Европа на рубеже ХХ—ХХI веков: Проблемы экономики.
Евросоюз и Китай: поиски стратегического партнерства.
Признавая растущее значение Китая в мировой экономике, Евросоюз придает особое внимание развитию своих экономических связей с этой страной. Политика ЕС в отношении Китая предполагает наряду с интенсификацией политического диалога содействие в ускорении интеграции китайского государства в мировую экономику и повышение инвестиционной активности в этой стране, а также оказание технической помощи в модернизации китайской экономики в целом. Условием поддержки странами ЕС членства Китая во Всемирной торговой организации является его согласие снизить общий уровень импортных тарифов.
В ответ на это ЕС готов реформировать свою антидемпинговую политику.
Анализ связей стран Евросоюза и Китая свидетельствует об их взаимной заинтересованности в укреплении партнерских отношений. Чтобы разобраться в комплексе существующих на этом пути проблем и трудностей, необходимо:
1) охарактеризовать достижения в социально-экономическом развитии Китая, кардинально меняющие его роль в мире;
2) проанализировать конкретные результаты, достигнутые на различных направлениях сотрудничества между ЕС и Китаем;
3) попытаться выявить возможные перспективы развития двусторонних связей, охарактеризовать пути решения проблем, имеющихся в отношениях между ЕС и КНР.
Внушительные успехи, достигнутые Китайской Народной Республикой в ходе осуществления хозяйственных и социально-политических преобразований за последнюю четверть века, привлекают к себе внимание всего мира.
По размерам территории (9560 тыс. км2) Китай уступает лишь России и Канаде. Это – самая многонаселенная страна мира: в Китае проживает 21 % жителей Земли. За время существования КНР население страны выросло в 2,5 раза: с 542 млн человек в 1949 г. до 1395,4 млн человек в 2004 г.
Выбранный Китаем путь социально-экономического и политического развития – это сочетание социалистического строя с рыночной экономикой. Подобный выбор отвечает общемировой тенденции к созданию смешанной экономики. И результаты доказывают, что этот путь достаточно эффективен. За последние десятилетия КНР превратилась в динамично развивающееся государство, одну из ведущих стран мира. Рост ВВП (по ППС) Китая:
Эти достижения не означают решения всех проблем китайской экономики. И в настоящее время КНР отстает от развитых (и даже некоторых среднеразвитых) стран мира по объему ВВП на душу населения, по уровню производительности труда и некоторым другим важным показателям.
Решающее значение в динамике экономического развития Китая имели социально-экономические преобразования, которые начались в стране после смерти Мао Цзэдуна (1976), когда КНР сменила экономический курс. Основная цель преобразований заключалась в построении «специфического китайского социализма», в котором были бы разные формы собственности – от общенародной до частной, плановое управление сочеталось бы с рынком, распределение по труду дополнялось бы распределением по капиталу (доходы от ценных бумаг и др.).
«Вторая революция» началась с сельского хозяйства. Когда система народных коммун сменилась системой семейного (подворного) подряда, у крестьян появилась возможность самостоятельно распоряжаться частью производимой продукции, а это стимулировало рост сельскохозяйственного производства. Так введение семейного подряда помогло общему росту китайской экономики.
Усилению рыночной ориентации хозяйства КНР способствовала реформа ценообразования. Правительство почти полностью отказалось от прямого вмешательства в хозяйственно-промышленную деятельность предприятий, и уже к концу 1996 г. более чем на 80 % производственных материалов, 85 % сельскохозяйственных продуктов и 95 % промышленных потребительских товаров цены стали определяться рынком. В промышленном производстве удельный вес директивного плана снизился до 5 %.
Изменилась структура собственности: государственный сектор дает 48,3 % ВВП, коллективные (акционерные) предприятия – 38,2 %, индивидуальные частные хозяйства и предприятия с участием иностранного капитала – 13,5 %.
Начиная с 1979 г. Китай взял курс на переход к открытому обществу в расчете на приток в страну иностранного капитала для модернизации и развития промышленного производства и других отраслей экономики. Важное место в реализации реформ заняли мероприятия правительства по привлечению прямых иностранных инвестиций. С этой целью создаются специальные зоны, где иностранным компаниям предоставляются всевозможные льготы (например, разрешается создавать холдинги и т. д.). Особые льготы получают совместные предприятия. Все это способствовало притоку иностранного капитала в страну, а также усилению внешнеэкономического развития и модернизации производительных сил Китая.
