Управление знаниями. Как превратить знания в капитал.
Конкурентоспособность стран и регионов.
Еще совсем недавно страны и регионы оценивались с точки зрения их богатства лесом, полезными ископаемыми, почвами, климатическими условиями, основными фондами, а также географического положения. Становление и развитие экономики, основанной на знаниях, меняет критерии оценки богатства стран и регионов. На первое место выдвигаются такие факторы, как квалификация людей, новейшие управленческие технологии, информационная инфраструктура, сеть бизнеса, культура организаций. Новые представления об источниках и факторах экономического развития позволяют по-новому посмотреть на образование, науку, медицину, телекоммуникации, навыки менеджмента, т. е. на те сферы общественной жизни, которые оказывают решающее влияние на темпы и направление экономического развития страны.
К новым факторам экономического роста относятся:
• инвестиции в образование;
• развитие информационно-компьютерных технологий; увеличение расходов на НИОКР;
• расширение доступа компаний к венчурному капиталу;
• качество управления страной и компаниями (высокие темпы сбережений, низкая инфляция, открытость экономики, социальный капитал);
• эффективная политика привлечения прямых иностранных инвестиций;
• количество и качество людских ресурсов, занятых в отраслях знания.
Конкурентоспособными становятся страны, которые продуцируют знания и интегрируют их в свои экономические модели. Двигателями конкурентоспособности стран являются наука, технологии, предпринимательство, финансы, логистика и образование.
ГДЕ СОСТАВЛЯЮТСЯ РЕЙТИНГИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ.
В мире существуют три основных центра по изучению конкурентоспособности стран. Первый из них – возглавляемый М. Портером Институт стратегии и конкурентоспособности при Гарвардском университете (США). Два других центра имеют европейскую прописку – это Всемирный экономический форум в Давосе (ВЭФ) и Международный институт развития менеджмента (Intеrnаtiоnаl Institutе fоr Маnаgеmеnt Dеvеlорmеnt – IМD) в Лозанне. Ежегодно каждый из центров продуцирует собственные результаты изучения конкурентоспособности стран мира и выводит свои рейтинги. Между ними (исследованиями и рейтингами) имеются различия, потому что каждый из центров пользуется собственной методологией исследования и придерживается своих эксклюзивных критериев при составлении шкалы конкурентоспособности экономик стран и регионов.
ВЭФ использует в своих исследованиях так называемый индекс конкурентоспособности экономического роста, измеряя с его помощью способность экономики достичь и поддерживать стабильный экономический рост в средне– и долгосрочной перспективе. Индекс базируется на трех составляющих: 1) макроэкономическая среда; 2) качество общественных институтов и 3) использование новых технологий.
Методология исследований IМD строится на анализе и ранжировании способности государств, во-первых, создавать, а во-вторых, поддерживать среду, в которой компании могут эффективно конкурировать. Поскольку создание национального богатства происходит преимущественно на уровне предприятий (частных и государственных), эта область исследований называется «конкурентоспособность предприятий». Но предприятия существуют в национальной бизнес-среде, которая либо усиливает, либо тормозит их способность к конкуренции как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Эта область исследований называется «конкурентоспособность стран».
Главным «продуктом» IМD является внушительных размеров книга – 700-страничный Ежегодник по мировой конкурентоспособности, который считается самым полным и компетентным ежегодным отчетом о конкурентоспособности стран и регионов. Ежегодник оценивает конкурентную «успеваемость» 60 стран и регионов. По каждой национальной бизнес-среде изучаются четыре основных группы факторов конкурентоспособности: 1) макроэкономическая динамика; 2) эффективность управления страной; 3) эффективность бизнес-сектора; 4) развитость инфраструктуры. Поиск, изучение, оценка и ранжирование происходят на основе сравнения 314 различных показателей и оценок.
Именно в показателях состоит главное различие в методологических подходах ВЭФ и IМD при исследовании мировой карты конкурентоспособности. Если ВЭФ строит свои выводы на показателях, где лишь одна треть – это твердая статистика, а две трети – экспертные оценки, полученные путем опросов, то рейтингование IМD осуществляется на основе обратного соотношения: две трети твердой статистики и одна треть – экспертных оценок. Причем статистические данные берутся из официальных (международных, национальных и региональных) источников. Оценочные данные собираются путем проведения опроса 4 тыс. менеджеров и бизнесменов из разных стран и компаний. Кроме того, в расчет принимаются данные за предыдущий 5-летний период, а их точность обеспечивается сотрудничеством между IМD и 57 партнерами – научными и исследовательскими учреждениями со всего мира.
