дефекты речи, невыразительная речь, замкнутость человека, погруженность в себя, необщительность, выраженные физические недостатки, нерасторопность, ненужная медлительность, равнодушие к человеку.
Еще в начале ХХ в. П.Ф. Каптерев определил и объективные и субъективные факторы, которые нужны для педагогической деятельности, наметил их иерархию.
П.Ф. Каптерев считал, что «личность учителя в обстановке обучения занимает первое место, те или другие свойства его будут повышать или понижать воспитательное влияние обучения». Он определил главные показатели: «Первое свойство объективного характера заключается в степени знания учителем преподаваемого предмета, в степени научной подготовки по данной специальности, по родственным предметам, в широком образовании; потом – в знакомстве с методологией предмета, общими дидактическими принципами и, наконец, в знании свойств детской натуры, с которой учителю приходится иметь дело; второе свойство – субъективного характера и заключается в преподавательском искусстве, в личном педагогическом таланте и творчестве».
П.Ф. Каптерев выделял и необходимые личностные нравственно-волевые свойства учителя, среди которых беспристрастность(объективность), внимательность, чуткость (особенно к слабым ученикам), добросовестность, стойкость, выдержка, самокритичность, подлинная любовь к детям. Однако стоит отметить, что любовь к детям и юношеству следует отличать от любви к учительской профессии. Человек может очень любить детей, глубоко симпатизировать юношеству, но при этом быть не расположенным к учительской деятельности; возможна и другая ситуация, когда человек настроен на учительскую деятельность, предпочитает ее даже другим, но не питает никакого расположения ни к детям, ни к юношеству. Ясно, что только объединение настоящей любви и к учащимся, и к профессии обеспечивает профессионализм учителя.