Радикально изменилась структура китайской экономики:
Правда, по показателям занятости населения доля сельскохозяйственного производства была более значительной. До начала 80-х годов ХХ в. в сельском хозяйстве концентрировалось более 70 % рабочей силы, но в 2002 г здесь было занято 47 % населения. Одновременно увеличилось число занятых в сфере услуг (до 28 %) и промышленности (до 25 %). Сравнительно низкий уровень производительности труда в сельском хозяйстве – это одна из острых проблем китайской экономики.
Принципиальные изменения в аграрной политике привели к улучшению положения в сельском хозяйстве. Выросли урожаи многих культур. В начале ХХI в Китай постоянно занимает первые места в мире по годовому сбору зерновых (457,0 млн т – 22,1 % мирового производства), в том числе риса (200,5 млн т – 35,0 %), пшеницы (114,4 млн т – 19,6 %) Китаю принадлежит 2-е место в мире по производству кукурузы. Важной отраслью сельского хозяйства стало свиноводство.
По темпам роста в конце ХХ – начале ХХI в промышленность существенно опережает все другие отрасли экономики. Например, в 2003 г выпуск продукции черной металлургии увеличился на 97 % (200 млн т стали), цемента – на 121 %, автомобилей – на 87 %. Все больше инвестиций получает промышленность. Вложения в обновление основного капитала возросли на 27 %, что обеспечило около 5 % прироста ВВП. Особенно активный инвестиционный процесс (увеличение капиталовложений на 39 %) имел место в обрабатывающей промышленности.
Огромных масштабов достигает производство товаров длительного пользования. Например, в 2003 г выпуск телевизоров увеличился на 26 %, холодильников – на 40 %, кондиционеров – на 59 %, компьютеров – на 120 %.
Общие темпы роста промышленного производства Китая в 2003 г составили 12,5 % (на крупных и средних предприятиях – 17 %, на дочерних предприятиях иностранных фирм – 20 %). В итоге обрабатывающая промышленность КНР выходит на 1-е место в мире.
Но Китай обладает также мощной добывающей промышленностью: в 2002 г. – 1-е место в мире по добыче угля (1,6 млрд т), в 2003 г. – 5-е место в мире по нефтедобыче, а также 1-е место по производству химических удобрений.
Большое внимание Китай уделяет развитию атомной энергетики. Уже к 2010 г. КНР намерена увеличить ежегодное количество вырабатываемой на АЭС электроэнергии до 16 млрд кВт-ч, а к 2015 г. – до 32 млрд кВт ч.
Важное место в китайской промышленности занимает текстильное производство. На долю двух основных «текстильных держав» современного мира – Китая и Индии – приходится сейчас 40 % мирового производства тканей.
Китайцы, уже «оккупировавшие» нижний ценовой сегмент европейского рынка одежды, теперь стремятся захватить средний. Только в начале 2005 г. экспорт китайских текстильных товаров в Европу вырос на 46 %, а по отдельным товарам рост был в 10 раз больше. От экспансии Китая на европейский рынок особенно страдают итальянцы (они обеспечивают 8 % мирового экспорта одежды). По прогнозам Всемирной торговой организации, примерно через два года Китай будет контролировать половину всего мирового текстильного рынка (сейчас – около 25 %).
Бурно развивается транспортное хозяйство Китая. По объему пассажирских и грузовых перевозок железнодорожный транспорт КНР вышел на 1 – е место в мире. Ведутся большие работы по строительству шоссейных дорог, модернизации морских портов и авиационных терминалов.
Важной частью реформирования экономики Китая является модернизация кредитно-денежной системы. Крупнейшие китайские банки переходят на коммерческие принципы деятельности. Сформировался и в последнее время достаточно весомо заявил о себе китайский фондовый рынок (основные фондовые биржи находятся в Шанхае и Шэнчжене). По объему биржевой капитализации, количеству участников биржевой торговли, количеству совершаемых операций Шанхайская биржа в настоящее время занимает одно из первых мест в Азии.
