Шпаргалка по введению в педагогическую деятельность.
69. ОСНОВНЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ.
Процесс обучения строится на психолого-педагогических концепциях – дидактических системах. Система элементов, образующих единую структуру, позволяющая достигать целей обучения, и составляет дидактическую систему. Различают 3 дидактические концепции: традиционная, педоцентрическая и современная система дидактики в зависимости от восприятия процесса обучения. Дидактическая система составляет совокупность элементов, образующих единую цельную структуру и служащую достижению целей обучения. Разделение концепций на три группы производится на основе того, как понимается процесс обучения.
При традиционной системе обучения главную роль играет деятельность учителя. Эту систему составляют дидактические концепции Я. Коменского, И. Песталоцци и И. Гербарта. Традиционно структура обучения заключается в четырех стадиях: изложение, понимание, обобщение, применение. Логика процесса обучения заключается в представлении материала через объяснение к пониманию, обобщению, а затем использованию знаний. Гербарт старался сформировать и классифицировать деятельность учителя.
Однако эта система подверглась критике к началу ХХ в. за авторитарность, книжность и «неучтение» интересов ребенка, за то, что она не содействует развитию мышления, творчества и самостоятельности ребенка. Отчего в начале ХХ в. возникают новые подходы.
Появляется педоцентрическая концепция, в которой основную роль играет ребенок и его деятельность. Этот подход основывается на системе педагога Дж. Дьюи, который предлагал создавать процесс обучения, учитывая интересы и потребности ребенка, чтобы приобретение знаний происходило в виде спонтанной деятельности.
Стадии процесса обучения отражают исследовательское мышление, научный поиск. Всевозможная деятельность детей – сочинения, рисунки, практические работы, театр («педагогика действия») – инициирует познавательную деятельность, формирует мышление и умения.
Но если использовать только такую дидактику, во всех предметах происходит потеря систематичности, расход большого количества времени и понижение уровня знаний.
Современная дидактическая система исходит из того, что как преподавание, так и учение представляют собой процесс обучения. Эта система состоит из следующих направлений: программированное, проблемное и развивающее обучение (П. Гальперин, В. Давыдов), гуманистическая (К. Роджерс) и когнитивная (Брувер) психология и педагогика сотрудничества.
В современных подходах задачи обучения предполагают как развитие знаний, так и общее развитие детей, их умственных, трудовых, художественных умений, удовлетворение всех потребностей учеников. Учитель возглавляет учебно-познавательную деятельность учащихся, при этом активизируя их самостоятельную работу, инициативность и творческий поиск.
Педагогическое сотрудничество – это гуманистическая идея совместной развивающей деятельности детей и учителей, базирующаяся на взаимопонимании, коллективном анализе процесса и результатов деятельности. Сотворчество – это процесс преобразования мышления от схемы «услышал – запомнил – пересказал» к схеме «познал – осмыслил – сказал – запомнил».