Новый цифровой мир.

* * *

В прошлом благодаря технологическим прорывам Соединенные Штаты имели огромные стратегические преимущества. После создания первых ракет с лазерным наведением многие годы ни у одной из стран не было оружия, способного сравниться с ними по смертоносной силе и дальности действия. Однако со временем технологические преимущества в результате их копирования или утечки информации утрачиваются, сложные виды вооружения не являются исключением. Рынок беспилотных летательных аппаратов уже стал международным. Долгие годы лидировал Израиль, сейчас активно продвигает и продает свои БПЛА Китай, а в 2010 году Иран раскрыл информацию о создании иранскими инженерами беспилотного бомбардировщика. Даже Венесуэла присоединилась к этому клубу, использовав свой военный альянс с Ираном для начала реализации программы по производству имеющих «исключительно оборонное назначение» беспилотных летательных аппаратов, которую возглавили иранские инженеры-ракетчики. Когда венесуэльского президента Уго Чавеса попросили подтвердить слухи об этой программе, он ответил: «Да, мы делаем это и имеем на это право. Мы свободная и независимая страна». Со временем беспилотные самолеты и вертолеты станут компактнее, дешевле и эффективнее. В большинстве случаев, если только продукт оказывается на рынке (неважно, беспилотник это или компьютерная программа), ограничить его распространение не удается.

Мы спросили бывшего директора DАRРА Регину Даган, как США относятся к высокой ответственности, которая связана с производством такого рода оружия: понятно, что просчитать все возможные последствия его создания не может никто. По ее словам, «людей всегда беспокоят побочные эффекты технологических новинок, особенно революционных. Действительно, можно привести примеры и позитивных, и негативных последствий их появления». Даган напомнила о том, какую озабоченность вызвали первые сенсационные сообщения о расшифровке генома человека: если у вас будет выявлена предрасположенность к синдрому Паркинсона, как изменится отношение к вам со стороны работодателя и страховой компании? «Но потом пришло понимание, что мы должны не стыдиться открытия, которое позволит выявлять генетическую предрасположенность к заболеванию, а создать систему правовой защищенности, которая гарантировала бы, что люди, у которых она выявлена, не будут лишены медицинской помощи», – объясняет она. Появление технологических новшеств и разработка защитных мер, которые могут потребоваться в связи с этим, должны происходить одновременно и сбалансированно.

Даган характеризует свою роль в агентстве так: «Вы не выполните свою миссию, нацеленную на достижение постоянного стратегического превосходства, если не готовы делать то, из-за чего люди могут почувствовать дискомфорт». Но в работе нужно активно использовать обратную связь: очень важно выслушивать предложения других людей и принимать от них помощь. «Агентство не может все сделать само. В обсуждении проектов должны участвовать другие заинтересованные структуры», – говорит она.

Приятно слышать, что в DАRРА серьезно относятся к своей ответственности за развитие новых технологий. Однако далеко не все правительства разделяют этот разумный и осторожный подход. Широкое распространение беспилотных летательных аппаратов вызывает особую озабоченность: даже очень небольшим армиям они обеспечивают огромные преимущества. Не каждое правительство или армия в мире владеет технической инфраструктурой и людскими ресурсами для того, чтобы иметь собственный флот беспилотников: приобрести их, открыто или тайно, могут лишь очень состоятельные покупатели. Но в конечном счете владение военными роботами, особенно БПЛА, станет стратегической прерогативой каждой страны: кто-то будет покупать их для того, чтобы получить преимущество, остальные – просто чтобы сохранить паритет.

Помимо соперничества на государственном уровне начнется борьба за обладание беспилотниками и роботами и использование их в своих интересах среди обычных людей и неправительственных структур. Сингер напоминает, что «и бизнес, скажем, медиагруппы или сельхозпроизводители, опыляющие посевы с воздуха, и правоохранительные органы, и даже преступники и террористы – все уже используют беспилотные летательные аппараты». В 2007 году довольно специфическая частная военная компания Вlаскwаtеr, позже переименованная в Асаdеmi, LLС, вывела на рынок необычную услугу – аренду БПЛА для слежки и разведки. В 2009 году она подписала контракт с ЦРУ об оснащении бомбами принадлежащих управлению беспилотников.