В то же время у Китая еще немало нерешенных проблем. Среди них сами китайцы наиболее важной считают проблему повышения производительности труда. Например, семейный подряд не смог полностью решить проблему технической оснащенности и экономической эффективности сельского хозяйства. До сих пор в общем энергетическом балансе китайского земледелия около 75 % занимают сила человека и животное тягло.
Около 40 % промышленных предприятий государственного сектора убыточны. Трудности в промышленности отражаются на положении банков, которые кредитуют предприятия. По оценкам западных экспертов, сумма «сомнительных долгов» банков КНР превышает 250 млрд долл. Чтобы помочь банкам решить эту проблему, китайское правительство поощряет продажу акций государственных банков. Например, в 2004 г. один из крупнейших банков Соnstruсtiоn Ваnк оf Сhinа продал за 966 млн долл. 4 % своих акций. Ликвидация долгов поможет китайским банкам успешно конкурировать с иностранными финансистами на внутреннем рынке, либерализация которого продолжится до конца 2006 г.
Существуют также проблемы повышения уровня жизни народа и распространения образования. Достижения в улучшении материального положения населения КНР огромны, но в стране по-прежнему много бедных, особенно в сельской местности. В Китае большая безработица, но при этом стране не хватает квалифицированной рабочей силы.
Борьба с моральным разложением, использованием власти в корыстных целях рассматривается в КНР как «вопрос жизни или смерти партии и режима». Несмотря на жесткие меры властей, процветает коррупция. Всего за б лет за казнокрадство, взяточничество и другие формы коррупции (например, за кумовство) были исключены из партии более 120 тыс. должностных лиц, сотни тысяч дел расследуются.
Достижения Китая в реформировании своего хозяйства оказывают большое влияние на всю мировую экономику. Быстрорастущая китайская экономика фактически изменяет сложившуюся структуру мировой хозяйственной системы, в которой в течение последнего полувека главенствовала «триада» – США, страны Западной Европы и Япония. Однако с начала 90-х годов ХХ в. экономические циклы в странах «триады» раскоординировались и определять развитие мировой экономики стали США. Пока американская экономика росла высокими темпами, успешно развивалось и мировое хозяйство, несмотря на финансовые кризисы 1997–1999 гг. в Азии, России и Бразилии.
Но роль США как главного двигателя мировой экономики в последние годы явно переоценивалась. Считалось, что примерно на 65 % глобальный экономический рост объясняется увеличением производства в США. Роль американской экономики в мире, конечно же, велика, но степень ее воздействия на мировую экономику явно преувеличена, поскольку все расчеты основывались на определении ВВП по текущим валютным курсам. Когда канадская исследовательская компания «Ваnк Кrеdit Аnаlуst» произвела расчеты на основе паритета покупательной способности (ППС), вклад США в мировой экономический рост в 1995–2002 гг. оказался всего 20 %. Вклад Китая – 25 %, другие развивающиеся страны Азии (Южная Корея, Япония и др.) обеспечили еще 18 % роста мировой экономики. Это превращает и Китай, и страны, тесно связанные с ним экономически, в один из основных двигателей мирового экономического прогресса. Особенно это видно на примере развития обрабатывающей промышленности в КНР и США в 2003 г.:
При этом в развитых странах рост происходит благодаря повышению производительности труда, поиску новых технологий, а в Китае наиболее развитыми являются традиционные отрасли: добыча угля, выплавка стали, сборка автомобилей и телевизоров, производство тканей, пошив одежды и обуви.
Одним из главных элементов реформ в Китае является создание открытой экономики, что рассматривается руководством страны в качестве важного условия общего экономического роста государства, средства модернизации его экономики на рыночных основаниях, все большей интеграции в мировое хозяйство.
Открытая экономическая политика реализуется в разнообразных формах: активное развитие внешней торговли, привлечение иностранных капиталов, широкое использование зарубежной техники и технологии, производственная кооперация и научно-техническое сотрудничество. Курс на открытость экономики сочетается с отстаиванием своих позиций в международном разделении труда.