Более «мягкая» методология ВЭФ позволяет анализировать множество стран, включая и те, по которым статистика либо отсутствует, либо ненадежна. IМD, в свою очередь, опираясь на выверенные статистические данные и точные оценки из достоверных источников, выглядит более осторожным и консервативным. С одной стороны, это делает рейтинги IМD менее уязвимыми для критиков, а с другой – эти рейтинги более объективны и детализированы.
Страны Евросоюза в последнее время действуют в соответствии с так называемой Лиссабонской стратегией, принятой в 2000 г. В рамках этой стратегии Совет Европы поставил цель: европейская экономика должна к 2010 г. превратиться в наиболее конкурентоспособную и динамичную экономику, основанную на знаниях, которая обеспечит устойчивый экономический рост, рабочие места и социальное согласие. Не случайно лидерами в создании экономического богатства становятся страны, в ВВП которых преобладают «знаниеемкие» виды экономической деятельности.
В 2001 г. ОЭСР исследовала 30 стран и оценила уровень их инвестиций в интеллектуальный капитал. В первой десятке оказались США, Швейцария, Швеция, Ирландия, Нидерланды, Венгрия, Канада, Бельгия, Великобритания, Южная Корея. Основные черты внедряемой в этих странах экономики, основанной на знаниях:
• повышение «знаниеемкости» ВВП;
• рост удельного веса НМА (ноу-хау, информационных систем, патентов и т. п.);
• рост доли нематериальных товаров в международной торговле;
• рост в структуре капитала доли капитала, связанного с расходами на НИОКР;
• рост инвестиций в образование, науку, здравоохранение и окружающую среду.
Стратегия роста, основанная на знании, предусматривает инвестиции не только в сами знания, но и в объекты, которые содержат знания, в людей и институты, деятельность которых направлена на абсорбцию и использование знания[54].
ИНВЕСТИЦИИ ЗАВИСЯТ ОТ ПРИРОСТА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА.
Агентство «Инвестируйте в Швецию» (Invеst in Swеdеn Аgеnсу – ISА) стало первым страновым агентством по привлечению иностранных инвестиций, замерившим интеллектуальный капитал для сравнительного анализа конкурентоспособности разных стран в экономике, основанной на знаниях. По мнению ISА, потоки и направления инвестиций будут все больше определяться потенциалом прироста интеллектуального капитала.
Измеряя конкурентоспособность стран в экономике, основанной на знаниях, ISА использовало следующие показатели:
• инновационность страны (интенсивность продуцирования и коммерциализации инноваций) – общий размер НИОКР и их доля в ВВП; расходы на исследования и их доля в ВВП; количество научнотехнических публикаций и др.;
• создание знаний с коммерческим потенциалом – расходы на прикладные НИОКР, их доля в ВВП; количество патентов, зарегистрированных в «триаде патентных семей» (Европа, США, Япония) на 1 млн населения; «коэффициент изобретательности» населения и др.;
• емкость рынка знания и динамика международного обмена знаниями – доля национальных НИОКР, финансируемых из зарубежных источников; доля НИОКР в частном секторе, производимых за границей, но финансируемых из национальных источников; международное сотрудничество в науке и технологиях; количество иностранных студентов в национальных высших образовательных учреждениях;
• инновации и изобретения – доля промышленных предприятий, имеющих инновации (по размерам, отраслям, типам инноваций);
• предпринимательская деятельность – количество создаваемых частных компаний; зарегистрированных предпринимателей; удельный вес малых и средних предприятий по отраслям;
• поддержка инноваций и изобретательства – доля расходов на НИОКР, финансируемых государством, в ВВП; доля предоставленного венчурного финансирования в ВВП;
• качество человеческого капитала – все показатели системы образования; доля ученых в общей численности занятых; показатели миграции высококвалифицированных работников;
• развитость национальной информационной инфраструктуры – показатели развития информационно-компьютерных и телекоммуникационных технологий[55].