Известно много случаев, когда частные компании по собственной инициативе создавали и использовали беспилотные летательные аппараты. Компании, обладающие недвижимостью, применяют беспилотники для аэрофотосъемки своих владений. Некоторые университеты приобрели их в исследовательских целях (так, в Университете Канзаса можно получить диплом в области беспилотной авиации). А в 2012 году нам попалась информация об услуге «Такокоптер» (если вы нестерпимо захотели пирожок тако[48], можете выбрать его с помощью смартфона, указать свои координаты и ждать беспилотника с заказом). Правда, потом оказалось, что это мистификация – но вполне реализуемая с технической точки зрения – и, вероятно, скоро это будет сделано.

Мы уже говорили о том, что легкие и недорогие «повседневные» БПЛА, разработанные для военных целей, станут особенно популярным товаром на международном рынке вооружений и на подпольных рынках оружия. Дистанционно управляемые самолеты, автомобили и катера, способные вести наблюдение, перехватывать цели противника и нести и приводить в действие бомбы, добавят новый класс задач армии в зонах боевых действий. И если «гражданские» версии вооруженных беспилотников станут достаточно совершенными, мы вполне можем оказаться свидетелями их воздушного боя. Возможно, впервые это случится в Мексике, где у наркокартелей есть и желание, и ресурсы для приобретения такого оружия.

Правительства постараются ограничить доступ к ключевым технологиям, облегчающим производство беспилотников для широкой потребительской аудитории, но регулировать их распространение будет очень сложно. Прямой запрет нереален, и даже скромные попытки контролировать гражданское их использование во вполне мирных странах не увенчаются успехом. Если правительство США потребует от населения регистрировать свои беспилотные летательные аппараты и запретит их полеты в определенных местах (скажем, вблизи аэропортов и государственных объектов) и пересечение ими границ штатов, совсем нетрудно представить упрямцев, которые сумеют найти способ обойти запреты, внося изменения в конструкцию своих беспилотников, делая их анонимными или снабжая их каким-то подобием технологии «стелс». И все же могут быть подписаны международные договоры о запрещении экспорта крупных БПЛА в обход государственных каналов. Страны, имеющие самые большие возможности для поставок БПЛА, могут прийти к заключению некоего аналога Договора об ограничении стратегических вооружений (ОСВ), целью которого было сократить количество единиц ядерного оружия у США и СССР во времена холодной войны.

Государствам придется много работать над задачей защиты своих морских и сухопутных границ от растущей угрозы со стороны вражеских беспилотных летательных аппаратов, поскольку их трудно обнаружить. Так как автономные системы навигации становятся все доступнее, беспилотники превращаются в миниатюрные крылатые ракеты, которые невозможно перехватить после запуска. Разведывательные беспилотники не так страшны, как ракетоносные, но будут расцениваться как угроза, поскольку обнаружить их нелегко. Возможно, самым эффективным способом уничтожить вражеский БПЛА окажется электронный – взлом его киберзащиты, а не применение грубой силы. После этого начнется, по словам Сингера, «битва за контроль» – борьба за то, чтобы заставить машину сотрудничать и «убедить» ее сделать не то, что предполагает ее миссия.

В конце 2011 года власти Ирана с гордостью продемонстрировали совершенно неповрежденный американский беспилотник RQ-170 Sеntinеl. Как утверждалось, его обнаружили в иранском воздушном пространстве и посадили на землю благодаря тому, что удалось взломать его систему защиты (представители США, в свою очередь, сообщили лишь о том, что БПЛА был «потерян»). Неназванный иранский инженер рассказал газете Тhе Сhristiаn Sсiеnсе Моnitоr, что они с коллегами заставили беспилотник «приземлиться там, где захотели, не взламывая сигнал системы дистанционного управления и каналы связи» с командным центром американцев, поскольку знали об уязвимости в системе GРS-навигации самолета. Версия с передачей ложных координат (эта техника известна как «спуфинг») возможна, но маловероятна, поскольку эта задача невероятно трудна в реализации (чтобы добраться до GРS, иранцам нужно было преодолеть армейское шифрование, заглушив сигналы связи и подменив их своими).

Вполне возможно, что государства придут к подписанию международных договоров с обязательством не посылать беспилотные летательные аппараты в воздушное пространство друг друга или достижению договоренности считать разведывательные беспилотники допустимым нарушением. Или появятся международные требования о том, чтобы разведывательные БПЛА легко отличались от тех, которые несут вооружение. Трудно сказать определенно. Некоторые страны создадут объединенный «щит от беспилотников», напоминающий ядерные альянсы времен холодной войны, и мы увидим первые в мире зоны с запретом полетов беспилотных летательных аппаратов. Если небольшие и не очень богатые страны не смогут позволить себе создание или покупку собственных беспилотных бомбардировщиков, но опасаются нападения с воздуха своего агрессивного соседа, они будут вступать в альянсы с одной из сверхдержав, чтобы гарантировать себе некоторую защиту. Но маловероятно, чтобы страны, не имеющие беспилотников, не попытались изменить ситуацию: захваченный иранцами БПЛА-шпион Sеntinеl стоил всего $6 млн.