Наиболее развитая форма внешнеэкономических связей Китая – внешняя торговля. Китай превратился в самый крупный рынок в современном мире с наибольшим потенциалом. За годы реформ внешний товарооборот увеличился с 20,1 млрд долл. в 1978 г. до 797,5 млрд долл. в 2003 г. Еще в 2000 г. по общим размерам внешней торговли Китай делил с Италией 7 – 8-е места (7-е место по объему экспорта, 8-е – по объему импорта), а в 2003 г. Китай вышел на 4-е место в мире по объему экспорта (438,4 млрд долл.) и на 3-е место по объему импорта (412,8 млрд долл.). Если учесть и внешнеторговый оборот Гонконга (в 2004 г. он составлял 456,3 млрд долл.), то КНР выйдет на 2-е место в мировом товарообороте (1-е место занимают США).
Показателем роли внешней торговли в экономическом развитии Китая является доля экспорта в ВВП страны: в 2003 г. она составляла 30 % (в 1978 г. – 4 %). Только за один 2003 г. экспорт КНР увеличился на 35 %, а импорт – на 40 %. В основе роста импорта – огромный внутренний спрос и снижение таможенных тарифов. Импорт для внутреннего потребления вырос на 45 %, при этом закупки сырья увеличились на 50 %, машин и оборудования – на 40 %, нефти – на 30 %.
Большую роль во внешней торговле Китая играют предприятия с участием иностранного капитала. Так, в 2003 г. они обеспечили более половины стоимости китайского экспорта и импорта; объемы их экспортных операций выросли на 40 %, импортных – на 45 %. Основными торговыми партнерами Китая (свыше 70 % закупок техники и 90 % – технической документации) являются Япония, США, страны Западной Европы и Юго-Восточной Азии.
В Западной Европе торговое сотрудничество с Китаем долгое время не рассматривалось в качестве первоочередной задачи. Еще в конце 80-х годов ХХ в. статистики из стран Евросоюза обычно включали показатели торговли с Китаем в раздел торговли со странами, чей объем экспорта и импорта лишь немного превышал 2 % внешнеторгового оборота европейских стран. Даже в начале 90-х годов в экспорте Германии, Франции, Великобритании и Италии Китай занимал лишь 16 – 17-е места. Но в середине 90-х годов положение начало меняться, что было связано с эволюцией общего экономического развития как стран Западной Европы, так и Китая. Происходило как бы осознание растущего значения экономического и политического «веса» каждой из сторон. И политическая составляющая стала играть все большую роль в отношениях между ЕС и Китаем.
В 1996 г. Китай стал 9-м импортером продукции из стран Евросоюза. В 2003 г. импорт КНР из европейских стран увеличился на 38 %, несмотря на определенные сложности, обусловленные ростом курса евро по отношению к доллару. А экспорт в США был менее 30 %, хотя условия торговли с американцами оказались более благоприятными из-за «дешевого» доллара. Особенно существенные изменения происходят в торговле с Германией. В конце ХХ – начале ХХI в. доля азиатских стран составляла 10 % общего объема немецкой внешней торговли, из них половина приходилась на торговлю с Китаем.
Международное движение капиталов имеет важное значение для экономики КНР, особенно импорт капитала. В течение последних десятилетий за счет кредитов иностранных правительств и международных финансовых организаций финансировалось сооружение свыше 300 объектов, 65 % которых – это предприятия энергетики, транспорта и связи. Часть средств используется на развитие сырьевой базы, мелиорации, охраны окружающей среды, науки и здравоохранения.
Зарубежных предпринимателей привлекают в Китае возможности проникновения на гигантский рынок страны, освоения природных ресурсов и использования местной дешевой рабочей силы. Большое значение имеют также значительные капиталы «хуацяо» – многочисленной зарубежной китайской диаспоры (до 50 млн человек в 1бЧ странах мира). Размеры богатств, находящихся в распоряжении «хуацяо», по некоторым оценкам, исчисляются многими миллиардами долларов. Важную роль играют также инвестиции китайских предпринимателей, проживающих на территориях, отторгнутых некогда от Китая.
В оценках иностранных капиталовложений в экономику Китая (в начале ХХI в. – 770,74 млрд долл.) есть немало расхождений. Более точно можно говорить о прямых инвестициях: за 17 лет реформ их объем превысил 181 млрд долл. Учитывая, что в 1997–2001 гг. прямые иностранные инвестиции ежегодно составляли 40–45 млрд долл., к началу 2002 г. их общая величина равнялась примерно 400 млрд долл. За 7 месяцев 2002 г. приток прямых иностранных инвестиций в китайскую экономику вырос на 22 % по сравнению с аналогичным периодом 2001 г. С 2002 г. КНР стала одним из мировых лидеров по привлечению инвестиций, общий объем которых к 2003 г. вырос до 52 млрд долл.
