Шпаргалка по введению в педагогическую деятельность.

62. ПОДХОДЫ К ВОСПИТАНИЮ.

Личностный, или индивидуальный, подход в воспитании – отношение учителя к ученику как к личности, ответственному субъекту личного развития. Этот подход состоит в ориентации педагогов в процессе воспитания на личность, ее индивидуальность и творческий потенциал ребенка, которые и обусловливают методы взаимодействия. Базу этого подхода составляет глубокое знание ребенка, его врожденных качеств и потенциалов, способности к саморазвитию, сведения того, как его воспринимают другие и он сам. В процесс воспитания вводятся специально ориентированные на личность ребенка ситуации, помогающие ему реализовать себя в школе.

Деятельностный подход в воспитании придает главную роль видам деятельности, способствующим развитию личности. Результатом этого подхода стало создание новой воспитательной системы, созданной на идее цельности сознания и деятельности.

Личностно-деятельностный подход к воспитанию предполагает, что школа должна снабдить деятельность человека, становление личности.

Творческий подход ставится в центре творчества учителя и ученика в процессе воспитания.

Отношенческий подход можно разбирать как часть деятельностного подхода, так и независимо от него. Он соединен с идеями корректировки, с появляющимися в общей деятельности и общении детей связями, их гуманизацией при помощи преднамеренно создаваемых ситуаций.

Событийный подход. Этот подход следует рассматривать также как один из аспектов деятельност-ного подхода. Его суть в превращении какого-либо планируемого мероприятия в интересное для всех дело, способное оставить незабываемые впечатления.

Дифференцированный подход в воспитании – это учет персональных увлечений детей, их «лидерских» потенциалов, способностей к исполнению организаторских функций в коллективе.

Ценностный (аксиологический) подход. Его основная задача – овладение ценностями общечеловеческой культуры, как духовной, так и материальной.

Средовый подход вошел в педагогику сравнительно недавно. Суть этого подхода – во введении школы в среду, а среды в школу. Однако эта идея сре-дового подхода не нова. К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов, Дж. Дьюи и П. Натору полагали, что нужно по возможности употреблять среду в процессе обучения. Средовый подход – это объединение воздействий всех общественных воспитательных инструментов в пределах окружающей среды. Итогом этого будет региональная система воспитания.

Дихотомический подход (от слова «дихотомия» (греч.)) – последовательное дробление единого на части. Идеи применения этого подхода начали появляться сравнительно недавно, однако некоторые дихотомические мысли часто встречались в педагогике: событийность и повседневность, эмоциональность и рассудочность, поощрение и наказание и т. д.

Как показывает практика, идее гуманистического воспитания наиболее подходят игровые, театрализованные, ситуативно-творческие методы воспитательной работы: уроки-спектакли, уроки-фантазии, уроки-концерты, ринги, сюжетно-ролевые игры, школьные референдумы, психологические практикумы и т. д.