Распространение роботов и беспилотных летательных аппаратов увеличит количество конфликтов в мире – получив в свое распоряжение такие инструменты, государства будут стремиться их испытать, – но снизит вероятность полномасштабной войны. На то есть несколько причин. Одна из них заключается в том, что это достаточно новое явление: все международные соглашения, касающиеся различных видов вооружения (Договор о нераспространении ядерного оружия, Договор по ПРО, Конвенция о запрещении химического оружия и так далее), были подписаны задолго до появления БПЛА. Необходимо обозначить границы, установить правовые нормы, а политики должны научиться использовать эти инструменты ответственно и с учетом общей стратегии. Существуют и этические аспекты, которые следует обсудить публично (сейчас такая дискуссия идет в США). Все эти соображения заставят власти разных стран проявлять осторожность в период активного распространения беспилотников.

Мы должны не забывать и о такой проблеме, как возможность потери контроля над беспилотными летательными аппаратами, как это было с ядерным оружием. Существуют обоснованные опасения, способны ли такие страны, как Пакистан (по некоторым оценкам, он владеет примерно сотней ядерных зарядов), обеспечивать безопасность своего ядерного арсенала и не допустить их кражи. По мере появления больших флотилий БПЛА повышается риск того, что какой-то из них попадет «не в те руки» и будет использован против иностранного посольства, военной базы или культурного центра. Представьте себе следующий теракт, сравнимый по масштабам с 11 сентября 2001 года, но проведенный не путем угона коммерческих авиалайнеров, а с помощью беспилотников, похищенных у государства. Такая опасность подтолкнет к заключению договоров, в которых будут выработаны требования по должной охране БПЛА.

Государствам придется совместно или по отдельности выработать правила использования БПЛА и решить, попадут ли они под те же нормы регулирования суверенности воздушного пространства, что и обычные самолеты. Взаимные опасения будут удерживать власти от эскалации конфликта с участием беспилотников. Даже когда выяснилось, что американский БПЛА Sеntinеl нарушил воздушное пространство Ирана, реакция Тегерана свелась к хвастовству и демонстрации захваченного трофея, а не к мести.

Снижение смертности среди военнослужащих благодаря использованию беспилотных летательных аппаратов будет благосклонно воспринято обществом и снизит вероятность полномасштабного военного конфликта. У нас уже есть статистика, которую можно изучать: новости о беспилотниках в США появляются на протяжении нескольких лет. За несколько месяцев до президентских выборов 2012 года в результате утечек информации из правительства появились подробные статьи о секретных операциях с использованием БПЛА, санкционированных Бараком Обамой. Судя по реакции американцев на удары беспилотных бомбардировщиков как в «официальных» зонах боевых действий, так и в «неофициальных» – в Сомали, Йемене и Пакистане, – операции по ликвидации террористов с участием беспилотников кажутся обществу гораздо более приемлемыми, чем использование солдат. Такие акции вызывают меньше вопросов и протестов. Некоторые сторонники сокращения присутствия США в мире даже поддерживают расширение программы применения БПЛА в качестве законного способа выполнения этой задачи.

Мы лишь недавно научились воевать так, чтобы не соприкасаться с противником физически и эмоционально, до определенной степени лишив войну личностной составляющей, и пока не знаем всех политических, культурных и психологических последствий этого. Сейчас «дистанционные» военные действия ведутся чаще, чем когда бы то ни было, а в будущих конфликтах их роль станет еще более заметной. Исторически к ним относилось использование ракет, но в будущем станет возможным еще более значительное дистанцирование действующих лиц от поля битвы. В конце концов, жертвы другой стороны редко становятся важным фактором международной политики и объектом общественного внимания: если американские войска не подвергаются опасности, интерес публики тут же резко падает. Это, в свою очередь, означает меньшую озабоченность населения вопросами национальной безопасности: когда на горизонте не предвидится опасности для наших солдат, тише голоса и «ястребов», и «голубей». Чем больше у властей вариантов действий, не привлекающих общественного внимания, тем больше задач по обеспечению безопасности они могут выполнить без объявления войны или отправки войск, что снижает вероятность возникновения крупномасштабного вооруженного конфликта.