Важную роль в реализации прямых иностранных инвестиций играют более чем 236 тыс. совместных предприятий, на долю которых приходится 25 % объема экспорта. Использование иностранных капиталов способствует ускорению развития ряда экспортных отраслей экономики КНР.
Иностранный капитал активно участвует в создании в стране зон высоких технологий. Так, в приморских районах страны находится около 80 % всех предприятий с участием иностранного капитала, функционирующих в КНР.
В последние годы Китай начал крупный экспорт капитала, особенно в США. Интерес китайского бизнеса к американским компаниям вызван несколькими причинами. Во-первых, многомиллиардный профицит Китая в торговле с США заставляет китайцев искать новые сферы для вложения вырученных средств. Во-вторых, «слабый» доллар делает американские предприятия относительно более дешевыми, чем аналогичные европейские, оценивающиеся в «сильном» евро. Немалую роль играет также стремление китайских предпринимателей получить доступ к новейшим технологиям.
Меняется товарная структура торговли стран Евросоюза с Китаем: доля продукции обрабатывающей промышленности растет, а сельскохозяйственной продукции и энергоносителей – сокращается. Наглядным примером происходящих изменений могут служить франко-китайские отношения. В 1996–1997 гг. компании двух стран подписали коммерческие контракты на общую сумму 2 млрд долл. Среди них – заказ Пекина на поставку 10 самолетов А-320 и 20 самолетов А-321 производства авиастроительного концерна «Аirbus Industriе» (1,5 млрд долл.); проект создания 100-местного самолета в Китае; покупка 5 турбовинтовых самолетов АТR-72 для региональных рейсов; предложение французской компании «Lаfаrgе» расширить цементное производство в пригороде Пекина; контракт с «Rhоnе-Роulеnс» на строительство завода по выпуску пестицидов.
Очень важное значение имеют итоги международных тендеров на поставку в Китай электрооборудования для крупнейшего в мире комплекса ГЭС «Три ущелья» (проектная мощность – 18,2 млн кВт-ч, стоимость проекта – 24 млрд долл.). Объектом торгов являлись энергоагрегаты станции, 8 из них поставит англо-французская группа «Gеnеrаl Еlесtriс Соmраnу – Аlstоm» (французскую группу «Аlstоm» рассматривали как главного участника международных торгов).
В 2003 г. французский консорциум, в который входят компании «Еlесtriсitе' dе Frаnсе», «Frаmаtоmе» и «JIС Аlstоm», завершил строительство атомной электростанции в провинции Гуандун (стоимость проекта – 1,93 млрд долл.). Это вторая АЭС, построенная в Китае французскими компаниями, начато строительство третьей.
Компания «Еlесtriсitе' dе Frаnсе» участвует в сооружении ТЭЦ мощностью в 3,2 млн кВт ч в Шандонге. Французская фирма «Usi-nоrd – Sасilоr» вместе с китайскими предприятиями построит на севере страны завод по производству нержавеющей стали. А группа «Аlstоm» согласовала с китайской стороной поставку 28 электролокомотивов, предназначенных для угольных шахт на востоке Китая. В последнее время расширяется военно-техническое сотрудничество между Парижем и Пекином.
Французская компания «Тоtаl» планирует инвестировать в экономику Китая более 1 млрд долл., чтобы создать базу для развития производства химических, топливных и фармацевтических продуктов. Компания «Еlf», ранее участвовавшая в 40 франко-китайских проектах, планирует в ближайшие годы пятикратно увеличить продажи в Китае.
В результате ряда операций, осуществленных французскими предприятиями, франко-китайский товарооборот вырос с 9518 млн евро в 1998 г. до 14 178 млн евро в 2001 г., что составило 4,4 % общего товарооборота Франции. А 2004 год был объявлен во Франции Годом Китая.
Руководители стран Евросоюза в настоящее время продолжают расширять сотрудничество с КНР. Если объем французских инвестиций в экономику Китая составил б млрд долл., то Германии – уже 8 млрд долл. (на конец 2003 г.). Китайские закупки в Германии в том же году втрое превысили объем закупок во Франции.