Знания сами по себе не трансформируют экономику; одновременно нет и гарантий того, что инвестирование в научные исследования и разработки или иные продукты высшего образования принесет положительную отдачу. Многие страны, включая Бразилию, Индию и Россию, вложили значительные средства в формирование научно-технического потенциала, но не получили серьезной экономической отдачи от своих инвестиций. Это объясняется тем, что научно-технические знания приносят наибольшую выгоду в том случае, если используются в рамках национальной инновационной системы. В частности, одним из существенных элементов инновационной системы является развитая система регистрации и защиты прав собственности. О росте количества патентов в мире говорит тот факт, что в период с 1978 по 1996 г. для получения 250-тысячной заявки на патент потребовалось 18 лет, а на удвоение этого количества ушло только четыре года – с 1996 по 2000 г.[56].
КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА ФИНЛЯНДИИ И ИРЛАНДИИ.
В 1990-х гг. Финляндия превратилась в страну, которая свое благосостояние строит на развитии информационно-коммуникационных технологий. В соответствии с рейтингом конкурентоспособности ВЭФ Финляндия в 2006 г. вошла в тройку наиболее конкурентоспособных экономик мира (наряду со Швейцарией и Швецией). Более того, по оценке качества образования, которое проводится Международной программой по оценке образовательных достижений учащихся (ПИЗА), Финляндия имеет одни из лучших результатов в мире.
Основная цель исследования ПИЗА – оценка образовательных достижений учащихся 15-летнего возраста. Ключевой вопрос исследования – обладают ли эти учащиеся, получившие общее обязательное образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе? Исследование направлено не на определение уровня освоения школьных программ, а на оценку способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях.
Данное положение дел в Финляндии сложилось благодаря целенаправленной политике диверсификации экономики, приоритетного развития наукоемких отраслей и широкого использования знаний во всех традиционных отраслях. Доля продукции высокотехнологичных отраслей в экспорте увеличилась с 5 % в конце 1980-х гг. до 20 % в начале 2000-х гг. Она имеет один из самых высоких в мире показателей государственных инвестиций в научные исследования и разработки (3,5 % ВВП), который существенно опережает уровень Евросоюза (менее 2 %).
Экономика Финляндии успешно использует потенциал научных исследований и разработок и мощные собственные образовательные возможности. Достижения этой страны показывают, что развитие экономики знаний возможно не только в большой, но относительно небольшой по масштабам стране, более того, трансформация экономики по направлению к экономике знаний возможно в относительно короткие сроки.
Успех стал возможен в основном благодаря либерализации торговли и снятия барьеров для перетока капитала, а также активной роли государства в инновационной и научно-технической политике. В Финляндии действует множество институтов, стимулирующих развитие экономики знаний, которые осуществляют связь между общественным и частным секторами национальной экономики. В частности, численность занятых научными исследованиями в Финляндии достигла 16 человек в расчете на 1 тыс. занятых в экономике. По этому показателю Финляндия опережает такие страны, как США, Швецию, Германию. Немаловажной стала и политика государства в сфере образования, направленная на достижение наивысших в мире показателей качества образования[57].
В значительной мере основывается на знаниях и экономика Ирландии. С 1990 по 2003 г. ВВП этой страны вырос более чем в 3 раза, с 26 млрд евро до 138 млрд. При этом ВВП на душу населения увеличился за тот же период с 10 400 евро до 35 200 и сегодня составляет 135 % среднеевропейского уровня. За тот же период экспорт увеличился в 4,5 раза; инфляция практически не изменилась (3,4–3,5 %); среднегодовой рост ВВП составил 8 %, в то время как в Евросоюзе он равен 2 %, а в США – немногим более 3 %. Если в начале 1990-х гг. основными отраслями в Ирландии были туризм и сельское хозяйство, то теперь – производство компьютеров, программное обеспечение и фармацевтическая продукция.
