Шпаргалка по введению в педагогическую деятельность.
43. СВЯЗЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ.
Зачастую для изучения педагогических проблем требуется междисциплинарный подход, данные других наук о человеке, что в целом составляет наиболее полное знание изучаемого.
Педагогика связана с психологией. Имеются несколько важных узлов связи между этими науками. Основной из них – это объект исследования этих наук, если психология изучает законы развития психики человека, то педагогика создает законы управления развитием личности. Воспитание, образование, обучение человека – это целенаправленное развитие психики человека.
Одним из узлов также является единство методов исследований педагогики и психологии. Некоторые приемы психологического поиска с успехом служат решению чисто педагогических проблем. О существовании связи между педагогикой и психологией говорят и основные понятия психологии, которые, если их применить в педагогической лексике, более точно определят явления, факты воспитания, образования, обучения, помогут определить главное в данной проблеме.
Педагогика как наука употребляет психологические знания с целью раскрытия, отображения, истолкования, классификации педагогических фактов. Итоги педагогической деятельности исследуются с использованием психологических диагностик(тестов, анкет и т. д.).
Также связью между педагогической и психологической науками является педагогическая и возрастная психология, психология профессиональной педагогической деятельности и многие психологические исследования других областей образования.
Также педагогика связана с физиологией. Чтобы осознать механизмы управления физическим и психическим воспитанием обучаемых, необходимо знать закономерности жизнедеятельности организма и функциональных систем. Познание закономерностей работы высшей нервной деятельности позволяет педагогике создавать развивающие, обучающие технологии, способствующие оптимальному развитию человека.
Социологические исследования являются ответом на педагогические задачи, которые объединены с созданием студенческого досуга, профессиональной ориентацией и т. д.
Социология также занимается проблемами образования и воспитания, так как является наукой, изучающей общество. Социологическая наука включает в себя такие аспекты, как социология образования, социология воспитания, социология студенчества и т. д.
В педагогической науке одну из главных ролей играет философия. Философия используется для постижения целей воспитания и образования на современном этапе развития педагогического знания. Теория познания дает нам возможность опосредованно определить законы учебно-познавательной деятельности и способы управления ею. Философские категории необходимости, общего, единичного и особенного, закономерности взаимосвязи и взаимозависимости и т. д. способствуют развитию познавательной педагогической мысли. В настоящее время особо изучается феномен образования. Исходя из этого стремительно развивается философия образования.
В завершение добавим, что в исследованиях педагогики активно используются сведения и многих других наук. Таких как юриспруденция, экономика, информатика, экология, история и многих других.