В 2004 г. французский бизнес преуспел на китайском рынке: подписано более 20 контрактов (на сумму 4 млрд долл.): «Аirbus Industriе» – о поставке 26 самолетов; «Аlstоm» – о поставке железнодорожного состава, гидротурбин, насосного оборудования; «Тоtаl» – о создании смешанной компании с «Сhinа Теlесоm» для реализации совместного научно-исследовательского проекта. Намечены формы сотрудничества китайских властей с крупными французскими фирмами в атомной энергетике. Евросоюз объявил о своем намерении отменить эмбарго на продажу Китаю оружия (это вызвало недовольство со стороны США, пообещавших ограничить передачу странам ЕС некоторых технологий).
Однако, несмотря на значительное расширение экономических взаимоотношений стран Евросоюза с Китаем, масштабы их вряд ли можно признать достаточными, учитывая огромное значение сотрудничества для партнеров и имеющиеся возможности.
В конкурентной борьбе за Китай, в которой странам Евросоюза противостоят США, лидерство пока принадлежит американцам. Но европейцы намерены изменить ситуацию, для чего используют самые разнообразные способы и средства.
К 2002 г. товарооборот КНР со странами Европы достиг 114,14 млрд долл. и, как считают руководители представительства Евросоюза в Пекине, уже к 2005 г. ЕС должен стать самым крупным торговым партнером Китая.
По текущим капиталовложениям в китайскую экономику в 2002 г. Евросоюз и США сравнялись: они инвестировали по 4 млрд долл. Но суммарные инвестиции США в хозяйство Китая пока превосходят европейские.
Чтобы расширить свое участие в размещении инвестиций в КНР, транснациональные корпорации стран Евросоюза резко увеличивают свою экспансию, особенно в сфере прямых капиталовложений. В ближайшее время германская компания «ВАSF», британская «Вritish Реtrоlеum», англо-голландская «Rоуаl Dutсh-Shеll» и французская «Тоtаl» построят в Китае 3 крупных завода по производству этилена (стоимостью в несколько миллиардов евро каждый), а также ряд других предприятий, в частности фармацевтических. Это будет означать пятикратное увеличение инвестиций европейских ТНК в экономику республики.
При общем росте выпуска автомобилей в КНР в 2003 г. на 87 % на китайском автомобильном рынке активно действуют германская компания «Vоlкswаgеn» (до 40 % продаж) и французская «Реugеоt – Сitrоеn», а доля американских компаний составляет лишь 10 %.
Евросоюз подписал соглашение об упрощенном визовом обмене, облегчающем китайским туристам посещение большинства стран ЕС (в то же время США даже пытаются ужесточить визовую политику по отношению к гражданам Китая).
Особое место в отношениях Евросоюза и США с Китаем занимают проблемы, связанные с безопасностью. Европейцы готовы сотрудничать и в тех областях, куда США опасаются пускать бурно развивающееся государство из соображений безопасности стратегического характера. Например, несмотря на сопротивление США, специалисты Китая участвуют в создании европейской системы спутниковой навигации «Gаlilео».
Евросоюз не считает Китай своим непосредственным конкурентом в определении мировой политики и в официальных материалах говорит о КНР как о стратегическом партнере. И в Китае все больше понимают важность укрепления отношений со странами ЕС.
Конечно, наличие сегодня конкретных расхождений в интересах стран Евросоюза и КНР является одной из причин недостаточных темпов роста китайско-европейского сотрудничества. Китай обеспокоен расширением ЕС. В начале 2004 г. он вел переговоры о получении компенсации за те экономические потери, которые понесет после вступления в ЕС «новых» членов. Предложения Китая не были приняты руководством ЕС, но, очевидно, переговоры продолжатся.
Со своей стороны, Европейская комиссия недовольна введением Китаем ограничений на экспорт коксующегося угля. Кроме того, китайские власти сократили компенсацию НДС на экспортируемый уголь до 5 % и увеличили стоимость лицензий на экспорт объемов угля, превышающих квоты. В Европе считают этот шаг нарушением правил внешней торговли и грозят Китаю разбирательством во Всемирной торговой организации, если торговые барьеры не будут сняты. Китай сократил выдачу квот на экспорт угля (прежде всего в Европу и Японию), чтобы гарантировать его поставку своей бурно развивающейся промышленности и энергетике. Евросоюз недоволен тем, что эти ограничения привели к росту цен на уголь для европейских производителей стали (с 79 долл. за 1 т в 2002 г. до 350 долл. за 1 т в начале 2004 г.). По мнению чиновников из Еврокомиссии, еще ни один торговый спор между двумя сторонами не был так близок к юридическому разбирательству в ВТО.
