Теория организации: конспект лекций.

2. Специализация, кооперирование, комбинирование и концентрация производства.

Специализация – это процесс увеличения числа самостоятельных звеньев на основе общественного разделения труда, при котором происходит формирование новых отраслей, новых предприятий, видов и подвидов производств. Существует три вида специализации:

1) предметная, когда предприятия специализируются на изготовлении отдельного продукта, готового товара или услуги;

2) подетальная специализация – характерна для производств отдельной части продукта, его детали;

3) технологическая (стадийная) специализация, характерная преимущественно для прядильных и ткацких фабрик.

Кооперирование представляет собой форму длительных производственных связей между специализированными, самостоятельными по отношению друг к другу предприятиями, отраслями, которые совместно изготавливают тот или иной продукт. Иными словами, кооперирование – это агрегирование, объединение, представление нескольких предприятий. Кооперирование может быть представлено в трех формах.

1. Предметная форма (или агрегатная) проявляется в том случае, когда одно предприятие поставляет другому какие-либо крупные детали или части готового продукта. Например, для машиностроения это могут быть электромоторы.

2. Подетальное кооперирование имеет место тогда, когда с одного на другое предприятие поставляются более мелкие детали (стекла, коврики для машин).

3. Технологическая форма характеризуется поставкой заготовок (литья, пряжи, штамповки и пр.).

Комбинирование – технологическое сочетание разнородных взаимосвязанных производств в одной или разных отраслях промышленности в рамках одного предприятия-комбината. Существуют следующие виды комбинирования:

1) вертикальное. В этом случае происходит объединение последовательных стадий производства (например, добыча и переработка исходного сырья);

2) горизонтальное комбинирование – это объединение предприятий на основании комплексного использования сырья. Например, одно и то же сырье может находиться в производстве сразу на нескольких предприятиях.

Концентрация производства представляет собой сосредоточение производственной деятельности на ряде укрупненных объектов. Процесс концентрации может идти по двум взаимоисключающим направлениям.

1. Абсолютная концентрация, или укрупнение размеров того или иного предприятия (например, посредством слияний и поглощений). С экономической точки зрения концентрация специализированного производства (т. е. однородных по специализации предприятий) очень выгодна, поскольку сосредотачивает и увеличивает размер капитала, обеспечивает более высокую эффективность предприятия в целом, повышает возможность внедрения новейших технологий, а также способствует распределению и снижению рисков. Таким образом, абсолютная концентрация характеризует непосредственно сам размер предприятий.

2. Относительная концентрация, т. е. увеличение удельного веса (в процентном соотношении) наиболее крупных предприятий в общем объеме выпуска отдельной отрасли или экономики в целом.

Следовательно, уровень концентрации определяют непосредственно объем выпуска продукции и удельный вес продукции крупных предприятий. Концентрация в промышленности и степень ее эффективности определяются непосредственно уровнем использования факторов производства.

Процесс концентрации находится в прямой зависимости от потребительского спроса и его изменчивости. Под влиянием роста потребностей и освоения научно-технического прогресса происходит интенсивное развитие процесса концентрации.