Теория организации: конспект лекций.
8. Стратегия управления предприятием.
В экономике любой страны предприятия служат для производства товаров и услуг, которые затем поставляются на рынок и потребляются домашними хозяйствами и иными экономическими субъектами. В плановой экономике предприятия выполняли государственные заказы и были целиком и полностью подчинены центру. Сегодня в условиях рыночной экономики предприятия – обособленные хозяйственные единицы, подчиняющиеся на внешнем уровне только законам рынка, а на внутреннем – административным органам.
Производственная деятельность и ее результаты, успешность организации в целом зависят не только от условий производства (ресурсов, факторов производства, производственных фондов), но и от руководства предприятия, степени грамотности в принятии решений, от типа ответственности и целей деятельности.
Изначально во главе предприятия стоял один или группа собственников, которые осуществляли контроль и принимали решения. В рыночной экономике внешняя среда крайне динамична, появляется множество проблем, которые организация должна решить: постановка целей, миссии, стратегическое планирование и др. Так появились менеджеры – физические лица, выполняющие функцию управления от имени владельца организации. Иными словами, менеджер – это представитель руководителя в своем подразделении или отделе. Таким образом, предприятие делится на несколько бизнес-единиц в соответствии с их производственным назначением (отдел по рекламе, по работе с персоналом, отдел кадров, отдел стратегического планирования и т. д.). Во главе каждого подразделения стоит менеджер. Его работа связана с решением тактических задач, таким образом, внимание руководства освобождается для решения более важных стратегических задач. Менеджеры ставят перед собой конкретные задачи, достижение которых в совокупности очень важно для нормального функционирования и прогрессивного развития предприятия. Менеджер планирует деятельность подразделения в соответствии с динамикой внешней среды, степенью ее неопределенности и риска. С появлением менеджмента процесс управления и контроля стал значительно проще. Кроме того, менеджер как «доверенное лицо» руководителя не только осуществляет контроль, но и выявляет истинные проблемы, которые необходимо решить для успешной деятельности организации.
Таким образом, основными задачами менеджмента являются:
1) контроль за созданием товаров и услуг на основании потребительского спроса, их реализацией на рынке – все это непременно должно отвечать интересам предприятия;
2) «открытие» новых рынков в целях максимального удовлетворения всех потребностей клиентов. Предприятие постоянно осваивает и изучает рынок труда и факторов производства, что позволяет ему интенсивно развиваться;
3) ответственность в принятии решений. Менеджер – это лицо, непосредственно заинтересованное в развитии предприятия, которым он фактически руководит, поскольку от этого зависит уровень его собственного дохода или профессионального роста. Именно его профессионализм и инициативность косвенно определяют конкурентоспособность данного предприятия на рынке товаров и услуг.