Отношения Китая с основными экономическими партнерами становятся более напряженными. Показателен и тот факт, что отрицательное сальдо внешней торговли КНР с США и странами Евросоюза увеличивается. Наличие серьезных причин, сдерживающих расширение партнерства ЕС с Китаем, не позволяет дать однозначный ответ на вопрос о перспективах сотрудничества ЕС и Китая, так как все зависит от развития политической ситуации как в Китае, так и во всем мире.
Решающее значение имеет политическое положение в Китае. А это неизбежно означает необходимость учитывать итоги ХVI съезда компартии Китая (2002) и анализировать результаты деятельности нового политического руководства. Со сменой власти резких изменений в политике КНР не произошло. Однако очень многое будет зависеть от того, как новое руководство решит задачу, которую перед ними поставил съезд, – добиться лояльности предпринимателей к компартии Китая.
События последних лет показали, что китайское правительство продолжает курс глубоких реформ, поощряя частную собственность, приватизируя крупные госпредприятия и одновременно проводя активную социальную политику. Поправки, внесенные в Конституцию страны, предоставили частным предприятиям все права в области инвестиций, налогообложения, землепользования и участия во внешней торговле. Очевидно, в этих условиях политика властей КНР по укреплению сотрудничества с другими странами будет совершенствоваться. Перспективы во многом зависят и от направления военной политики Китая, и от отношения к наращиванию военной мощи КНР со стороны других стран.
Военно-техническая дружба Китая с Западом, и в частности со странами Западной Европы, прервалась в июне 1989 г., когда Евросоюз и США ввели эмбарго на поставку вооружений и военной техники Китаю. Впрочем, вводя санкции, прагматичные европейцы оставили для себя возможность в значительной мере сохранить китайский рынок. Евроэмбарго касалось только поставок так называемой смертоносной (lеthаl) военной техники и оружия. Экспорт в Китай электроники, авионики и т. п., тем более продукции двойного назначения, был разрешен. Более того, определение условий экспортных ограничений на уровне конкретного государства оставили на усмотрение национальных правительств. Только в 1990–1997 гг. страны ЕС заключили новые соглашения и осуществили поставки по старым контрактам (заключенным до введения эмбарго) на сотни миллионов долларов.
Но, несмотря на введение эмбарго, Китай продолжал создавать современные эффективные вооруженные силы. Его военные расходы постоянно возрастали. По оценкам Международного института стратегических исследований, по объему расходов на военные цели Китай обошел такие страны, как Франция, Великобритания, Япония и Италия. Военное строительство в Китае нацелено на создание сил, способных успешно действовать в крупных сухопутных, а возможно и морских, региональных войнах в прилегающих к Китаю районах, в том числе с применением ядерного оружия.
В Китае не отказались от политики сдерживания «гегемонистских» устремлений США. Там усматривают в американском военном присутствии в Азии угрозу своим интересам. В свою очередь, США видят в Китае будущего глобального конкурента, разделяющего коммунистические идеи и наращивающего военную и экономическую мощь.
Что же касается стратегического политического курса Евросоюза по отношению к Китаю, то он остается прежним. Это относится и к вопросу об отмене эмбарго на торговлю оружием с Китаем. Правда, по предложению Великобритании отменить эмбарго намечено в 2006 г. Очевидно, это компромисс, и как таковой он должен оказать положительное воздействие на руководство КНР.
В последнее время США предпочитают вести более гибкую, взвешенную и предметную политику в отношении Китая. Ее хорошо выразил декан Yаlе Sсhооl оf Маnаgеmеnt Дж. Гартен: «Китай превращается в самую крупную мировую экономическую державу наряду с США. Логика диктует следующий шаг: Китай должен играть более значимую роль в мировой экономике, быть не пассивным ее участником, а одним из лидеров в управлении мировой экономической системой».[19]