Эксперты называют четыре основных источника беспрецедентного рывка Ирландии в сторону экономики, основанной на знаниях. Первый – качественная система образования. 48 % ирландского населения как минимум закончили колледж. Аналогичный показатель существенно ниже даже в таких развитых странах, как США, Великобритания, Франция и Германия. Второй – членство в Евросоюзе и культурная близость к США (в США более 40 млн человек считают себя либо непосредственно выходцами из Ирландии, либо связанными с Ирландией в генетическом смысле). Третий – государственная поддержка иностранных инвестиций в экономику страны и поддержка национальных инвестиций за рубежом. Сегодня почти все основные производители программного обеспечения, вычислительной техники, фармацевтических препаратов, медицинского оборудования и электроники имеют свои филиалы и осуществляют те или иные операции на территории Ирландии. При этом почти одна четверть всех американских прямых иностранных инвестиций в Европе приходятся на Ирландию. Четвертый – Ирландия имеет один из наиболее низких налогов на прибыль корпораций (12,5 %). Правительство также финансирует научные исследования и разработки, проводимые на территории Ирландии. В 2006 г. на эти цели было потрачено 635 млн евро, что представляет большую величину для страны с населением в 4 млн человек. Приоритет в научных исследованиях отдается компьютерным наукам, электронике, фармацевтике и разработке нового медицинского оборудования. При этом с помощью научных грантов привлекаются ученые со всего мира, включая Россию[58].
Сопоставление конкурентоспособности различных стран дает возможность сравнить степень приближения экономик стран к идеальному состоянию экономики, основанной на знаниях. Пока что сопоставление не в пользу России. В рейтинге, опубликованным ВЭФ в 2007 г., Россия занимает 62-е место, опустившись в этом рейтинге за год на девять позиций. Ее ближайшие соседи – Сальвадор, Египет и Ямайка. При этом Россию существенно опережают такие страны, как Чешская Республика (29-е место) и Словения (33-е место). Несколько впереди России Казахстан (56-е место) и Китай (54-е место). На первом месте Швейцария, за ней идут Финляндия и Швеция. США на шестом месте.
Ключевое значение для развития конкурентоспособной экономики имеет развитие малого и среднего предпринимательства, особенно связанного с НИОКР и субподрядами с крупными высокотехнологичными компаниями. Количество малых предприятий в России составляло около 1 млн, а количество занятых на них – около 8 млн человек, что составляет 17 % всех наемных работников. По сравнению с развитыми странами это недопустимо мало, поэтому необходимы соответствующие финансовые инструменты: банковское кредитование малого и среднего бизнеса; создание индустрии венчурного капитала и института частных инвесторов, предоставляющих предпринимателям собственные средства для финансирования начальных этапов бизнеса; развитие фондового рынка.
В воспроизводстве человеческого капитала, который является фактором конкурентоспособности, важную роль играют миграционные процессы. Сложившаяся в России демографическая тенденция делает экономически целесообразным стимулирование замещающей миграции, т. е. миграции, компенсирующей сокращение численности всего или отдельных групп населения. Без замещающей миграции даже с учетом возможного повышения уровня рождаемости численность населения России сократится к 2025 г. как минимум на 20 млн человек, а в 2050 г. будет составлять около 100 млн. В результате демографического старения доля лиц в возрасте старше 60 лет увеличится с 18 % в 2000 г. до 26 % в 2025 г. Изменение количественного соотношения между поколениями в пользу пожилых людей окажет сильное влияние на состояние рынка труда, систему социального обеспечения и здравоохранения, на экономическое развитие. Приток мигрантов в определенной мере может затормозить процесс демографического старения. При этом целесообразно развивать миграцию носителей высокого уровня образования и профессионализма, за счет чего увеличивать приток знаний и их носителей. Основным ресурсом в области миграции иностранных специалистов в среднесрочной перспективе являются страны СНГ, граждане которых в большинстве своем могут легко социализироваться в российском обществе, разделяют ценности российской культуры и знают русский язык.
Вложения в образование, науку и здравоохранение должны рассматриваться как инвестиции в поддержание и увеличение интеллектуального капитала, которые приведут к созданию стоимости путем генерирования знаний. Немало существует примеров того, как эффективная система образования обеспечивает стране (так же, как и уровень НИОКР) высокие баллы в мировой шкале конкурентоспособности. Из сфер, выживавших ранее благодаря мизерным отчислениям из государственного бюджета, они должны превратиться в России в сферы производства знаний. Не следует также забывать, что интеллектуальный капитал в условиях жесткой конкуренции, как и капитал финансовый, идет туда, где выше «процентные ставки», т. е. выше общий уровень и качество жизни. Для того чтобы удержать интеллектуальный капитал в стране, необходимо значительно повысить финансирование образования и науки и поддерживать их имидж.